/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Безжизненный Марс

Сегодняшний Марс — безводный, замороженный мир, с атмосферой чересчур тонкой для того, чтобы сохранить воду в жидкой форме. Однако, опираясь на ряд данных, некоторые ученые считают, что некогда здесь существовали целые реки и океаны, и дожди лились на планету с небес — хотя и было это очень давно, больше 3,7 млрд. лет назад.

Как бы то ни было, тепло и влажность на древнем Марсе — вовсе не само собой разумеющиеся факты. Планета находится гораздо дальше от Солнца, чем Земля, и для достаточного ее нагрева необходима толстая плотная атмосфера, создающая значительный парниковый эффект, способный повысить температуру хотя бы на 80ОС (на Земле вклад парникового эффекта в нагревание составляет около 33ОС).

Однако недавние исследования поставили под сомнение возможность того, что у Марса некогда существовала достаточно плотная и достаточно богатая углекислым газом, чтобы иметь столь мощное влияние на глобальный климат планеты.

Исследовательской группой Винсента Чеврэ (Vincent Chevrier) было показано, что углекислый газ не мог составлять значительной части атмосферы раннего Марса. Для этого учеными проанализирован состав марсианских глинистых пород — листового силиката, обнаруженного на поверхности планеты спектрометром OMEGA европейской миссии Mars Express.

Силикаты эти осели из водного раствора после того, как вода была выброшена вулканической деятельностью из-под поверхности планеты. Углекислый газ хорошо растворяется в воде, образуя угольную кислоту, которая ингибирует формирование подобных силикатов.

Так что находка датчика OMEGA практически исключает существование на молодом Марсе богатой углекислым газом атмосферы. При этом, сохраняется возможность того, что парниковый эффект на планете был вызван какими-то другими компонентами. В качестве возможного претендента на роль «главного парникового газа» на Марсе выдвигается метан. Однако и эта версия содержит массу неподтвержденных пока что натяжек.

Авторы исследования склоняются к тому, что и древний Марс не представлял собой ничего особенно отличного от сегодняшнего: тот же холод, та же сухая безжизненная пустыня. По словам британского астробиолога Дэвида Кэтлинга (David Catling), «изучая минеральный геохимический состав марсианской породы, крайне трудно представить себе, что некогда планета была теплой и влажной — мы все уверенней считаем, что планета всегда оставалась такой, как сегодня, за исключением некоторых коротких „переходных“ периодов дождей, которые длились от сотен до пары тысяч лет».

Эти периоды могли вызываться столкновениями планеты с астероидами или кометами: падение огромного тела вызывало взрыв, который выбрасывал в атмосферу огромные количества пыли, которая и приводила на некоторое время к повышению температуры. Это нагревание, в свою очередь, могло растапливать большие количества льда под поверхностью Марса, и в результате на поверхность вырывались потоки воды. Такой круговорот, однако, не мог поддерживаться достаточно долго, и планета снова погружалась в сухой холод.

Источник: Популярная механика


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».