/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Простое русское чудо

Осенью 1992 года у кромки поля на окраине деревни Кривель Сапожковского района Рязанской области стояли два монаха и о чем-то тихо беседовали. То были наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий и ныне покойный монастырский эконом архидиакон Роман. Сюда, за триста верст от Москвы, их привели размышления о том, что «первый на Москве» монастырь должен завести собственные сельские угодья, которые и обитель бы кормили, и давали доход для финансирования ее многосторонней деятельности.

Их разговор вдруг прервали две пожилые женщины, проходившие мимо. «Слух идет, вы тут монастырь будете строить», – сказала одна из них. Москвичи недоуменно переглянулись: «Да нет, мы здесь совсем по другим делам». Тогда монахи еще не знали, что уже в 1993-м у деревни Кривель им предстоит основать скит преподобного Сергия Радонежского. И еще взвалить на себя заботы по возрождению умирающей деревни…

У подножия лестницы, ведущей на небо

 


Неподалеку от районного центра – поселка Сапожок, что рядом с Кривелем, – до конца 70-х жила старица Екатерина Михайловна Хлуденёва. Она была монахиней в миру. Поговаривали, будто имела она какое-то отношение к царскому двору. Благочестивая жизнь Екатерины Михайловны обращала на себя внимание. Она стала неким духовным центром округи, где все церкви стояли разрушенными и духовенства было мало. Многие верующие люди приходили к ней за советом. Сегодня Рязанская епархия РПЦ готовит документы для канонизации Екатерины Михайловны. В Рязанской области старица считается местночтимой святой.

Незадолго до своей смерти в 1978 году Екатерина Михайловна сказала кому-то: «Все церкви скоро восстановят, а здесь даже монастырь будет». Это весьма странно звучало в конце 70-х. Но пророчество ее сбылось.

Как рассказывает наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий, эта удивительная история с пророчеством и стала причиной того, что первоначальные планы просто организовать прибыльное сельскохозяйственное производство на Рязанщине трансформировались в проект создания скита, который, с одной стороны, взял бы на себя дело возрождения духовной жизни в рязанской глубинке, а с другой – стал бы хозяйственным форпостом Данилова монастыря.

Дело оставалось за малым – выбрать место. И выбору помогла еще одна удивительная история. Рядом с деревней Кривель поднимается огромный живописный холм, поросший густым лесом. На вершине его – великолепный луг в несколько гектаров. Будто лысина на гигантской голове. Лет двадцать назад четверо верующих людей видели в сумерках на этом холме чудесное знамение: блистающая лестница, со светильниками по краям, спускалась с неба на землю, и кто-то восходил и нисходил по ней. И длилось это чудесное явление добрых полчаса. Как раз на том месте, куда, по свидетельству очевидцев, спускалась небесная лестница, и решили построить деревянный скитский храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

…От Кривеля до скита добираешься небыстро. И не из-за бездорожья – асфальтовую трассу помогла проложить местная администрация, – а потому, что то и дело останавливаешься, чтобы полюбоваться красотой здешних мест. Быстрая и глубокая речка Пара петляет по лугам у подножия лесистого холма. За спиной – деревня Кривель. Тихая, будто уснувшая. А вот и мостик через речку, ведущий к скиту. Глушим мотор. Слушаем пение ветра и течение спокойных вод. Кажется, время замедляет ход…

Затем дорога идет в гору, и вскоре перед путником открывается идиллическая картина – церковь, построенная в старом русском стиле, на фоне бескрайних далей русской равнины. Как с картинки из книжки русских народных сказок. С холма открывается завораживающий вид на десятки километров – поля, перелески и река, неровно разрезающая этот пейзаж почти до горизонта...


Не жизнь, а мед?..

 


Сегодня скит – это храм, два братских корпуса, в которых живут одиннадцать монахов и послушников, и дом наместника. Все строилось на средства жертвователей. По просьбе монахов «Газпром» провел сюда газ, и теперь им не приходится топить зимой дровами. Заодно газ пришел и в деревню. Так что, если бы не монахи с их петицией в «Газпром», кривельцы еще долго не знали бы прелестей газификации.

Главная хозяйственная достопримечательность скита, первый источник дохода Данилова монастыря на рязанской земле – пасека в триста пчелиных семей.

А вот и главная хозяйственная достопримечательность скита, первый источник дохода Данилова монастыря на Рязанской земле, – пасека в триста пчелиных семей, которую планируется еще расширить. За год скит собирает до восьми тонн меда, причем почти весь медовый сбор продается. Скит входит в Союз пчеловодов России и старается высоко держать марку своего продукта, которая уже добилась известности в стране. Скит участвует во всех медовых ярмарках – а они и в столице становятся популярными. Пасека освящена, и Бог не оставляет скит и весь Данилов монастырь без меда. Но и сами насельники не плошают. Дело здесь поставлено на серьезную основу. Заправляет им мастер-пчеловод 1-го класса Владимир Алексеевич Матвеев. «Очень рекомендую наш медок, – говорит он. – Мы не используем никакой подкормки для пчел. Наш мед – самый что ни на есть натуральный». (Кстати, посетители Данилова монастыря в Москве могут отведать его: на территории обители постоянно работает «фирменная» медовая лавка, в которой продается с десяток видов различного меда, собранного на пасеке в скиту.) Сегодня мимо скита не проезжает ни одна делегация, посещающая Сапожковский район. Тянутся сюда и паломники – благо на шоссе стоит указатель. Скитоначальник иеромонах Феодосий поведал нам, что в конце 2004 года скит посетил губернатор Рязанской области Георгий Шпак.

Пока паломники проводят в скиту день, не больше. Гостей, к сожалению, принимать негде. Нет гостиницы. Но Данилов монастырь планирует построить здесь небольшую, всего на несколько келий, гостиницу для паломников. Первый же ее этаж будет служить трапезной для братии. Нынешняя-то весьма скромна, да и делали ее как времянку. Но пока денег на гостиницу нет. И монастырь ждет тех, кто мог бы пожертвовать средства на это строительство.

Архимандрит Алексий говорит, что любой паломник (конечно, мужчина – женщинам в мужском монастыре ночевать не разрешат) мог бы остановиться в скитской гостинице на несколько дней, стряхнуть с себя мирскую суету, привести в порядок свое духовное состояние.

Мирским людям, приезжающим в скит преподобного Сергия Радонежского на пару-тройку дней, может показаться, что жизнь здесь как мед – паломников хорошо принимают, кормят и поят, показывают все, что те хотят, да еще пытаются предугадать их желания в стремлении исполнить закон гостеприимства. Однако не следует путать свои ощущения гостя с повседневной монашеской жизнью. Жизнь в скиту для его насельников – совсем не мед, а подвиг. Монахи оставили мир и отказались от всего мирского ради любви к Богу. Их главная работа – молитва за нас, мирян. Это люди, ежедневно совершающие подвиг самопожертвования, чтобы мы увидели Свет.

Но помимо этого невидимого подвига монахи совершают и видимое подвижничество – они еще и запустевшую русскую землю новой жизнью наполняют.


Воскрешение можар

 


Примерно в тридцати километрах от скита, в селе Можары, есть колхоз имени Мичурина. К 2002 году от некогда крепкого хозяйства буквально рожки да ножки остались. Ордой Мамая прошлись по нему лихие реформы – как и по тысячам других колхозов в стране. Здесь не платили зарплату несколько лет. Все хозяйство стало безнадежно убыточным. Зерноуборочная и прочая техника давно вышла из строя. Половина коровников разрушилась, а на те коровники, в которых осталось около 200 коров, без содрогания не взглянешь. О сумме налоговых долгов страшно было даже подумать. Тогда предложил Данилов монастырь колхозу: передайте нам все земли в управление – будем поднимать хозяйство.

– Данилов монастырь был последней надеждой на спасение колхоза, – рассказывает глава администрации Сараевского района Петр Петрович Забалуев. – 26 ноября 2002 года вместе с архимандритом Алексием и другими монахами я сам пришел на собрание колхозников, чтобы убедить их, что предложение монастыря надо принимать. Но убеждать не пришлось. Из примерно двух сотен собравшихся только один выступил против.

Монастырь создал ООО «Можары», в которое колхоз вошел со всем своим имуществом как соучредитель. Главное же в этом имуществе, конечно, не сломанная техника и не разрушенные коровники, а 3800 гектаров пахотных земель, которые, если по-хозяйски их использовать, и прибыль приносить смогут, и деревню из небытия поднимут, и монастырь прокормят. Директором «Можар» назначили эконома Данилова монастыря – иеромонаха Иннокентия. Можно сказать, подъем деревни стал еще одним его монашеским послушанием. Конечно, у него есть профессиональные помощники. Например, Наталья Борисовна Егорова, человек с двумя высшими образованиями. Она и аудитор, и экономист, и бухгалтер в одном лице. Кроме того, «полпредами» Данилова монастыря в Можарах стали два послушника – Валентин и Иоанн.

Опыт Данилова монастыря в рязанской области красноречиво показывает, что экономическое и социальное возрождение русского села может идти только через возрождение духовное.

Как возродить деревню? Монахи Данилова монастыря считают, что прежде всего людям надо вернуть веру в Бога, помочь избавиться от пороков, особенно от пьянства. А еще дать им надежду на то, что в деревне можно работать и жить достойно, с достатком. В Можарах в 2003 году местную среднюю школу окончили двенадцать юношей и девушек – и все они покинули село. Вымирает древняя Рязанщина. В среднем по области количество умерших в 3,2 раза превышает количество новорожденных.

– С приходом в Можары Данилова монастыря в деревне заметно улучшился моральный климат, – рассказывает П.П. Забалуев. – Здесь стали меньше пить. Люди увидели, что жизнь можно изменить…

Из собственных средств монастырь обеспечил колхозникам зарплату. На деньги благодетелей монастырь приобрел новую технику: два российских комбайна «Дон», два немецких комбайна «Класс», три трактора «Беларусь», два трактора К-700. Купили и новые сеялки, бороны. И вот ООО «Можары» собрало уже два урожая озимой пшеницы и ячменя. Здесь неплохие урожаи, в среднем – тридцать центнеров с гектара, а кое-где – и все сорок. Однако пока хозяйство остается убыточным. И как из убытков вылезти, когда только за последний год цены на топливо выросли в полтора раза, а закупочные цены на зерно понизились?!

Поскольку правительство ничем не помогает, приходится самим себя спасать. И Данилов монастырь руки не опускает. Раз продажа зерна почти всегда убыточна, решили наладить в Можарах производство муки. Ведь цена на нее в разы превышает цену на сырьевое зерно. И вот уже завершены переговоры с датчанами о поставке современной мельницы – спасибо тем, кто пожертвовал на это свои деньги. А монастырь уже позаботился о подготовке специалиста-мукомола для работы на новом оборудовании. Как надеются экономисты Можар, с пуском мельницы не придется больше ходить на поклон к зерноторговцам, хозяйство впервые за многие годы должно стать прибыльным. И уже идет разговор о том, чтобы создать в Можарах производство замкнутого цикла. Например, построить фабрику макаронных изделий. А на них цена еще выше, чем на муку… «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» Эти слова одной из героинь нашумевшего когда-то фильма «Покаяние» вспоминаются, когда смотришь на то, что происходит в Можарах. Зачем нужно строить мельницу в колхозе и закупать новую технику, если здесь нет храма? Поэтому Данилов монастырь планирует возвести на пожертвования добрых христиан в самом центре Можар церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». И Данилов монастырь призывает всех, кто как может, помочь в ее строительстве.


С молитвой к Богу не может быть неудачи

 


Мы поведали лишь малую часть из того, что делают монахи Данилова монастыря в Рязанской области. Отдельного рассказа заслуживает еще многое. Например, история восстановления храма Архангела Михаила в селе Михеи, что неподалеку от скита. Главная святыня этого храма – прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского. Теперь это – чудотворная икона, славная многими чудесными исцелениями. При храме есть подворье Данилова монастыря, которое живет и развивается благодаря усилиям… иеромонаха Михея.

– Когда встал вопрос, кого назначить на послушание восстанавливать разрушенную церковь, у нас не было сомнения по поводу самой подходящей кандидатуры – отца Михея, – улыбается архимандрит Алексий. – Обычно населенные пункты называют именами хороших людей после их смерти. А в этом случае – наоборот. Монах Михей еще и пострижен не был с таким именем, а село с таким названием уже стояло здесь с незапамятных времен…

Отец Михей не только несет послушание приходского священника и начальника подворья. Он организовал для местных мальчишек секцию борьбы самбо. Кстати, секция спортивной борьбы работает и в школе в Можарах, ее ведет послушник Валентин, в прошлом инструктор по рукопашному бою. Он же преподает Закон Божий в местной воскресной школе.

Примечательный факт: осенью 2004 года в Можарах прошло очередное собрание колхозников, и по его окончании состоялся молебен. После собрания никто не ушел – все люди остались и молились вместе с монахами...

Вот так в рязанскую глубинку с возвращением духовности возвращается и нормальная жизнь. Появляется надежда. И эта благородная деятельность Данилова монастыря может послужить примером для тысяч разоренных и умирающих колхозов по всей России. И, конечно, примером для других монастырей. Почему бы и им не «взять под крылышко» умирающие деревни, чтобы вдохнуть в них новую жизнь?

Опыт Данилова монастыря в Рязанской области красноречиво показывает, что экономическое и социальное возрождение русского села может идти только через духовное возрождение. Это – единственный выход, особенно тогда, когда правительство бросает село на произвол судьбы. Трудно это? Конечно. Но надо просто начать. Так, как начинали монахи Данилова монастыря. И – дорогу осилит идущий…

А люди верующие и монахи совсем не удивляются постепенному возвращению жизни в рязанскую глубинку. Когда что-то делается с молитвой к Богу, не может быть неудачи. Не случайно же царь Давид в Книге Псалмов говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его, если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126). Мертвые деревни и села воскресают. Такое вот простое русское чудо.

Игорь Пшеничников
Аналитический журнал "Русский предприиматель"
 


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».