/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Полет на Марс /  Экспедиция на Марс. Точка зрения /  Трижды в космосе... а так хочется увидеть Марс  

Трижды в космосе... а так хочется увидеть Марс

Американка Кети Салливан, океанограф по образованию, три раза летала на «шаттлах» в космос и стала первой женщиной-астронавтом, совершившей выход в открытый космос.

Сейчас она занимает пост директора одного из научных центров Огайского государственного университета. В интервью Константину Рожнову, корреспонденту BBCRussian.com, Кети Салливан рассказала о том, как стала астронавтом и какие трудности могут поджидать в космосе даже хорошо подготовленных к полету людей.

Би-би-си: Как случилось, что вы стали космонавтом?

К. Салливан: Здесь имели место два момента. В случае с НАСА вы сами принимаете решение о том, чтобы стать кандидатом в астронавты. И когда я услышала о наборе, я приняла именно такое решение. Кроме того, в тот момент я работала над диссертацией по океанографии, и дело шло к завершению этой работы. Поэтому на том этапе моей карьеры я начала планировать свои следующие шаги, задумываться о том, чем я хочу заниматься дальше, учитывая весь полученный опыт. Так что в какой-то мере это произошло в подходящий для меня момент.

Би-би-си: Сколько времени заняла подготовка к первому полету в космос? К. С.: Здесь можно спорить о том, с какого момента начинать отсчет. Могу сказать, что значительная часть исследовательской деятельности по океанографии и экспедиции, в которых я побывала в рамках дипломного проекта, стали серьезной составляющей подготовки к космическому полету. Мой класс (группа) поступил в НАСА в 1978 году. Как потом выяснилось, «шаттлам» не суждено было взлететь еще три года.

Поэтому с 1978 по 1981 год мы все присоединились к различным группам, которые помогали в подготовке полета «шаттла». Это тоже считается частью программы подготовки астронавтов, так что, думаю, это время тоже нужно приплюсовать.

Таким образом, с 1978 по 1982 год наш класс проходил всевозможные тренинги, связанные с помощью в подготовке других полетов, то есть в роли помощников инженеров. А с 1982 года началось распределение членов нашего класса для подготовки к экспедициям.

Тренинги для подготовки к моему полету начались в конце лета -начале осени 1983 года, так что активная стадия непосредственной подготовки к первому полету длилась около года.

Если вскоре после первого полета вы начинаете подготовку к следующей экспедиции, некоторые тренинги, пройденные ранее, будут засчитаны. Активная стадия непосредственной подготовки к первому полету длилась около года

Би-би-си: У вас бывали моменты, когда вам хотелось все бросить, потому что больше не было сил выдерживать огромное напряжение?

К. С.: Такого никогда не было.

Би-би-си: Означает ли это, что вы были хорошо подготовлены ко всем трудностям? Или этих трудностей для вас вообще не существовало? К. С.: Я думаю, что на стадии подготовки я обладала достаточным запасом веры в свою способность обучаться и оттачивать необходимые качества. Я концентрировалась на подготовке к тем трудностям, которые могли ожидать меня в дальнейшем. Я уделяла основное внимание не сомнениям, а тому, как лучше подготовиться. Это довольно высокая гора, на которую необходимо взобраться, чтобы стать хорошо подготовленным с технической стороны членом экипажа. Би-би-си: Когда вы впервые оказались в космосе, совпали ли ваши ожидания с реальностью?

К. С.: В общем и целом это соответствовало моим ожиданиям благодаря отличному моделированию этих ситуаций во время тренингов. Конечно, были неожиданности, потому что идеально смоделировать [космическую ситуацию на Земле] невозможно. Могу сказать, что это было впечатляюще и не страшно... Конечно, были неожиданности, потому что идеально смоделировать [космическую ситуацию на Земле] невозможно.

На протяжении [первых] 8,5 минут я очень внимательно следила за показаниями панели управления и не смотрела в иллюминатор, потому и не замечала изменения картины. Так что когда отключились двигатели и мы оказались в невесомости, а она наступает мгновенно, [физически] не было совсем уж незнакомого ощущения (я летала на самолетах, где достигалась невесомость).

Но первое, что замечаешь, — это визуальные изменения вокруг тебя: и свисавшие сверху объекты, и те, которые прижало к полу при взлете, начинают просто плавать вокруг, как будто в воде. Так что появляются какие-то интересные намеки, подсказки, что теперь ты находишься в совершенно ином месте...

Би-би-си: В последние годы на МКС стали летать космические туристы. Многие богатые люди, у которых есть возможность заплатить за полет, стремятся в космос. Если у человека есть деньги и он здоров, о каких «подводных камнях» ему нужно знать, прежде чем всерьез задумываться о космическом полете?

К. С.: Я бы сказала, что основным моментом является невесомость. По крайней мере, на данный момент специалисты не могут точно спрогнозировать, будет ли вас мутить после первого попадания в невесомость. У части людей такая проблема возникает. Я нахожусь в другой группе — для меня этой проблемы не существует. Насколько мне известно, большинству людей, которых начинает мутить, удается справиться с этой проблемой — иногда при помощи медицинских препаратов. Речь идет о паре дней.

По крайней мере, на данный момент специалисты не могут точно спрогнозировать, будет ли вас мутить после первого попадания в невесомость Но я знаю пару случаев, когда людям было плохо на протяжении всего 10-дневного полета.

В невесомости никогда не чувствуешь себя полностью расслабленным, полностью физически здоровым, а иногда тебя вырывает даже тогда, когда ты уже долго находишься в полете. Би-би-си: А что касается психологической стороны вопроса?

К. С.: Очень богатые люди привыкают контролировать ситуацию. Вы нанимаете судно или самолет, и у вас есть возможность сказать: «Мне больше не нравится этот остров, поплыли на другой. Я хочу изменений». То есть вы подстраиваете свои приключения под свои запросы. А в космическом полете это невозможно.

Вы там — на 10 дней, и вы оказываетесь привязаны [к космическому кораблю]. И вы согласились стать частью команды, которая решает свои собственные задачи. Они не готовы или не могут полностью удовлетворять ваши желания. В чем-то это, возможно, схоже с восхождением на Эверест. Эвересту абсолютно все равно, сколько у вас денег на банковском счету. И если вы хотите его покорить, то должны понимать, что не сможете деньгами откупиться от потенциальных трудностей, которые могут ждать вас впереди...

Я думаю, что когда процесс попадания в невесомость и осмотра Земли с высоты станет более коммерческим — один виток вокруг Земли, и уже через четыре часа вы будете дома, — некоторые из этих проблем станут неактуальными. Еще один момент (если это не просто туристическая поездка в космос, а полет в составе экспедиции) заключается в том, что поскольку вы становитесь частью экипажа на короткий срок, вы оказываетесь человеком, который не особо сведущ в задачах, требующих выполнения, и в том, что касается атмосферы пребывания на борту.

Вы не знаете, как это все работает, у вас нет достаточной квалификации для того, чтобы по-настоящему быть частью рабочего процесса, жизни экипажа и выполнять задачи, которые кажутся очень интересными таким людям, как я. 

Я практически не могу себе представить, что значит согласиться на 10-дневный полет в космос, чтобы там ничего не делать или выполнять какие-то небольшие задачки, чтобы попытаться занять себя. Неужели вы не заскучаете? Не исключаю, что все это может вносить вклад в то, что вас начинает мутить, или в то, что вы не можете быстро избавиться от этой проблемы.

Потому что все, что вам остается — это слоняться без дела и думать о проблемах с животом. Я практически не могу себе представить, что значит согласиться на 10-дневный полет в космос, чтобы там ничего не делать или выполнять какие-то небольшие задачки

Би-би-си: Вы три раза летали в космос на «шаттлах». Теперь экспедиции летают на МКС. Вам хотелось бы прилететь на станцию и провести там какое-то время?

К. С.: Я очень надеюсь, что четвертый полет состоится. Было бы довольно интересно снова оказаться в невесомости и провести время на МКС. Но больше всего мне хотелось бы полететь на Луну. Как минимум, на Луну, а может быть, и на Марс.

Источник:http://news.bbc.co.uk/


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».