/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Новости высоких технологий /  Инновации /  Завершилось первое в истории погружение батискафов на Северном полюсе  

Завершилось первое в истории погружение батискафов на Северном полюсе

Первое в истории погружение батискафов на Северном полюсе завершилось: оба российских аппарата благополучно всплыли на поверхность Ледовитого океана, установив российский флаг на дне.

Экспедиции российских ученых придавалось не только научное, но и политическое значение. Вместе с тем, в США и Канаде — двух других странах, претендующих на обширные участки арктического дна, — официальные представители скептически отозвались об установке российского флага на полюсе.

Глубоководный аппарат «Мир-1» всплыл в 18:08 по московскому времени, а «Мир-2» — в 19:15, сообщил вице-президент Ассоциации полярников Владимир Стругацкий.

«Мир-1», на борту которого находились океанолог Анатолий Сагалевич (командир) и депутаты Госдумы Артур Чилингаров и Владимир Груздев, провел под водой в общей сложности 8 часов 40 минут.

В 09:28 по московскому времени «Мир-1» начал погружение, а в 12:08 сел на дно на глубине 4261 метра.

«Мир-2» начал погружение в 10:30 и достиг глубины в 4302 метра.

Каждый из аппаратов провел на дне Северного Ледовитого океана более часа.

В 13:36 по московскому времени экипаж «Мира-1» при помощи механического манипулятора установил на дне океана государственный флаг России, сделанный из титана, и взяв пробы грунта, начал подъем на поверхность.

По словам Стругацкого, «Мир-1» перед всплытием около 40 минут дрейфовал подо льдом на глубине 15 метров в поисках подходящей полыньи.

Батискафы подняты на борт исследовательского судна «Академик Федоров».

Как говорят российские ученые, их миссия «сравнима с мировой сенсацией», так как никто никогда еще не совершал подобных погружений.

В ходе экспедиции запланировано несколько погружений.

Флаг поставили только российский

Кроме научной цели российские ученые преследуют также цель политическую.

«Наша задача — напомнить всему миру, что Россия является великой полярной и научно-исследовательской державой», — заявил ранее Чилингаров.

«Миром-2» управлял российский пилот Евгений Черняев, а помогали ему шведский миллионер Фредерик Полтен, который заплатил за это путешествие 3 млн. долларов, и австралийский полярник Майкл Макдауэлл. Их сразу предупредили, что флаги Швеции и Австралии на дно Ледовитого океана поставить не разрешат.

Члены экспедиции должны получить геологические данные в поддержку притязаний России на часть арктического шельфа.

Ничья земля?

Запасы участка шельфа, на который претендует Россия, ученые оценивают в 10 млрд. тонн углеводородов.

К тому же там пролегает Северный морской путь — самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию. Этот путь можно было бы использовать в том числе и для транспортировки нефти и газа.

Россия пытается доказать, что подводные хребты Менделеева и Ломоносова являются неотъемлемой составляющей материковой части страны.

Карта района экспедиции.

В 2001 году Россия отправила в специальную комиссию ООН по морскому шельфу «Заявку по обоснованию внешней границы континентального шельфа».

Россия стала первой из арктических стран, составившей подобный документ. Но эту заявку заморозили — комиссия потребовала от Москвы предоставить больше обоснований.

Право доступа к богатствам Арктики оспаривают и другие страны, в том числе США.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров во вторник заявил, что вопрос о расширении российского шельфа «будет решаться исключительно на основе международного права».

«Цель экспедиции — не застолбить права России, а доказать, что наш шельф простирается к Северному полюсу. Экспедиция позволит получить дополнительные научные доказательства того, что мы собираемся добиться», — заметил он.

Реакция США и Канады

Представитель Госдепартамента США Том Кейси подчеркнул, что факт установки российского флага не имеет юридического значения.

«Не знаю, что они оставили на дне океана — металлический флаг, резиновый флаг, простыню. В любом случае, никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет. Для нас уж точно это не представляет никакой претензии по существу», — сказал Кейси.

Ранее он говорил, что администрация выступает за скорейшую ратификацию американским Конгрессом Конвенции ООН по морскому праву в целях защиты своих интересов в Арктике. «Мы надеемся, что осенью, когда Конгресс вернется с летних каникул, Конвенция будет ратифицирована», — говорит представитель американского внешнеполитического ведомства.

Касаясь российской позиции, основанной на этой конвенции, Кейси признал, что Россия выдвинула «узкоспециальное обоснование», и притом не очень убедительное, но вопрос будет решаться в зависимости от его приемлемости для специалистов.

«Если бы даже они пошли и раскрасили эти конкретные подводные хребты в цвета флага России, то и в этом случае я не думаю, что это бы хоть на йоту что-то изменило», — сказал он.

Министр иностранных дел Канады Питер Маккей назвал российскую экспедицию «обычным шоу».

«Это ведь не 15 век, — сказал Маккей, которого цитирует веб-сайт канадского телевидения. — Вы не можете разъезжать по свету, устанавливать флаги и говорить «мы заявляем свои права на эту территорию».

По словам Маккея, претензии Канады на арктические районы являются «обоснованными».

По мнению экспертов российского НИИ океанологии, если удастся убедить комиссию ООН, это позволит России прирастить арктический шельф на 1,2 млн. квадратных километров.

Исследовательское судно «Академик Федоров» вышло из мурманского порта 24 июля и двигалось на полюс через толщу льда в сопровождении атомного ледокола «Россия». «Академик Федоров» привез на полюс более 100 человек, два вертолета, два батискафа, а также другое научное оборудование.

Источник: Би-би-си Россия


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».