/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Русская народная сила /  О тех кто вместе /  Политические организации /  Два лагеря: «за» и «против» забастовок  

Два лагеря: «за» и «против» забастовок

20-23 ноября 2007 года Левада-Центр провел социологический опрос с целью выяснить отношение россиян к забастовкам. В целом, большинство населения  воспринимает забастовку как нормальное средство защиты своих прав, и уже не отождествляет ее с «экстремизмом». Однако, данные опроса также свидетельствуют о разделении мнений по поводу забастовки. Очевидно, существует два лагеря: с одной стороны, консервативно и патерналистски настроенные люди, боящиеся любых форм протеста, в которых они видят угрозу дестабилизации; с другой стороны, более прогрессивные и самостоятельные люди, менее подверженные психозу относительно угрозы экстремизма и дестабилизации.

Отношение к забастовкам значительно улучшилось по сравнению с 90-ми годами, хотя тогда их было  намного больше, чем в начале 2000-х годов. Левада-Центр приводит цифру только относительно 1989-го года, однако, данные других исследований показывают, что в 90-е годы забастовка воспринималась как крайняя и опасная мера. Выступления политиков и экспертов тех лет играли не последнюю роль для внушения такого представления о забастовке. Вспомним «рельсовую войну» шахтеров в 1998 году и истерические речи о гражданской войне, гигантских экономических потерях и прочих кровавых прогнозах. Хотя, несмотря на это, большая часть населения проявила солидарность с бастующими шахтерами – 62% респондентов, по данным ФОМа, одобрили действия шахтеров.

Если сложить два самых положительных варианта отношения к забастовкам («забастовка - единственный способ добиться удовлетворения своих требований» и «забастовка - нормальное средство решения назревших проблем»), то в 2001 году сложилось самое неодобрительное мнение о забастовках (только 26% респондентов более-менее одобряют забастовку); уверенность, что с их помощью нельзя ничего добиться выразила треть опрошенных (33%). Это совпадает с общей политической ситуацией и резким спадом числа забастовок. Открылась новая эра «политической стабилизации», «войны с терроризмом и с экстремизмом». Кроме того, в начале 2002 года вступил в силу новый Трудовой кодекс, который сделал законную забастовку практически невозможной.

Мнение о том, что «забастовка - крайняя мера» достаточно распространено.

С тех пор отношение россиян к забастовкам улучшается. Можно отметить «пик» одобрения в 2003 году, когда 48% опрощенных выразили одобрение забастовок, а также большую уверенность в ее эффективности. Мнение о том, что «забастовками ничего нельзя добиться» разделили только 14% опрошенных. После 2003 года уровень одобрения забастовок незначительно снизился, но в этом году он выше (36%), чем в 2004 (33%), 2005 (35%), 2006 (34%) годах. Так же и вера в эффективность забастовки увеличилась в этом году, правда, не до уровня 2003 года.

Очевидно, уровень одобрения забастовки, а также вера в результативность забастовки способствуют успешному исходу забастовок, вызывающих большой общественный резонанс. В 2003 году общественное мнение отозвалось, прежде всего, на забастовку авиадиспетчеров, а в этом году – на забастовки заводских рабочих, автостроителей. Это означает, что значительная часть населения проявляет солидарность с бастующими и переживает за исход конфликта для бастующих.

С другой стороны, примечательно, что наблюдается усиление негативного отношения к забастовкам со стороны другой части населения. Мнение о том, что забастовки в нашей стране недопустимы, встречается чаще в 2007 году (6% респондентов разделяет такое мнение), чем в предыдущие годы: 2001 – 5%, 2003 – 2%, 2004 – 4%, 2005 и 2006 – 3%. Да и мнение о том, что «забастовка - крайняя мера» тоже достаточно распространено.

На наш взгляд, это свидетельствует об устойчивом формировании двух лагерей, двух категорий населения, разделяющих противоположные мнения о забастовках. Причем эти две категории, судя по таблице «Левада-Центра», отличаются явно по уровню консерватизма и патернализма. Так, среди тех, что считает, что «забастовка недопустима» преобладают люди старшего поколения, сельские жители, люди с образованием ниже среднего.

Можно предположить, что постепенно происходит разделение населения на консервативных и прогрессивных, на пассивных и активных – общий мировой тренд во всех странах, где существуют «левый» и «правый» лагеря.

По данным ИА "ИКД"

Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?
  1989 2001 2003 2004 2005 2006 2007
забастовка - единственный способ добиться удовлетворения своих требований 17 13 28 14 15 14 15
забастовка - нормальное средство решения назревших проблем 12 13 20 19 20 20 21
забастовка - крайняя мера, но в нынешних условиях ее бывает невозможно избежать 44 30 32 29 34 30 33
забастовками ничего нельзя добиться 5 33 14 29 23 23 17
забастовки в нашей стране недопустимы 14 5 2 4 3 3 6
другое 0 0 0 0 1 1 1
затруднились ответить 8 6 3 6 4 9 7

Являются ли забастовки экстремистскими акциями?
определенно да/скорее да 26
определенно нет/скорее нет 59
затруднились ответить 15

По данным Левада-центр 

 

 


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».