В комнатке, которую решили отвести под крещальню, разобрали полы. Отец Николай пригласил печника. Тот изподпола возвел каменный столб, потом уже сверху установили саму купель. Светлана Ильинична обложила печурку плиткой, застелила кусочек пола, размывала старую побелку, смывала плесень ибелила заново. «Наверное, самое замечательное вСветлане Ильиничнето, что она при всей своей кипучей предприимчивости ничего неделает без благословения. Аесли дело неспорится, просит отслужить молебен»,— рассказывал отец Николай. Плитку она делала всвоей московской мастерской. Сама лепила, расписывала, обжигала. Еще выковала металлический подсвечник. Правда, сковкой сын Андрей помогал— онскульптор, работает восновном пометаллу. «Крещальня наша— это чудо света,— радуется отец Николай.— Крестим сполным погружением. ИзМосковской иТверской областей кнам креститься приезжают только ради этой купели. Для новорожденных младенцев естьчан. Аесли ребеночек сидеть уже умеет, тосначала наступенечку сажаем итолько потом окунаем. Детям это занятно. Даивзрослые воспринимают как диковину». АСветлана Ильинична рассказывает: «Пригласил отец Николай каменщика, который раствор небрежно так плюхает! Ужлучшеб ясама купель выложила. Янакаменщикабы выучилась. Пусть медленнее, зато аккуратнобы кирпичики положила!» Когда купель была готова, обнаружилась течь. Обложили плиткой. Течь уменьшилась, нонеисчезла. Плитку Светлана Ильинична отдирала иперекладывала заново, непрестанно творя Иисусову молитву. Через какое-то время течь «самоликвидировалась». Вместе сбатюшкой Светлана Ильинична была готова отремонтировать ивесь храм собственноручно: «Отец Николай, нужно все успеть сделать, пока нас паралич неразбил». Насвое самочувствие внимания необращала: «Пока смогу двигаться, буду при храме что-то делать». Хотя инедумала, что сбольной ногой придется каждый день карабкаться налесаи, превозмогая боль вплече, рисовать. Держать руку навесу целый день невсякому издоровому человеку под силу. «Крестись, тогда расписывай» Преображенская церковь села Спасское Тверской области в2005году отпраздновала свое 200-летие. Вюбилей настенах храма красовались фрески, написанные его прихожанкой— 75-летней Светланой Ильиничной Асерьянц (Вайнштейн-Машуриной). Светлана Ильинична— скульптор-монументалист. Родилась всемье атеистов. Крестилась после 60лет. Ноиконы вее жизни были всегда. Родители, архитекторы, влюбленные вживопись, покупали книги обиконописи, хранили святые образы, учили дочь видетьих красоту. Апотом Светлана исама стала рассматривать иконы, посещать службы вхраме, ноовере незадумывалась. Много времени занимала учеба, прибавила забот ранняя смерть мамы. Мама умирала вмучениях. Поее желанию все иконы, какие были вдоме, поставили кней поближе. Просила, чтобы помогли приложиться. Из-за того что всемье Православие неотрицали, ноинепринимали, до60лет Светлана Ильинична ходила вхрамы, непомышляя окрещении. Все изменилось вПреображенской церкви одним летом. Издеревеньки, где унее была дача, дохрама вселе Спасское— около трех километров.ИхСветлана Ильинична проходила, чтобы посмотреть начудесную икону Богородицы, написанную наАфоне, наудивительной красоты эмали в«летнем» приделе воимя святителя Николая. Некоторые иконы, итак отчасти поврежденные временем, были отбиты «варварами»: храм часто становился жертвой воров, которыевсе, что немогли унести, ломали. Светлана Ильинична предложила батюшке отреставрировать часть икон. Сейчас она вспоминает это сулыбкой: «Атыкрещеная?— спросил батюшка.— Если покрестишься, тогда можно ипопробовать одну иконочку отреставрировать». Яипокрестилась. Дал мне батюшка одну самую «плохонькую», ужиневидно, кто изображен. Ясама клей варила, сама цвета слупой подбирала. Носработой справилась, ибатюшка мне доверять начал. Его перевели потом надругой приход, анастоятелем церкви Преображения назначили протоиерея Николая Сергиенко. Уж13лет мысним знакомы«. «Смывай побелку— пиши иконы» Роспись храма началась сустроения крещальни. После того как высохла побелка, напотолке проступило пятно. Толи плесень несмылась, толи умения уСветланы Ильиничны нехватило. Тогда она предложила батюшке написать втом углу ангела. Абатюшка сказал, чтоб ивторого написала, для симметрии. Пришлось вновь размывать побелку— пишут-то поштукатурке, лучше— посырой. Икраски сразу видно, ипрочное соединение основы икрасочного слоя гарантировано. Нописать по-сырому уСветланы Ильиничны небыло возможности— храм заново нештукатурили. Решили писать постарой штукатурке. Чтобы добиться яркости красок, взяли пигменты— окиси металлов. Арастиралиих наяичных желтках итворожной сыворотке. Хохлатки ирябушки несли яйца взарослях крапивы, датамбы иоставилиих пропадать, нохозяйки срадостью приносили эти нехитрые дары храму. Акогда требовалось покрыть красочным слоем большие поверхности, вход шла сыворотка отдомашнего творога одной изприхожанок. Леса отец Николай установилсам. Огородил поверху досками, чтобы Светлана Ильинична несвалилась. Икаждый день мастерица поднималась ксводам храма— скраской налотке, веревочкой привязанном кшее. Пословам Светланы Ильиничны, работать так было легко. Только пришлось приобрести поближе кхраму домик, чтобы, спустившись наземлю затемно, нешагать наночлег три километра. Отец Николай позаботился иопитании: постную пищу, горяченькую ивкусную, спылу сжару, поднимали прямо наверх. После того как насводах появились ангелы, понадобилось расписать крещальню. Потом храм снаружи украсить. Иконописиц инастоятель храма долго сверялись скнигами, соотносили замысел сканонами ииконописной символикой, служили молебен, итолько после этого настене появлялось изображение, намеченное угольком. Вофресках, изображающих Крещение Руси иСтрашныйсуд, Светлана Ильинична отступала откнижных прорисей: «Мне просто казалось— вот здесь должен человек стоять. Авот тут дерево растет. Как-то даже испугалась, пригласила своего друга-искусствоведа. Онменя успокоил. Нет уменя идеально каноничного полотна, ноизрамок православной иконописи яневыходила». Самое страшное было расписывать стены снаружи: там отец Николай несмог построить леса. Приставили лестницу. Поднимаешься— вруках кисти, нашее краски, ветер тебя столкнуть пытается... Чтобы написать икону святой великомученицы Екатерины, Светлане Ильиничне пришлось лечь наживот ираспластаться полестнице. Сама она считает, что это было даже лучше, чем наспокойных лесах: икона, написанная впостоянной молитве, особенно красива. Алучшими иконописцами были монахи. Как нистранно, Светлана Ильинична убеждена, что женщина вообще недолжна браться писать иконы. Слишком унее сусально получается, слишком сладенько. Как пример приводит икону Покрова Божией Матери настене крещальни: «Матерь Божия уменя получилась нетакой строгой, как нужно. Отец Николай посмотрел, сказал: „Переделай“». Хотя Светлана Ильинична следует канонам, каждая икона имеет легко узнаваемый стиль художницы— непосредственный, немного детский, очень личный. Строители, которые сейчас ремонтируют храм, даже считают, чтоее святая Екатерина внешне очень похожа насаму Светлану Ильиничну. Сейчас храм реставрируют наденьги спонсора. Приехали мастера своего дела. Осмотрели штукатурку. Некоторые фрески пришлось сколоть, чтобы оштукатурить храм заново. Иначе вскором времени они отлетелибы сами. Светлана Ильинична говорит: «Это даже хорошо, что скололи: может, наймут профессиональных реставраторов. Амысотцом Николаемим помогать будем. Потрудимся еще при храме».
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад