/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Новости высоких технологий /  Энергетика /  Смена основного энергоносителя не за горами  

Смена основного энергоносителя не за горами

Недалек тот день, когда мы перестанем заправлять автомобили привычным топливом
В последние месяцы цены на нефть неуклонно били рекорды. На международном рынке баррель перевалил за $60, даже к $80 подбирался. Эксперты предсказывают, что и бензин у нас в России может подорожать на 20 процентов...

Если так пойдет и дальше, народу впору будет осваивать велосипеды и самокаты. Или искать в качестве энергоносителя что-то другое — например, топливо, которое можно... выращивать. Ничего смешного: ученые считают, что смена основного энергоносителя — дело ближайших 20—30 лет.

Запах жареной картошки из выхлопной трубы

Еще в советские времена, случалось, кто-то у нас защищал диссертации об альтернативных источниках энергии, но эти труды воспринимались как экзотика. Теперь же США, страны Европы и Азии всерьез вкладываются в развитие новой энергетики и выплачивают баснословные гранты разработчикам. Многие вспомнили наконец, что даже первый двигатель Рудольфа Дизеля в конце XIX века работал на арахисовом масле (солярку в него начали заливать только после смерти изобретателя)...

Россия, так вышло, пока выпала из этого процесса. А этого самого альтернативного топлива у нас кругом — объешься. Вот, скажем, рапс. У нас его называют китайской капустой. С капустой он в самом деле в дальнем родстве. Но для садовода-любителя — сорняк сорняком. Хотя китайцы его жарят и добавляют в суп. Корень однолетнего травянистого растения напоминает морковку, цветы дают семечки наподобие подсолнуха.

В XIX веке рапсовым маслом заправляли фонари, и именно рапс сейчас — надежда альтернативной энергетики. Семечки рапса собирают, отжимают масло, из которого и делают так называемый биодизель. Правда, использовать его пока можно только на дизельных двигателях.

«Это топливо может делать любой фермер в своем сарае, — рассказал „Неделе“ гендиректор компании ООО „Укргазбиодизель“ Петр Дудник. — Ничего сложного. Рапсовое масло вместе с метанолом и щелочью варят при высокой температуре. На дно оседает глицерин, который можно применять в медицине, а верхняя часть и есть биотопливо. Я заправлял им свой минивэн. Честно признаюсь, сильной разницы не заметил, разве что на выхлопе вкусно пахнет жареной картошкой. Скорость машина набирает хорошо, не глохнет. Если у вас автомобиль 120 лошадиных сил, разницу вообще не почувствуете».

По словам Дудника, дизельному «Фольксвагену» на 100 километров понадобится не больше 5 литров биотоплива (а солярки — в два раза больше).

Сейчас на многих заправках Германии биотопливо продается наряду с обычным бензином. Рапсовое масло здесь стали даже закупать за рубежом. Разработаны и специальные стандарты — к примеру, для биодизеля разрешено применять только рафинированное, то есть очищенное, масло. Любопытно, что особой переделки автомобиль, если на нем стоит дизельный двигатель, не требует.

«Нужно только поменять резиновые топливные трубки и сальники с прокладками, — делится опытом Петр Дудник, — их надо сделать силиконовыми. А то биодизель сильно разъедает резину».

Банановые батарейки

Страны, зависимые от поставок нефти, первыми кинулись искать преимущества нового вида топлива. Основой биотоплива может ведь стать не только рапс, но и любое растительное масло. Что касается дизельных двигателей, тот в них можно заливать даже масло из магазина. В этом случае, правда, риск для двигателя весьма серьезный.

Но кроме масла в ход идут любые отходы. Бытовой мусор, опилки, древесина, даже навоз. Все они при сгорании дают метан. В Америке, говорят, топливо где-то научились получать из отходов индюшачьей фермы.

«Самый экзотический способ получения топлива придумал один датчанин, — поделился с „Неделей“ академик РАЕН Михаил Голицын. — Он заправлял свой автомобиль маслом, на котором жарили картошку в ресторанах. На кухне такие отходы никому не нужны, и автолюбителю их отдавали за бесценок».
Вовсю ведутся и разработки биоэтанола — топлива, которое получают из спирта. Именно он в будущем может стать реальным конкурентом бензину.

В Бразилии уже давно используют в качестве топлива этиловый спирт, который получают из сахарного тростника и кукурузы. В Европе до этого не дошли, но уже сейчас большую часть всего этанола используют в качестве добавки к дизтопливу: лишь 15 процентов идет на алкоголь.

В Малайзии в ближайшие годы должны построить 52 завода по производству биодизеля из пальмового масла. В конце 2007 года в порту Роттердама заработает голландско-швейцарский биодизельный завод. Венгрия вложит больше 5 млрд евро в строительство биотопливной энергостанции в городе Татабанья. Она станет первой из восьми планируемых станций.

В США почти на тысяче энергетических объектов в качестве топлива используют древесину. Сырье выращивают на плантациях «супердеревьев» — неких гибридов тополя и ивы, которые вырастают в год на пять метров.

Постепенно на альтернативную энергию переходит и Англия — там топливом служит солома или подстилка для домашней птицы. В городе Тэтфорд стоит крупнейшая на сегодняшний день электростанция, на которой в качестве топлива используют отходы птицеферм.

«В Индии электроэнергию получают из специальных овощных и фруктовых биобактерий, — рассказывает академик Голицын. — К примеру, батарейка из капусты дает ток до 0,7 ватт, морковная — 0,6 ватт, а банановая — 1,3 ватт».

Этой осенью на юге Японии планируют построить завод, который будет «переваривать» съестные остатки из ресторанов, школ, больниц и супермаркетов. Биотопливом на свой страх и риск заправят автомобили руководства города Китакьюшу-Сити.

Нужен ли рапс россиянам?

По мнению многих экспертов, биотопливо значительно потеснит дизтопливо и бензин в ближайшие 20—30 лет. Канада, Германия и Китай уже не первый год пестрят желтыми коврами из рапса.

Через четыре года на мировых трассах должны появиться 2 млн автомобилей, работающих исключительно на биодизеле. Два мировых концерна — «Мерседес» и БМВ уже согласились на выпуск модернизированных авто. А к 2020 году, согласно резолюции ООН, такие машины составят 23% от всего автопарка.

«Запасов биомассы хватит на столетия, — уверен Михаил Голицын. — Все страны движутся в одном направлении, пытаются заменить нефть, и только мы все ковыряемся на одном месте».

Действительно, в России на биотопливо серьезного внимания пока никто не обратил. Еще бы: мы нефтяная держава и топлива нам хватит. У нас сейчас нет ни одной станции, которая производит биотопливо. Да, мы выращиваем рапс, но, получив из него масло, большую часть продаем за границу, а остатки выставляем на полки продуктовых магазинов.

Однако уже скоро нефть может стать просто нерентабельной. Пока биодизель с точки зрения цены действительно проигрывает привычным видам топлива. Тонна импортного биодизеля будет стоить около $1000, в то время как такое же количество традиционного дизтоплива обойдется примерно в $600. Но если нефть и дальше будет дорожать, все может измениться.

По мнению специалистов, российский биодизель может быть значительно дешевле уже сейчас. Если выращивать рапс у себя, самим получать биотопливо, то, учитывая все издержки, литр биодизеля стоил бы около 59 евроцентов. То есть уже дешевле бензина.

Наверное, когда-то вот так же мало кто верил, что нефть способна заменить уголь. Но... Где теперь эти скептики?

Топливо из старых сапог

  • В 2004 году в Нью-Джерси на фестивале экологически чистых транспортных средств первое место получили студенты трентонской средней школы. Свой старенький «Фольксваген» 1985 года молодые люди заправляют биодизельным топливом, которое получают из отходов студенческой столовой.
  • Жителю Китая Ли Ксингу источником биотоплива служат старые резиновые сапоги, которые он варит при температуре около 300 градусов. При этом сапоги выделяют углеводороды, которые при помощи катализатора превращаются в дизельное топливо.
  • 55-летний немец Кристиан Кох пошел еще дальше. Он варит топливо из трупов животных. Помимо этого его самодельный аппарат перерабатывает стаканчики из-под йогуртов, мусор, сорняки и автомобильные шины. По словам Коха, на своем «вареве» он проехал уже 170 тысяч километров. «Ноу-хау» изобретательного немца обходится ему в пять раз дешевле, чем обычный бензин, и отказываться от него он не собирается, несмотря на гнев представителей общества защиты животных.

Песочные чулки

В 2001 году директор Волгоградского института материаловедения, академик РАЕН Валериан Соболев объявил о сенсационном изобретении генераторов альтернативной энергии из обыкновенного песка.

Такие приборы, по словам академика, смогли бы вырабатывать электричество без какой-либо подпитки и работали бы сколько угодно. В перспективе такую установку под названием «Чулок» якобы мог бы купить любой желающий и поставить у себя дома.

Коллеги подняли изобретение академика на смех. А через год на сенсацию клюнули канадцы, которые выделили на его производство $168 млн и заключили контракт с НПО «Грус», изготавливающей «Чулки»... Увы, «Неделя» попыталась выяснить дальнейшую судьбу революционного изобретения. Оказалось, что из академиков РАЕН Соболева исключили за неуплату членских взносов, НПО «Грус» давно не существует. В Волгограде уверены, что Соболев сбежал, но куда — предположить не решаются.


Источник: Известия науки

  • Юрий
    Энергия не может возникать из ниоткуда - потому - чулок Соболева - это шутка. А вот я могу показать не шутку. Идея проста. Радиоинженеры знают формулу Найквиста по которой вычисляют уровень вечного теплового шумового тока в резисторах. Этот вечный ток

« Назад

Хиты

Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики. 
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь. 
На Марсе обнаружили странную дыру
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.