Впоследнее время управославных иих критиков стало модным дискутировать натему, должнали церковь адаптироваться ксовременности. Даже термин появился— «православный гламур». Ажизнь между тем идет своим путем, инеразрешимые теоретические споры, оказывается, разрешаются напрактике без особых проблем. ВСвердловской области епархия открывает рестораны, владеет крупным медиахолдингом, выпускает компьютерные игры, занимается туристическим бизнесом— иникого это неудивляет иневозмущает. Для екатеринбуржцев это уже неотъемлемая частьих жизни.
Напарковке расположенного вцентре Екатеринбурга женского Новотихвинского монастыря несколько дорогих машин: Range Rover, Lexus, новая BMW 5-й серии. Их владельцы приехали сюда неисповедоваться инезамаливать грехи, апросто пообедать. Год назад сестры решили открыть при обители кафе схорошей русской кухней, где можно былобы вкусно поесть, ненарушая церковный устав. Придумали название— «Православная трапеза», проконсультировались секатеринбургскими имосковскими рестораторами, съездили вРоссийскую государственную библиотеку застаринными рецептами иоткрыли двери заведения. Спустя 10месяцевим удалось окупить затраты ивыйти на«нулевую точку» бизнеса. Теперь кафе начинает зарабатывать деньги, которые пойдут нареставрацию монастырского храма Александра Невского, содержание детских приютов иобустройство скромного быта сестер.
—Внашем храме много прихожан, ипосле службыим хочется где-нибудь посидеть, пообщаться, перекусить,— рассказывает Софрония.— Сначала мыпросто готовили выпечку для угощения, апотом придумали открыть собственное кафе. Сразу решили, что это будет не«кафе для православных», а«православное кафе для всех». Сегодня большинство посетителей— это неприхожане, алюди «сулицы». Услышали окафе, решили зайти. Изаодно узнали что-то оправославии.
Правда, в«Трапезе» православие оборачивается своей непривычной стороной. Здесь нет запаха ладана, мистического полумрака ицерковных песнопений. Впросторных, добротно отремонтированных залах играет живая музыка: репертуар— отклассики дотем отечественных кинофильмов 70-х. Задесятком столиков сидят компании обычных предпринимателей, зашедших набизнес-ланч (тут его называют «обедом по-домашнему»). Ну, может, ведут себя чуть тише, чем врядовом ресторане, новостальном все как обычно— идаже впостную среду сытную еду можно сдобрить кружкой хмельного кваса, аужвскоромные дни куслугам гостей прекрасная картавин, где попадаются очень недешевые экземпляры. Есть напитки ипокрепче— настойки даналивки.
-Люди слышат название «Православная трапеза» ипредставляют себе что-то очень русское: пельмени, блины, щи, окрошку,— улыбается Софрония.— Ноунас очень изысканная дворянская кухня. Рецепты колоссальной сложности. Первый повар, стажировавшийся вмосковском Vogue Cafe, несправился. Сейчас пригласили изстолицы нового, пробуем. Это ведь очень сложно— впостный день (аих вкалендаре большинство) приготовить действительно вкусный исытный обед или ужин.
Цены соответствующие. Хотя «обед по-домашнему» истоит стандартные 150рублей, вечерняя трапеза для двоих обойдется впару тысяч без напитков. Зато вместе сосчетом принесут листок, накотором можно записать имена родных иблизких,— потом сестры помянутих всвоих молитвах. Есть идополнительные услуги: вкафе можно отметить крестины, венчание, день ангела.
—Всякого Господь призывает по-своему, — пожимает плечами инокиня Софрония.— Кто-то вбеде почувствует необходимость обратиться кБогу, кто-то вхраме ощутит благодать, а кто-то воттак, через трапезу придет вцерковь.
Ачтобы кБогу обратилось побольше народа, «Православная трапеза» нескупится нарекламу. Вгороде немало билбордов размером 6×3 метра, приглашающих зайти отведать дворянской кухни XIXвека. Иконечно, «Трапеза» вовсю использует ресурсы православного телеканала «Союз»— самого удивительного проекта Екатеринбургской епархии.
Телеканал
Вдекабре 2005года федеральная конкурсная комиссия решила передать право вещания на 21-м телеканале вЕкатеринбурге телеканалу Екатеринбургской епархии «Союз». Раньше епархиальная продакшн-студия размещала свои программы надругих телеканалах, атут— впервые вРоссии— получила всвое распоряжение целую частоту вгороде-миллионнике.
Уместного духовенства три газеты, радиостанция иинформационное агентство; архиепископ Викентий часто дает пресс-конференции, апресс-служба епархии сзавидной регулярностью высказывается посамым разнообразным вопросам. Телеканалже ивовсе вывел екатеринбургских православных влидеры медиаактивности среди коллег издругих регионов— укого еще есть возможность 24часа всутки проповедовать стелеэкрана?
—Унас нет «рейтингов»,— качает онголовой.— Этоже все бизнес-проекты, заодно появление вкоторых надо платить. Наверное, изаместо вэтих «рейтингах» тоже надо платить. Мырешили, что нам это ненужно. Рейтинги ведь нужны для привлечения рекламодателей. Амыкэтому нестремимся.
Собственная типография пока— самый прибыльный епархиальный медиапроект
Местную рекламу «Союз» брать нехочет. «Дыр вбюджете она незакроет, авот „картинку“ испортит»,— говорит отец Димитрий. Канал живет мечтой оприходе мощных федеральных рекламодателей (например, производителей соков или детского питания), апока держится засчет других епархиальных медийных проектов, самый прибыльный изкоторых— типография, которая обслуживает ицерковных, исветских заказчиков.
Программа передач канала «Союз» словно протест против современного телевидения. Тут нет нигорячих новостей, нинасилия, нисекса, нигламурных ведущих, хотя вцелом журналисты стараются придерживаться основных телевизионных жанров. Есть что-то вроде аналитических программ— «Комментарий недели», где выступает один изнеофициальных идеологов РПЦ протоиерей ВсеволодЧаплин, или «Епархия. События недели». В«Архипастыре» владыка Викентий, сидя вудобном кресле, подрагивающим голосом отвечает навопросы телезрителей (отбытовых добогословских). Программа «Семья» призвана прививать традиционные ценности: молодая ведущая сэнтузиазмом рассказывает ожизнеутверждающих примерах крепких браков («Михаил Николаевич иЛидия Сергеевна вместе вот уже сороклет»). «Православный календарь» инструктирует насчет постных дней ицерковных праздников. Итак далее. Круглые сутки. Кому-то это кажется невыносимо скучным, а кто-то считает «Союз» единственной отдушиной вглянцевом мире современногоТВ.
Среди екатеринбургских журналистов «Союз» стал притчей воязыцех: платят там стабильно инедурно, ноусловия работы для расхлябанной журналистской братии тяжелые. Сегодня некаждая девушка может отказаться отпривычки носить брюки инекаждый юноша готов забыть окурении или алкоголе.
—Руководство канала невмешивается вличную жизнь сотрудников,— убеждает меня отец Димитрий итутже добавляет:— Новлюбом учреждении есть свой регламент, внутренний распорядок, дресс-код, наконец. Поэтому мытребуем, чтобы женщины носили женскую одежду, амужчины неходили врваных джинсах, чтобы увсех были прибранные волосы иопрятный внешнийвид, чтобы впомещениях некурили, чтобы впост неприносили наработу скоромное.
Ограничений, связанных свероисповеданием, для сотрудников телеканала официальнонет. Просто как-то так получается, что некрещеные постепенно крестятся иначинают ходить вцерковь, исповедоваться ипричащаться. Спредставителями других конфессий сложнее.
—Чтобы пришел устраиваться наработу убежденный мусульманин или иудей?..— задумывается отец Димитрий.— Ятакого представить немогу. Наверное, иправославного человека взялибы наработу всинагогу, норазве онтуда пойдет? Так итут...
Владыка
Екатеринбургская епархия— это ночной кошмар антиклерикалов.Ей, кажется, есть дело довсего. Архиепископ Екатеринбургский иВерхотурский Викентий едвали невкаждом своем выступлении замахивается насветские порядки.
Настоящая война объявлена светским праздникам. Так как большая часть изних попадает напостныедни, епархия всеми силами старается пролоббироватьих перенос наскоромные времена. Ноодной проповедью мидл-класс непроймешь: ему нужна достойная альтернатива. Идуховенствоее предлагает. Вместо дней рождения епархия советует праздновать дни ангела— втойже «Православной трапезе» иугощение организуют, иовашем святом покровителе расскажут, ииконку сжитием преподнесут. Вместо 8Марта— праздник жен-мироносиц, который вЕкатеринбурге раскручивают сневиданным размахом, ажрекламные щиты надорогах ставят. Авпрошлом году чуть было неразразился грандиозный скандал, когда епархия выступила против празднования Дня города (онотмечается вавгусте исовпадает сУспенским постом). Лишь после резкой перепалки впрессе епархия имэрия смогли договориться изамять скандал.
Личная жизнь екатеринбуржцев епархию тоже волнует. Во-первых, она постоянно клеймит живущих вгражданских браках, откоторых «нездоровье детей ислабенькие семьи». Во-вторых, предлагает женщинам хранить девственность до30лет (это владыка Викентий считает исконной русской традицией). В-третьих, борется спропагандой западных ценностей, основанных насексе (мол, «можно жить ибез этого»). Апофеозом стало выступление владыки, вкотором онзаявил, что заболевание СПИДом является божьей карой (такида!)и, обратившись кГосподу вмолитве, отнедуга можно излечиться. Вподтверждение даже приводились исследования каких-то медиков.
Но самая опасная тема, конечно, гомосексуализм. Еще задолго додрак хоругвеносцев игей-активистов вМоскве, в далеком 2003-м, православные вЕкатеринбурге нет-нет даипоколачивали секс-меньшинство. Организация «Православное студенческое братство», формально неимевшая отношения кепархии, нонеофициально считавшаясяее радикальным крылом, протестовала против проведения гей-вечеринок вклубе «Клон»— онвродебы расположился как раз напротив места, где дореволюции возвышался храм Большой Златоуст. Православные устраивали у«Клона» пикеты, забрасывали его посетителей снежками иобливали наморозе святой водой. Известный вЕкатеринбурге светский персонаж Слава Модный, ставший теперь топ-менеджером популярного ресторана вСанкт-Петербурге, тогда был арт-директором «Клона». Особытиях 2003-го он вспоминает сулыбкой, хотя втевремена православные здорово потрепали ему нервы.
—Есть версия, что гомосексуальные скандалы внутри самой епархии недавали покоя радикалам вдуховенстве итаким образом они решили реабилитироваться,— говорит Модный.— Новремена инквизиции давно прошли. Такими акциями РПЦ только очерняет себя.
Какбы там нибыло, история присудила победу православным: «Клона» давнонет, анапротив былого «гнезда разврата» начались работы повосстановлению храма Большой Златоуст. Онстанет одним изсамых высоких строений висторическом центре города— 77метров.
Бизнес
Большой Златоуст общими усилиями восстанавливают два заклятых конкурента— «Русская медная компания» и«Уральская горно-металлургическая компания». Руководителей УГМК иРМК сблизило православие. Кадры, накоторых они вместе закладывают основание храма, обошли все телеканалы.
Алтушкин вгороде известен как православный бизнесмен: постарой русской традиции онобзавелся большой семьей (пятеро детей), жертвует деньги навосстановление храмов, вовсем советуется сдуховником, отславы иобъективов камер прячется впросторном офисе вцентре города. Ионтакой далеко неединственный: сегодня вЕкатеринбурге все чаще можно встретить бизнесмена, который наответственные переговоры идет сосвоим духовником— чтобы вслучае чего совета попросить. Депутат гордумы Андрей Кабанов берет ссобой священника даже назаседания представительного органа. Аавторитетный бизнесмен Александр Вараксин позвал батюшку наоглашение приговора посвоему уголовному делу.
Это, конечно, крайность. Нотысячи других обеспеченных екатеринбуржцев включают повыходным телеканал «Союз», видят вгороде щиты, поздравляющие спраздником жен-мироносиц, слушают порадио заявления владыки Викентия ипривыкают ктому, что православная культура— неотъемлемая частьих жизни. Епархия сособой заботой относится кпастве измидл-класса: устраиваются торжественные мероприятия, встречи свладыкой идаже VIP-туры посвятым местам. Вмае, например, четыре десятка паломников под патронажем священников летали вИталию— святым местам поклониться, азаодно ипозагорать-искупаться.
Младшее поколение тоже неоставлено вниманием православного духовенства. Пока РПЦ безуспешно пытается добиться введения вшколах преподавания основ православной культуры, екатеринбургская епархия идет другим путем: год назад здесь своими силами разработали ивыпустили православную компьютерную игру для детей— «Путешествие Азбуки». Маленьким игрокам нужно пройти путь отСолуни (где родились Кирилл иМефодий) доКиева, подороге получив знания изразных областей науки, нуи, конечно, узнав немало охристианской религии.
Откуда уекатеринбургского среднего класса такая тяга кправославию, можно только гадать. Одна изпопулярных версий— коллективный комплекс вины заубийство в1918году святых Николая IIиего семьи (тянет, мол, замолить грехи предков). Священники любят говорить отом, что уральский человек— онособенный: «Это вМоскве культ денег иразвлечений, аздесь людям важно реализовать себя духовно».
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад