/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Русская народная сила /  Казачество /  Из истории казачества  

Из истории казачества

Слово «КАЗАК» различными авторами толкуется и производится различно:

1) от «косогов» — народа Кавказского,

2) от «казар» — народа Скифского,

3) от «Касахии» — Закавказской области, упоминаемой Константином Багрянородным,

4) от «каз» — турецко-татарского слова, означавшего «гусь»,

5) от «ко» и «зах» — монгольских слов, означающих: первое — «броня, латы, защита», а второе — «межа, граница, рубеж»; откуда «ко-зах» значит — «защитник границы»,

6) от именования этим именем у татар бессемейных и бездомных воинов-бродяг, составлявших авангард татарских полчищ в XIV веке,

7) от именования этим именем у бухарцев — Киргизского народа,

8) от значения этого слова на половецком языке «страж», «передовой»,

но ни одно из этих толкований не может быть безусловно правильным.

Создавая новую демократическую Россию не всегда целесообразно обращаться к изучению демократии на Западе или привлекать примеры из Древней Греции. Достаточно обратить внимание на свою собственную историю. В России имеются территории, способные служить эталонами демократии и существовавшие в относительно недалеком прошлом. Но память, составляющая основу менталитета демократических народов, сохранилась, о чем свидетельствует возрождение казачества и Народных собраний (Хасы) на Северо-Западном Кавказе. Изучение истории донских казаков показывает, что сущность казачества заключается не в его воинской доблести, что, естественно, является немаловажным фактором, а в традициях общественно-политических отношений — демократии. Это, бесспорно, подтверждается существованием института общественной власти в виде общенародного представительского органа-Круга. Круг является высшим законодательным органом власти со всеми присущими ему функциями. Войсковой Круг (общедонской) решал все жизненно важные вопросы: войны и мира, дипломатических отношений, распределение земли и пастбищ, рыбных и охотничьих угодий, приём новопришедших жителей на Дон в свое общество (приём в гражданство и его лишение), отмечал за заслуги перед обществом, выполнял функции высшего судебного органа, избирал органы исполнительной власти. Все его решения имели силу закона и подлежали безусловному исполнению. Контроль регламента и легитимности Круга осуществлялся Советом стариков (старейшин). Право участия в таком собрании имел каждый казак, при этом он обладал полноправным голосом. Каких-либо привилегий не имелось, социально-экономические отношения не играли никакой роли, все были равны. При избрании в органы исполнительной власти — атамана, есаулов, писарей и других должностных лиц — учитывались только личные качества и заслуги кандидата, но не его социально-экономическое положение. Кругом избирались и духовные лица — священники. Вновь принятые Кругом в свое общество пришельцы (в казаки), имели все права казака, не взирая на национальность и вероисповедание. Чётко сохранялась традиция, обеспечивающая защиту и покровительство своим гражданам, в том числе и вновь принятых (беглых), что выражалось принципом «С Дона выдачи нет». Решения Круга принимались большинством голосов. Избранные представители исполнительной власти (атаман и другие) несли полную ответственность перед Кругом. При злоупотреблении властью и нанесению ущерба обществу атаман любого уровня нёс уголовное наказание, вплоть до смертной казни. Избрание на должность производилось на определенный срок или мероприятие (поход). По окончанию последних все полномочия слагались и должностные лица возвращались в общество рядовыми гражданами. Точно такая же форма власти существовала и на местах — в станицах и хуторах. Исполнительными органами местного самоуправления были избираемые на год атаман и есаул, но они не играли никакой роли в управлении данной общины, а являлись лишь исполнителями решений своего Круга. Естественно, что описанная форма демократии может существовать только при полной личной свободе и независимости граждан. Она существовала на Дону на протяжении многих веков, была вполне самодостаточна и не требовала изменений. Геополитические интересы Российской империи послужили причиной подчинения «Дона» и вхождения в его состав. Демократические основы донской государственности уничтожаются империей, казачество становится военно-служивой категорией. Однако казачий менталитет народа уничтожить полностью не удалось. Попытка казачества воссоздать традиционную демократическую форму правления в 1917—20 годах захлебнулась в крови Гражданской войны. Но и политика расказачивания, проводимая Советской властью и направленная на уничтожение казачьего духа, не увенчалась успехом. Доказательством этому является современное возрождение казачества. Откуда же могла взяться такая глубокая и неистребимая приверженность к демократии у казаков? Несомненно, что менталитет народа вырабатывается веками и его корни следует искать, прежде всего, в происхождении самого казачества. Многочисленные теории о происхождении казаков от тюркских народов или славян требуют существенных допущений и домыслов в первую очередь из-за неопределённости происхождения самого тюрко-славянского суперэтноса. Единственной теорией о происхождении донских казаков, не требующей каких-либо допущений, является предположение, выдвинутое еще Татищевым и Байером, о кавказских (черкесских) корнях казачества. Единое происхождение донских казаков и черкесов (адыгов) подтверждается и мнением самих казаков, считающих, что «... они от некоих вольных людей, а более от Черкес и Горских народов, взялися...». Изучение традиций и образа жизни донского казачества и адыгов (черкесов) дает полное основание говорить об общих корнях этих народов. Это — демократическая форма правления, мореходные навыки и тип кораблей, воинская доблесть и храбрость, наличие особого воинского языка, оборонительные сооружения и архитектура, условия проживания (хуторская система), символы власти, чести и достоинства, особенности погребального обряда (захоронение умерших во дворе усадьбы и камни в могиле), поминальный обряд, христианская религия (до исламизации адыгов). Казакам был присущ и «адыгский этикет», вероятно, один из самых нравственных институтов формирования) личности и общественных отношений, в значительной мере сохранившийся в казачьих традициях. Античный и раннесредневековый период донской истории нельзя рассматривать в отрыве от Северо-Западного Кавказа — это длиная территория. Зарождение принципов демократии на Кавказе относится к глубокой древности, о чём свидетельствует так же и нартский эпос. Различный уровень развития родоплеменных отношений и степень феодализации, привели к появлению разнообразных форм демократии. К народам, сохранившим демократию как форму общественного управления, относятся адыгские племена. Восточные адыгские племена кабардинцев и черкесов имели сословно-представительскую форму (аристократическую), а западные — натухаевцы, шапсуги и абадзехи, сохранили общенародную форму. Именно эти племена (натухаевцев, шапсугов и абадзехов) получили в исторической литературе название «демократических племен» Высшим органом законодательной власти у адыгов было народное собрание — Хаса. Вероятно, наличие этого органа народовластия дало основание византийскому императору Константину Багрянородному назвать данную территорию «Касакией». Сравнение функций Х(к)асы и казачьего Круга показывает полную идентичность этих общественно-политических образований. Прежде всего — это общенародные высшие законодательные собрания со всей полнотой власти. Решение всех жизненно важных вопросов происходит всенародно, каждый участник имеет право голоса, каждый имеет право избирать и быть избранным в исполнительные органы, участвовать в решении судебных дел и т. д. Совещательным и контрольным органом является Совет старейшин (стариков). При избрании на высшие должности исполнительной власти, учитываются только личные качества и заслуги, происхождение, материальное положение и т. п. не принимаются во внимание. Распределение земли, пастбищ и других угодий — все происходит на этих собраниях. Абсолютно одинаков приём в свое гражданство иных людей с гарантирующим безопасность принципом «От нас выдачи нет». Единственным отличием является то, что у адыгов каждый участник Хасы имеет право вето, чего нет у казаков. Различия в месте проведения Собрания — у казаков площадь (майдан), у адыгов — священная роща (урочище) не принципиальны. Естественно, что каждый участник таких Собраний является лично свободным, независимым гражданином. Местное самоуправление строилось на тех же принципах. Идентичность политической системы и большинства форм организации жизнеустройства донских казаков и адыгов убедительно свидетельствует, что это не заимствования, а результат единого происхождения. Данная демократическая система просуществовала у адыгов почти до конца XIX века и была уничтожена в результате вхождения в состав Российской империи. Присутствие на Дону адыгского (меотского) населения археологически фиксируется с конца I века до н. э. Значительная волна переселенцев с Северо-Западного Кавказа на Дон приходится на раннесредневековый период, в VIII-Х веках. В последствии разрыв связей Дона и Кавказа по всей вероятности происходит в результате принятия адыгами мусульманской религии. Именно этот фактор сыграл основную роль в разделении родственных народов. Но независимо от конфессиональной принадлежности и казаки и адыги остались регионами народной демократии.

www. mirovozzrenie. ru


« Назад



Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».