/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Человек в космосе!!!

 К началу 1960 года специальная комиссия по отбору кандидатов в первый отряд космонавтов сформировала его таким образом: Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович, Валерий Быковский, Владимир Комаров, Павел Беляев, Алексей Леонов, Борис Волынов, Евгений Хрунов, Виктор Горбатко, Георгий Шонин и другие летчики-истребители высокого класса. Был создан центр подготовки космонавтов в Щелковском районе Московской области; журналисты окрестили его «Звездным городком».

14 марта 1960 года начались тренировочные занятия. Впервые в истории предстояло подготовить людей к полету в неведомое, наблюдать за их состоянием во время небывалого рейса, вернуть на Землю и сделать выводы о возможности дальнейших полетов человека в космос. Особенно интересовала специалистов невесомость.

Состояние, близкое к невесомости удалось создать на самолете ТУ-104 на высоте 8000 метров. Космонавты первыми проверяли на себе специально сконструированные центрифуги для выяснения возможностей человека при стартовых перегрузках и особенно при возвращении на Землю.

Опыт показал, что человека следует располагать в кресле в лежачем положении под определенным углом. Выяснилось, что тренированный человек может выдержать кратковременное увеличение своего веса в 26 раз.

В первых числах мая 1960 года был запущен один из прототипов «Востока» — корабль КП. Он вышел на орбиту без теплозащиты и без космонавтов. На 65-м витке 19 мая было решено возвратить корабль на Землю. Но тормозная установка не сработала, а выполнила роль ускорителя, и корабль ушел на другую орбиту.

Старт второго, усовершенствованного корабля-спутника состоялся спустя три месяца. На его борту находились собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, насекомые, растения, зерна злаков, некоторые микробы. Полет и возвращение прошли строго по программе.

Наступил апрель 1961 г. На космодроме Байконур шли в напряженном темпе предстартовые работы. Люди не замечали границ дня и ночи, порой часами не уходили с объекта, отдохнув час-другой на раскладушках, продолжали работу. Готовился полет человека в космос. Госкомиссии предстояло решить, кто из космонавтов полетит первым.

В характеристике Гагарина было написано: «Настроение обычно немного приподнятое, вероятно потому, что у него с юмором, смехом все в порядке. Вместе с тем трезв и рассудителен, наделен беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Скромен. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объемом активного внимания, сообразительностью, быстротой реакции. Усидчив. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной».

 

8 апреля 1961 года Государственная комиссия по организации первого полета человека в космос утвердила дату полета — 12 апреля — и кандидатуру первого космонавта — Юрий Александрович Гагарин. Запасным пилотом назначен Герман Степанович Титов.

Утром 11 апреля космический комплекс был вывезен на стартовую площадку. Королев смотрел на ракету словно в первый раз. Высота трехступенчатого носителя была 38 метров, общий полетный вес с кораблем 287 тонн. На старте и первом этапе синхронно работают две первые ступени, состоящие из пяти блоков, снабженных собственными двигателями. Выработав свой топливный ресурс, четыре боковых блока, составляющих первую ступень ракеты, отбрасываются и падают на землю. Оставшийся центральный блок — вторая ступень — продолжает работу с силами земного притяжения, поднимая ракету все выше и выше. Но только после включения последней — третьей ступени — скорость достигает нужной величины.

Корабль выходит на орбиту, становясь спутником Земли.

12 апреля 1961 года Сергей Павлович внешне казался невозмутимым, может только чуть больше обычного сосредоточенным: брови вытянулись в линию, почти сошлись на переносице, образовав глубокую складку, губы плотно сжаты, в глазах настороженность. Внутренне Королев напряжен до предела. На стартовой площадке космодрома Байконур стояла готовая к старту ракета. На фоне огромного диска Солнца, подсвеченная яркими лучами она казалась произведением искусства, а не творением инженерной мысли.

Невдалеке собрались члены государственной комиссии — ученые, конструкторы, испытатели, ракетчики. Из подъехавшего автобуса вышел Юрий Гагарин. Он доложил председателю государственной комиссии о готовности к полету и, попрощавшись со всеми, подошел к подножью ракеты. Последний шаг по Земле, последний — дополетный.

Его первые шаги по Земле после полета ознаменуют начало Новой Эры. Прощальная речь космонавта, аплодисменты, пожелания счастливого пути. Гагарин поднимается в кабину корабля. Наступили самые ответственные минуты для тех, кто создавал ракету и корабль, готовил их к старту. Нервы у всех были взвинчены до предела. Негромкий монотонный звук хронометра, отчитывающего секунды, раздавался в голове, как молот по наковальне. Неторопливо, одна за другой, отдавались команды.

Сергей Павлович дублировал их на борт «Востока» Юрию Гагарину, и, казалось, что именно он отдает их.

 — Подъем! — почти закричал в микрофон Королев. Ракета сначала медленно, словно нехотя, а затем все быстрее устремляется ввысь. Факел пламени бьет в бетон стартовой площадки. 

— Поехали! — донесся в бункер счастливый голос космонавта. Это неожиданное и такое подходящее к моменту, удалое «поехали» в одно мгновенье сняло нервное напряжение. Все заулыбались, облегченно вздохнули, словно сбросили с плеч тяжелый груз. Человек в космосе!

Полет продолжался 108 минут и не обошелся без неприятности. Когда включилась тормозная двигательная установка, «Восток» вышел на спусковую траекторию, отстыковка спускаемого аппарата от корабля произошла с задержкой почти на 10 мнут. В 10 часов 55 минут состоялось приземление недалеко от Саратова. Все нормально. Космонавт невредим, чувствует себя хорошо.

 

В эти апрельские дни весь мир произносил по-русски ставшие сразу знаменитыми слова: «Гагарин», «Восток», «Космос». Мировая слава обрушилась на Гагарина, он за несколько часов стал любимцем всей планеты. А Сергей Павлович Королев, шаг за шагом 30 лет упорно шедший к своей победе, так и остался до конца своих дней никому не известным главным конструктором. Его имя было засекречено. Свои научные работы и статьи в прессе Сергей Павлович подписывал псевдонимом «профессор К. Сергеев».

 

Последние годы жизни. Годы заключения, годы напряженного труда на пределе человеческих возможностей подорвали здоровье Сергея Павловича, на которое он никогда не жаловался. Он не любил лечиться. После полета Гагарина жить ему оставалось чуть меньше пяти лет.

Вот основные замыслы и свершения этих последних лет:

1962 — С. П. Королев руководил: летными испытаниями первой стратегической ракеты на твердом топливе, совместным полетом двух кораблей «Восток», пилотируемых Андрияном Николаевым и Павлом Поповичем, стартом межпланетной станции «Марс-1»; подготовил «Заметки по тяжелому межпланетному кораблю и тяжелой орбитальной станции»; получил согласие правительства на доработку тяжелой ракеты Н-1 с доведением ее полезного груза до 75—100 тонн.

1963 — Руководил космическим полетом кораблей «Восток», пилотируемых Валерием Быковским и первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой; закончил научно-техническую справку «О возможности использования корабля «Восток» для экспериментальных исследований по перспективным программам космонавтики; внес предложение в правительство о создании лунного пилотируемого корабля и посадочного модуля для суперракеты Н-1 многоцелевого назначения.

1964 — Осуществлял руководство полетом спутников системы «Электрон», а также трехместного корабля «Восток» с космонавтами — летчиком Владимиром Комаровым, конструктором Константином Фиоктисовым и врачом Борисом Егоровым; вел отработку ракеты-носителя «Союз» с третьей ступенью повышенной мощности; продолжал работы по модификации Н-1.

1965 — Руководил: созданием лунного корабля и разгонного блока для осуществления облета Луны с помощью тяжелого носителя УР-500 конструкции В. Н. Челомея, полетом корабля «Восход-2» с Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым на борту и выходом человека в открытый космос; возглавил создание многоцелевого корабля «Союз» провел эксперимент «Зонд» с фотографированием обратной стороны Луны и испытанием спутника связи «Молния».

1966 — С. П. Королев отправил в Академию Наук СССР отчет о научной деятельности за 1965 год; под псевдонимом «Профессор К. Сергеев» опубликовал 1 января в «Правде» статью «Шаги в будущее»; созвал как руководитель ОКБ м его Главный конструктор совещание своих заместителей для обсуждения задач на ближайшее будущее.

 

16 января 1966 года С. П. Королев скончался во время операции.

Легенду о безымянном конструкторе развеяли суровые и скорбные строки правительственного некролога. Земляне узнали, что под именем таинственного Главного «скрывался» Сергей Павлович Королев.

Люди Земли никогда не забудут его слова: «... То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, завтра — свершением. Нет преград человеческой мысли!»

Источник: http://www.5ka.ru/32/5900/1.html

Энциклопедическая справка

КОРОЛЕВ Сергей Павлович (1907—1966) советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, ИСЗ, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР (1958, член-корреспондент 1953), член президиума АН СССР (1960—1966), дважды Герой Социалистического Труда, (1956, 1961)...

В 1924 окончил Одесскую пофессиональную строительную школу.

С 1927 раболал в авиационной промышленности.

В 1929 окончил МВТУ и одновременно Московскую школу летчиков-планеристов и пилотов-парителей.

С 1930 — в Центральном КБ завода им. В. Р. Менжинского, с августа 1931 — в ЦАГИ; создал ряд конструкций планеров («Коктебель», «Красная зввезда» и др.). После знакомства с работами К. Э. Циолковского Королев увлекся идеями создания ЛА ракетного типа.

В июле 1932 назначен начальником Группы изучения реактивного движения, где под его руководством запущены первые советские ракеты на гибридном топливе «ГИРД-09» (август 1933) и на жидком топливе «ГИРД-Х» (ноябрь 1933). Главный инженер, заместитель начальника Реактивного научно-исследовательского института (1933), начальник отдела крылатых ракет (1934), начальник группы ракетных аппаратов (1937). В период работы в РНИИ Королев разрабатывал ряд проектов ЛА, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты 212 (летавшей в 1939) и ракетопланера РП-318-1 (1940).

В 1942—46 Королев работал в ГДЛ-ОКБ заместителем главного конструктора двигателей, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.

С сентября 1945 по январь 1947 командирован в Германию;

в августе 1946 назначен главным конструктором баллистических ракет.

Королев — пионер освоения космоса. С его именем связана эпоха первых замечательных достижений в этой области. Талант выдающегося ученого и организатора позволил ему на протяжении многих лет направлять работу многих НИИ и КБ на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи Королева нашли широкое применение в ракетной и космической технике.

Под его руководством созданы первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическия ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации, исскуственный спутник Земли, осуществлены полеты КК «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство; созданы первые КА серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», ИСЗ серий «Электрон», «Молния-1» и некоторые ИСЗ серии «Космос»; разработан проект КК «Союз».

Не ограничивая свою деятельность созданием РН и КА, Королев, как главный конструктор осуществлял общее техническое руководство работами по первым космическим программам и стал инициатором развития ряда прикладных научных направлений, обеспечивающих дальнейший прогресс в создани РН и КА. Королев воспитал многочисленные кадры ученых и инженеров, Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР (1958), Ленинская премия (1957). Награжден 2 орденами Ленина, орденом «Знак Почета» и медалями.

В 1966 АН СССР учредила золотую медаль им. С. П. Королева «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии им. С. П. Королева для студентов высших учебных заведений. В Житомире, Москве (в начале Аллеи космонавтов) и др. городах сооружены памятники ученому, созданы мемориальные дома-музеи в Житомире, Москве и на Байконуре, его имя носят Куйбышевский авиационный институт, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне. Урна с прахом в Кремлевской стене.

Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство «Советская энциклопедия» 1985

Фотоисточники: http://www.kocmoc.info/ks.htm, http://www.korolev-s-p.ru/


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».