/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Русская народная сила /  Казачество /  Казаки на Кубани и в Крыму  

Казаки на Кубани и в Крыму

Уникальное географическое положение Тмутаракани определило ее роль в истории Киевской Руси. Располагался древнерусский город на Таманском полуострове, где ныне находится небольшая станица Тамань Краснодарского края. Причем владения Тмутаракани распространялись также и на восточную часть Крыма – Керченский полуостров. Об этом свидетельствует знаменитый Тмутараканский камень с надписью князя Глеба об измерении расстояния Керченского пролива: «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутаракани до Кърчева 14000 сажен».

Говоря о Тмутаракани, нужно сразу же затронуть проблему ее политического статуса. Дело в том, что среди историков не было единого мнения, как нужно определять Тмутаракань. Одни называли ее княжеством, другие – уделом, третьи - просто городом. И к сожалению, до сих пор нет общепризнанного понимания этого вопроса.На мой взгляд, Тмутаракань – это типичная для Руси XI –XIII вв. городовая волость, «город-государство», но волость, которая имела ряд особенностей, не характерных для большей части Киевской Руси. Во-первых, она была оторвана от основного территориального и этнического массива страны; Тмутаракань – это «город - эксклав». Во-вторых, если в большинстве случаев древнерусские города выступали как племенные центры, то Тмутаракань таким центром не являлась, а русская государственность появилась там только в конце X в., то есть русский компонент был пришлым. В-третьих, это отсутствие крупных пригородов. Кроме самой Тмутаракани, в этом регионе не было больше городов, которые входили во владения Тмутараканской волости. В целом же, как и остальные города Киевской Руси, Тмутаракань выступает в роли административного, военного и религиозного центра волости, где располагался князь, совет старейшин и народное собрание – вече.
Речь о русской Тмутаракани можно вести начиная с конца IX в., однако первые семена в ее землю были брошены еще Святославом, который своими военными походами разгромил Хазарию в 965-966 гг., и бывшие окраины каганата получили полную самостоятельность, в том числе и Таматарха – Тмутаракань. Но только через двадцать лет в 80-е гг. X в. Владимир Святославич привносит туда киевскую общественно-государственную модель – после своих удачных походов на Крым в 981-982 гг. Именно с этого времени можно вести настоящую историю Тмутаракани.

Как было сказано, Тмутаракань как «город-государство», несмотря на отдаленность от Киевской метрополии, сохраняла все социально-политические особенности любого древнерусского города X–XII вв. Это наличие такой же трехступенчатой политической организации: вождь – князь, который был наделен военными, дипломатическими, судебными, а также религиозными функциями, совет знати и народное собрание – вече. Такая структура городской власти позволяла Тмутаракани выступать в роли политического и административного центра Азово-Причерноморского региона. А если учесть и то, что в Тмутаракани до установления русского протектората действовала Зихская епархия, деятельность которой распространялась и на близлежащие территории, то можно сказать, что Тмутаракань – это и важный религиозный центр, который к тому же пользовался поддержкой Византии.
Рассмотрим указанную общественно-политическую структуру более подробно.Одним из самых демократических институтов Тмутаракани являлось народное вече. Оно было «главным атрибутом городской общины». Вечевой строй на Руси достиг особого расцвета со второй половины XI и до начала XIII вв. И действительно, «не только в Новгороде и Пскове, но и по всей Руси именно вече держало в своих руках «дела высшей политики» земель волостей». Вопросы, которые рассматривались на вечевом собрании на центральной площади города, были весьма разнообразны: от ремонта торгового порта до призвания или наоборот изгнания князей.
Суждения о тмутараканском вече базируются не только на общерусском материале. Тмутараканское вече отобразилось в источниках, прямо говорящих о жизни данного города. Особая роль ее активно проявилась в 60-х гг. XI в. И пример с призванием князя Глеба на Тмутараканский стол есть тому подтверждение. Дело в том, что после смерти Ростислава Владимировича тмутараканское княжение вновь оказалось незанятым, и Глеб Святославич мог по праву претендовать на это место, но,  по-видимому, имея горький опыт двукратного изгнания из Тмутаракани, новых усилий для того, чтобы занять княжеский стол, он не предпринимает. Тогда, как сказано в Киево-Печерском патерике, Никон (известный печерский монах, проживавший в Тмутаракани с 60-х гг.) был просто умолен жителями Тмутаракани, чтобы тот призвал князя Глеба обратно в Тмутаракань. После всех прошений он дает свое согласие посодействовать в возвращении Глеба Святославича в Тмутаракань. В этойсвязи весьма любопытна форма обращения жителей к Никону с просьбой вернуть молодого Святославича: «его умолили» или «был умолен». О чем говорит этот факт? Многие исследователи, которые писали о Тмутаракани, никогда не делали акцента на этом моменте, и напрасно. Через это прошение жителей со всей отчетливостью высвечивается все политическое устройство Тмутаракани, которое при Мстиславе Владимировиче развилось в полную силу. Оно выражалось в наличии народного собрания – веча. Все свободные жители собрались на главной площади города с цельюрешить, кто будет новым князем Тмутараканской Руси после смерти Ростислава. Как и полагалось на вече, произошло столкновение двух традиционных направлений в политике Тмутаракани. Это «черниговское» и «сепаратистское».

Действительно, нельзя отрицать наличия двух направлений и двух группировок в жизни Тмутаракани рассматриваемого периода. Первая группа  - «черниговская» – выступала за более тесные связи с Черниговом и Русью, её представители, однако, были в меньшинстве. Вторая – обозначим ее как «сепаратистская» – боролась за полную независимость во всех делах от воли Чернигова. В обе  группировки входили русские, которых объединяло одно - верность Киеву. Поэтому даже  «сепаратисты», хотя большинство принадлежало хазарам, евреям и касогам, не выступали против воли Киева. Последним, в свою очередь, дважды в свое время удавалось поддержать кандидатуру Ростислава на княжение как главного выразителя их интересов. Но теперь «сепаратисты» оказались в явном меньшинстве, они не сумели предложить своего кандидата на княжеский стол. «Черниговцы» торжествовали. Они без особых трудностей убедили народное собрание в том, что дважды изгнанный князь Глеб – наилучшая кандидатура для них. Итак, «сепаратисты» были вынуждены отступить. Согласно вечевым традициям требовалось, «чтобы решение было единогласным. Небольшое меньшинство должно было подчиниться большинству». Так и произошло. А в 80-е гг. «прочерниговская» группировка поддержала также и Олега Святославича.

Таким образом, народное вече играло весомую роль не только в основном массиве древнерусских земель (волостей), но и в Тмутаракани: «Вече в Киевской Руси встречалось во всех землях-волостях. С помощью веча, бывшего верховным органом власти городов – государств на Руси второй половины XI–XIII в., народ влиял на ход политической жизни в желательном для себя направлении».
Во главе города находился князь, который, как и всюду в Древней Руси, был необходимым элементом социально-политической организации общества. Кроме того, для Тмутаракани была характерна следующая особенность: ее князь был связующим звеном в многоэтничном регионе. Ведь помимо русских, которые являлись ядром населения Тмутаракани, там проживало большое количество хазар, евреев и адыгов. Тмутараканский князь выступает гарантом внутренней и внешней стабильности в регионе: «Отсутствие князя нарушало нормальную жизнь волости, ставило ее на грань опасности в первую очередь перед внешним миром».

Так, например, вскоре после ухода Мстислава в Чернигов в 1023 г. адыги, которые были под его властью, подняли восстание и вышли из под контроля. По свидетельству одного известного адыгского предания, они «собрали значительное войско с намерением … завоевать Тамтаракайскую землю». Помогли им и оссы (ясы), «те прислали до 6000 отборных людей, с которыми они отправились в Тамтаракайское княжество». Адыгское повествование во всех красках описывает эту новую войну: «Война продолжалась несколько времени с величайшим упорством с обеих сторон. Наконец, адыгейцы победили своих врагов и разорили всю область Тамтаракайскую. После этой победы они возвратились в отечество с богатой добычей и множеством пленных. С этого времени существует пословица у адыгейских племен: «Да будет тебе участь Тамтаракайская». Еще говорят вместо брани: «Будь ты Тамтаракаем!». Между прочим, последнее обстоятельство весьма важно для нас, так как подтверждает мнение о том, что Тмутаракань действительно занимала важные позиции в северокавказском регионе. Кроме того, это был не маленький городишко, а ее князь не являлся «захолустным князьком», как это представлялось, вероятно, при поверхностном рассмотрении некоторым исследователям. Тмутараканская волость – это весьма крупный и значимый политический центр. Иначе стали бы адыги в честь своего триумфа над маленьким городком, а также в честь «рядового» события сочинять пословицы? Главной функцией тмутараканского князя была военная, она проистекала из тех условий, в которых находилась Тмутаракань. Это показывает приведенный выше пример, город находился в постоянной угрозе нападения извне. Опасность исходила как от адыгов, так и со второй половины XI в. со стороны половцев. Все эти угрозы были весьма серьезными. Поэтому естественно, что главной заботой первого тмутараканского князя Мстислава Владимировича стало обеспечение защиты Тмутаракани от внешних врагов. Для этого Мстислав не только покоряет туземное население, но и наносит превентивный удар по непокоренным народам Северного Кавказа – адыгам. Таким образом, «в князьях волостные общины нуждались, прежде всего, как в военных специалистах, призванных обеспечить внешнюю безопасность. Князь вооруженной рукой должен был оберегать землю, где княжил». Помимо того, князь являлся таким «боевым командиром», который лично участвовал во многих сражениях. Например, в 1022 г. Мстислав, повел свою дружину в адыгские владения, где его уже ждала армия касожского князя Редеди. Сражения кактакового не было. Оба войска встали друг против друга, и Редедя первым предложил Мстиславу решить дело поединком двух князей: «Чего ради погубим дружины? Но сойдем, чтобы побороться самим? Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и землю мою. Если же я одолею, то возьму все твое». Итак, исход конфликта предлагалось решить вполне определенно: тот, кто окажется сильнее, тот и принесёт победу своему войску. Победу в этой достойной борьбе одержал Мстислав. Кроме того, Мстислав как князь являлся и гарантом высокого боевого духа дружинников в сражении, его личное присутствие позволяло одерживать победы в самых тяжелых боях. Вспомним хотя бы кровавую сечу двух братьев: Мстислава и Ярослава под Лиственном в 1024 г. в результате междоусобицы. Почти всю ночь продолжалась сражение. Благодаря умелой тактике Мстиславу удалось взять в клещи оставшуюся часть армии Ярослава и разбить ее.Таким образом, военная функция Тмутараканского князя была чрезвычайно важна для города и требовала от Мстислава больших усилий в этом направлении.
В тесной связи с военной функцией тмутараканского князя находилась функция дипломатическая. На мой взгляд, эта функция даже превалировала над военной. Ибо только хорошая дипломатия способна обеспечить достойные результаты в политике в таком многоэтничном регионе. Причем дипломатию следует различать как внешнюю, так и внутреннюю. Оба эти аспекта были тесно переплетены между собой. Внутри города князь выступает своеобразным «собирателем» мнений для выработки единого направления политики, а за ее пределами он обязан обеспечивать внешнюю безопасность, то есть князь должен был выступать в роли искусного стратега. Блестящими князьями-дипломатами в Тмутаракани были: Мстислав Владимирович, который своей умелой политикой возвел Тмутаракань на пьедестал могущества, Ростислав Владимирович, а также Олег Святославич. Последний, в свою очередь, нашел общий язык с великой Византией, которая в итоге покровительствовала ему на протяжении всей его жизни, что позволило городу получать немалые доходы от торговли с ней. Но были и неудачливые дипломаты. Таковыми зарекомендовали себя Глеб Святославич, которого дважды изгоняли из Тмутаракани вследствие своей нерешительности и неумения найти общий язык с большинством жителей Тмутаракани. Отсюда и вытекает следующий вывод: не найдя даже общего согласия с жителями города, нечего было рассчитывать на успех.
Констатируя признанность в Тмутаракани общерусской общинной модели, можно с уверенностью предполагать, что судебные функции князя выражались в решении внутренних проблем жизни города. Тмутаракань выделялась, прежде всего, своим торговым статусом, где не могли не обходиться без споров, которым надлежало решаться в княжеском суде. В общерусском контексте «судебное разбирательство превратилось почти в повседневное занятие князя».
Что касается религиозной функции князя, то особенно отчетливо она проявилась в эпоху Мстислава Владимировича.Дело в том, что в Тмутаракани – Таматархе изначально сохранялись элементы язычества, а также хазарское иудейство, поэтому задача Мстислава заключалась в распространении православной веры среди местного населения. Выполнить ее было довольно легко, так как князь являлся христианином. Это подтверждает, например, эпизод поединка Мстислава с касожским князем Редедей. Когда Мстислав стал ослабевать в рукопашной борьбе, взмолился он святой Богородице, прося ее о помощи, – «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое»». Из последних слов следует, что летописец ПВЛ акцентирует внимание на Мстиславе как верном христианине, который обращается в критический для себя момент к Богородице, образ которой на Руси особенно почитаем. Впрочем, вероятно, можно говорить и о тенденции последнего летописного пассажа, заключав шейся в настойчивом подчёркивании мысли (в сущности банальной для монахов-летописцев новокрещённого народа): христианская вера действенно помогает в трудные минуты её принявшим. Победив в бою, Мстислав сдержал свое слово и построил церковь святой Богородицы в Тмутаракани. В Тмутаракани также находилась Зихская (Таматархская) епархия, которая возникла во второй половине IX в. Ее роль особенно возросла в эпоху Тмутараканской Руси, когда главным ее покровителем выступает Тмутараканский князь. Таким образом, религиозная функция князя была довольно весомой, он выступал главным оплотом православной веры в Тмутаракани.
Совет знати – это вторая ступень политической организации в Тмутаракани, туда входили преимущественно выходцы из верхнего слоя дружинников, так называемые бояре, а также богатые купцы, которые занимались торговлей. Функция совета была чисто совещательной, ее решения носили рекомендательный характер, тем более что «интересы князя и служивших ему бояр настолько переплетались (в нашем случае знатная верхушка – авт.), что их трудно расчленить». Можно подвести некоторые итоги. Итак, обладая всеми структурами политической власти, Тмутаракань, особенно при Мстиславе Владимировиче, а также при его преемниках Ростиславе и Олеге, достигла кульминации своего развития. Она начинает действовать вполне независимо от воли Киева.
Здесь уместно вспомнить точные слова И.Я. Фроянова, что дети (и внуки. – авт.) Владимира находились в двойственном положении в отношении управления доверенными им волостями: «С одной стороны, они являлись наместниками великого князя киевского, что обязывало их поддерживать контакт с Киевом, оказывая военную и финансовую помощь. С другой стороны, принимая на себя роль местных князей, они как бы срастались с туземной почвой, превращаясь в орган власти местного общества. В этом последнем своем качестве князья – наместники неизбежно проникались интересами управляемых ими обществ и в известной мере противостояли Киеву». Такое противостояние было, например, между Мстиславом и Ярославом.

Таким образом, политическое устройство Тмутаракани в X в. существенно не отличалось от политического устройства остальных городов Киевской Руси, несмотря на эксклавное расположение. Это дает нам право утверждать, что Тмутаракань – русская волость на берегах Таманского и Керченского полуостровов.
С.А. Цыганков

  • Михаил
    Добрый день! Крым и Приазовье входили раньше в Малую Тартарию, а до этого в Великую Тартарию. Если смотреть по старинным картам. А также город Азов-Асов основан казаками-половцами. Орда -ОР-сила,Д-добро,А-ас.Сила добра асов. Полова-рубленная солома. Цвет

« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».