/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Полет на Марс /  Российские программы /  Перспективы космической деятельности  

Перспективы космической деятельности

По мнению большинства экспертов, космическая деятельность вплотную подошла к порогу практического освоения ресурсов Луны и дальнего космоса.

 

Об этом говорит «видение» космической программы США, изложенное президентом Бушем в январе 2004г. [1], и многочисленные заявления представителей космической промышленности ряда стран, в том числе КНР [2], стран ЕС [3], не исключая даже консервативно настроенную Великобританию [4], и др.

Все большую поддержку получает теория экономической оправданности инвестиций в космическую деятельность за счет эффекта «мультипликации» [4]. Все более отчетливо видны пути окупаемости масштабных затрат.

 

Это, в первую очередь, вовлечение в земную экономику ресурсов Луны, в том числе энергетических, сырьевых, таких, как гелий-3, и др. [5]. Исследования спроса говорят о перспективности лунного туризма [6]. Напрашивается аналогия с освоением околоземного пространства, которое первоначально финансировалось исключительно из государственных бюджетов, но затем, благодаря развитию космических технологий, в первую очередь на основе систем связи и дистанционного зондирования, а затем благодаря притягательности космического туризма для состоятельных энтузиастов, стало основой многочисленных преуспевающих коммерческих предприятий [7], [8].

 

Считается, что исследования Луны в течение ближайших нескольких лет могут привести к появлению новых обстоятельств, существенно снижающих затраты на ее освоение. Одним из таких обстоятельств может стать открытие промышленных запасов воды [9], верные признаки которых уже обнаружены [10]. Вода, в сочетании с солнечной энергией, позволит не только создать лунные станции с автономным жизнеобеспечением, но и производить на месте компоненты топлива для космических транспортных систем. Перспективы освоения Луны и дальнего космоса усиливают общественный интерес к космической деятельности, а доступ к новым космическим ресурсам становится предметом стратегической политики. Однако называть ее геополитикой уже некорректно, поскольку речь идет не о Земле, а о других небесных телах. Уместнее говорить о космополитике.

 

Расклад космополитических сил во многом определяется располагаемыми космическими потенциалами и возможностями финансирования. Если космический потенциал РФ, созданный в предыдущие годы, все еще удерживает одно из лидирующих мест, то возможности бюджетного финансирования оцениваются зарубежными экспертами как весьма скромные.

Так, например, ассигнования в рамках Федеральной космической программы (ФКП) РФ на 10 лет составляют 10.5 млрд. долл. США, что меньше, чем США тратят на космос за 1 год [11].

Только по лунному проекту затраты США составят 104 млрд. долл. США [1]. Скромность бюджетного финансирования уже традиционно демпфируется российской космической промышленностью за счет международного сотрудничества, как в форме непосредственного выполнения зарубежных заказов [12], [13], так и в форме создания совместных предприятий [14], [15]. Россия сотрудничает с США и другими партнерами по проекту Международной космической станции [16], а также со странами ЕС по проекту создания системы запуска РН «Союз» в Гвианском космическом центре [17].

 

Рассматриваются возможности совместных лунных программ, в том числе с использованием нового корабля «Клипер» [3]. При всем разнообразии форм традиционного международного сотрудничества, оно, по всей видимости, не сможет компенсировать скромность бюджетного финансирования и существенно повлиять на расстановку космополитических сил.

В такой ситуации возникает вопрос, а существуют ли неиспользованные возможности финансирования космической деятельности? За ответом на этот вопрос в первую очередь следует обратиться к работам, посвященным теории финансирования крупномасштабных космических проектов. Освоение дальнего космоса, планет и астероидов давно стало предметом пристального внимания. Отдав должное оптимистическим прогнозам [18], предметом занялись экономисты [19], [20].

Учитывая масштабы затрат, чрезвычайно высокие риски и длительные сроки возврата инвестиций, на основе анализа обширных данных о реализации крупномасштабных проектов в самых различных областях человеческой деятельности [21], в этих работах сделан вывод о том, что реализация крупномасштабных космических проектов может начинаться только при государственной поддержке, за счет государственного финансирования.

 

И опять же, лишь при целенаправленной поддержке государства, затем к ним могут подключиться частные капиталы.

Кратко это можно сформулировать следующим образом: «только государственная поддержка и государственное финансирование открывают дорогу в космос дальнейшим инвестициям».

Не подвергая сомнению основу сделанного вывода, представляется целесообразным обратиться к иным формам дополнительного внебюджетного финансирования, таким, например, какими являются национальные лотереи. В частности, отметим зарубежный опыт финансирования крупных проектов в рамках государственных лотерей. Так, национальная лотерея Великобритании приносит ежегодно примерно 2.466 млрд. долл. США [22]. Отчисления на социальные проекты делаются с каждого проданного лотерейного билета. Исходя из того, что доходы от национальных лотерей пропорциональны численности населения и ВВП, приходящемуся на душу населения, с учетом паритета покупательной способности и национальных особенностей, можно по аналогии оценить вероятный доход от подобных национальных лотерей в России и некоторых соседних странах.

 

Результаты расчетов, выполненных с использованием данных ЦРУ США [23], представлены в таблице:

Страна

Численность

населения

ВВП на душу населения,

долл. США

Ежегодный доход от лотереи, млрд. долл. США

Великобритания

60 441 457 

29 483.30 

2. 466

Россия

143 420 305

9 817.32 

1. 948

Китай

1 306 313 812 

2 199.49 

 3. 976 

 

При этом следует учитывать, что национальная лотерея Великобритании имеет давние традиции и пользуется прочным доверием населения, помогая решать насущные задачи. В России ситуация совершенно иная. Несмотря на усиление нормативной базы, за последние годы сложилось устойчивое недоверие к лотереям. Преодолеть такое недоверие могла бы только лотерея, организованная в сфере традиционно высокого общественного интереса и направленная на финансирование деятельности, составляющей национальную гордость. Для России такой сферой является космос, а деятельностью — космонавтика.

Проведение Российской космической лотереи и направление доходов, способных значительно превысить бюджетные ассигнования в рамках ФКП, на финансирование космонавтики, могло бы существенно изменить расклад сил в космополитике. Согласно экспертным оценкам, высокая мотивация населения могла бы обеспечить Российской космической лотерее доходы, превышающие прогнозы, сделанные на основе анализа национальной лотереи Великобритании.

Фактически Российская космическая лотерея и является искомой неиспользованной возможностью финансирования космической деятельности в рамках действующего законодательства [24], [25]. В этом случае средства, полученные от населения и направленные на космонавтику, можно было бы рассматривать как частные инвестиции и сделанный выше вывод о форме финансирования крупномасштабных космических проектов звучал бы иначе.

«Государственная поддержка и частные инвестиции усиливают эффект государственного финансирования и открывают дорогу дальнейшим инвестициям».

Российская космическая лотерея должна отличаться от других лотерей как по форме, так и по существу. Ее целесообразно проводить в несколько этапов, а для увеличения общественной притягательности размещать лотерейные генераторы случайных чисел на борту космических аппаратов. Важно, чтобы космические аппараты были пилотируемыми, а космонавты принимали участие в проведении лотерейных розыгрышей.

Важно, чтобы финансирование создания космических аппаратов велось в рамках лотереи, а организация лотереи обеспечивала полное доверие населения. Важно, чтобы лотерея сочеталось с международным сотрудничеством. Тогда Россия получила бы мощный внебюджетный источник финансирования космической деятельности и подошла бы к началу освоения ресурсов Луны и дальнего космоса не уступая США, несмотря на всю мощь американской экономики. Для этого идее проведения Российской космической лотереи нужна государственная поддержка.

 

Источники:

1. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, NASA plans return to Moon by 2020, September 19, 2005. 

2. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, China’s reach for the stars, October 11, 2005. 

3. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, Plans for Euro-Russian spaceplane, September 27, 2005. 

4. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, UK should «reverse astronaut ban», October 18, 2005. 

5. BBC News, Sci/Tech, Moon map aids discovery, December 2, 1998. 

6. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, Moon visit trip set for lift-off, August 10, 2005. 

7. Proceedings of the World Satellite Business Week, Paris, September, 2005. 

8. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, M. Lane, How to set up a Moon base, August 25, 2005. 

9. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, Clear skies for Virgin spaceliner, October 21, 2005. 

10. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, D. Whitehouse, Doubts resurface about lunar ice, November 12, 2003. 

11. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, Russia approves new space plans, July 14, 2005. 

12. Universe Today, http://www.universetoday.com, Soyuz launches Foton-M spacecraft, May 31, 2005. 

13. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, Space capsule lands back on Earth, April 24, 2005. 

14. International Launch Services, http://www.ilslaunch.com

15. Starsem, The Soyuz Company, http://www.starsem.com

16. BBC News, In Depth, http://news.bbc.co.uk, International Space Station. 

17. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, Russia and Europe sign space deal, January 19, 2005. 

18. O’Neil G. The High Frontier,1977. 

19. U.S. Department of Commerce, Commercial Space Ventures: A Financial Perspective. Washington, 1990. 

20. Hickman J., The Political Economy of Very Large Space Projects, Journal of Evolution and Technology, v.4, November 1999. 

21. Mack, Gerstle, The Land Divided: A History of The Panama Canal and Other Isthmian Projects, New York, Octagon Books, 1974. 

22. The Times, Charities furious as lottery lets L 2.4 sit in bank, October 18, 2005. 

23. CIA World Factbook, July 28, 2005. 

24. Федеральный закон РФ от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».

25. Постановление Правительства РФ от 05.07.2004 № 338.

Источник:Роскосмос


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».