Культура /
Религия /
Новости /
Православная миссия в XXI веке – от прихода до других галактик
Православная миссия в XXI веке – от прихода до других галактик
Православная миссионерская конференция «Формы иметоды миссионерской работы смолодежью» состоялась 20января вМоскве, вконференц-зале отеля «Метрополь».
Православное молодежное объединение «Воскресение» при храме святителя Николая вЗаяицком пригласило для участия вконференции опытных наставников-миссионеров: диакона Андрея Кураева, игумена Петра (Мещеринова), диакона Михаила Першина, иерея Максима Первозванского, игумена Евмения (Перистого), игумена Сергия (Рыбко) идругих.
Сословами приветствия инапутствия кмолодым миссионерам вначале конференции обратился заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк (Головков). Онсчитает символичнымто, что форум проходит вдни празднования Крещения Господня. «Иоанн Креститель— вот пример миссионерства длянас: когда человек „величайший изрожденных женами“ занимался проповедью,... привлекая кБогу тысячи итысячи людей, новсю славу возносил кТому, Кого онпроповедует»,— отметил епископ Марк.
Вкачестве гостя молодежный форум посетил епископ Православной Церкви вАмерике Серафим (Сигрист), который также приветствовал молодых миссионеров. Конференция прошла под председательством руководителя объединения «Воскресение» игумена Иоасафа (Сорокина).
Спервым докладом, вкотором были проанализированы особенности современной миссии вконтексте общественных проблем, выступил заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей имолодежи, руководитель школы молодежного служенияо.Петр (Мещеринов). Поего словам, активные православные миссионеры сегодня находятся взоне «некоего культурологического идаже духовного «риска», связанного снеобходимостью поиска новых миссионерских путей. Формы миссии немогут быть «стольже неизменными, как церковные каноны», так как именно всфере миссионерской деятельности люди Церкви «наиболее тесно соприкасаются сособенностями „текущего момента“ истории».Ихзадача— сделатьтак, «чтобы истины Евангелия итрадиции Церкви были восприняты неабстрактными жителями некоей идеальной „Святой Руси“, анашими реальными соотечественниками». Современному миссионеру необходимо трезво отдавать себе отчет: Россия, пережив вХХв. «величайшую катастрофу», нетолько нравственную, социальную, культурную, демографическую, но, впервую очередь, духовную, сейчас оказалась вовласти новой «могущественой религии»— «религии денег». Исегодня Евангельское слово обращено именно «кдобровольным исознательным адептам религии денег, гедонизма игламура»,— подчеркнуло.Петр.
«Естьли всовременной церковной жизни ресурсы— прежде всего внутренние, духовные,— для осуществления полноценной миссии икатехизации втаких условиях?»— ставит онвопрос. Его ответ пока неутешителен: «Скореенет», т.к. «нынешний общественный менталитет всею силою наличествует ивцерковной жизни, иявляется главным фактором, который препятствует развитию миссионерского ресурса Церкви».
Здесьо.Петр считает важным рассмотреть известное положение о«неотделимости Церкви отобщества» сэкклезиологической точки зрения. Некогда исторически обусловленное отождествление Церкви сосвоим народом сегодня стало «экклезиологически опасным», если оно оказывается «вне контекста служения именно Христу», если Церковь «перестаёт быть деятельным нравственным ориентиром ифактически оправдывает наличное состояние народа». Это закономерно приводит кпотере Церковью «сознания вселенскости, универсализма воХристе, атакже кугасанию миссионерского горения». Докладчик подчеркнул, что Церковь неможет «служить народу», нопризвана «служить Христу всвоем народе». Руководствуясь примером пророков иапостолов, «вовсе нехвалящих свой народ, нонещадно обличавшихего», Церковь «обязана сосмелостью давать евангельскую оценку» народу, отступающему отверы ипопирающему нравственность.
Говорятак, о.Петр предупреждает, что для этого ненужно «ниувлекаться словесными обличениями, ниссориться свластями, ниотказываться оттого сотрудничества сними, какое есть, ниуходить впещеры, ни, тем более, вставать впозицию, занятую ныне епископом Диомидом». Церковь имеет право «обличать» свой народ только втом случае, если «унас внутри всё впорядке, если наша церковная жизнь— образец ипример для людей». «Вот сэтого инадо начинать: внутри Церкви, нисколько неразрушая её традиций, устраивать жизнь, строящуюся непомирским, нопоцерковным началам. Для этого, прежде всего, нужно противостоять религии денег внаших сердцах иумах; противостоять стадности, мифологическому сознанию, лжи, аберрации нравственности... Всё это требует исключительно личных усилий, поэтому ивозможно для каждого. Личныеже усилия этого рода, сБожией помощью, рано или поздно наберут критическую массу иповлияют наобщее состояние церковной среды»,— надеетсяо.Петр.
Онполагает, что стремление «вернуть наше экклезиологическое сознание ксвоей вселенской, неотмирной норме» даст новый импульс миссионерству, позволит начать системную миссию икатехизацию, которые должны «открывать людям православие некак всего лишь былое инуждающееся вреанимации наследие народной жизни инекак перемещение ввиртуальное прошлое. Подлинное православное христианство— этото, что реально, именно сегодня, даёт благодатную силу жизни людям, величайшая драгоценность наземле, вселенская неотмирная истина, путь кбессмертию исчастью воХристе, кединственно достойному человека существованию»,— заключил докладчик.
Клирик храма Сорока мучеников Севастийских, главный редактор журнала «Наследник» о.Максим Первозванский согласился сакцентом докладао.Петра, что главное вмиссионерской проповеди— именно Сам Христос иличное свидетельство оНем. Всвоем выступлении онразмышлял опрактических аспектах миссионерского служения, например, отом, как строить общение стеми, кому миссионер несет весть оХристе. Священник посвоему опыту знает, что очень трудно иневсегда успешно начинать сразу спроповеди Христа. Уместнее подготовить человека, начав сжитейского общения, нообращаясь, впервую очередь, ктому нравственному чувству, ощущению «нормы», которое сохраняется вдуше каждого.
Сотрудник Миссионерского отдела Русской Православной Церкви игумен Евмений (Перистый) также убежден, что миссионер недолжен ставить перед собой задачу «сразу сделать человека православным науровне поведения», а«сфокусироваться наЛичности Христа». «Донести незнания оБоге, аБога»,— такой девизо.Евмений предлагает миссионерам, подчеркивая, чтоих задача— «пробуждение интереса идоверия» отличается отзадач катехизации, которые состоят в«научении ввере». Выступавший поделился конкретными рекомендациями, основанными наопыте командного миссионерства (так, поблагословению главы Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского иСтарооскольского Иоанна (Попова) были подготовлены 3«взрослые» и2молодежные команды, работающие вразных аудиториях наоснове программы «Путь»). Именно командное миссионерство, когда «мывыходим командой навстречу людям, анеих сразу зовем вцерковь», причем каждый член команды готов поделиться личным свидетельством отом, как изменилась его жизнь после встречи сХристом— такое миссионерство наиболее эффективно всовременных условиях, считает игумен Евмений. Онвкратце рассказал опрограмме подготовки команды, которая включает иораторское мастерство, иобучение навыкам общения слюдьми вдиалоге, избегая модели «учитель-ученик», навязывающей «правильные» знания. При подготовке миссионеров делается акцент на«бережном отношении кчеловеку, науважении кего «инакомыслию», наего «праве нанесогласие». Судя повопросам, заданнымо.Евмению, многих участников конференции заинтересовала подготовка миссионеров вкоманде.
Вмолодежно-подростковом клубе при храмесвв. Космы иДамиана вШубине также особое значение придается верной позиции взрослого: чтобы быть услышанным подростками, ондолжен занять позицию «старшего друга», «учащегося старших классов», аневсезнающего преподавателя. Руководитель этого клуба Петр Дмитриевский, обобщив опыт многолетней работы, втом числе— вежегодных приходских зимних илетних подростковых лагерях, отметил, что взрослым стоит чутко прислушиваться ктому «дефициту», окотором свидетельствуют современные дети, и«отвечать» нанего севангельской точки зрения, отзываясь наразнообразные потребности детей, например, наочевидную потребность воткрытом, искреннем общении насерьезные темы, втворчестве, вкрасоте ит.д.
Председатель комиссии подуховно-нравственному просвещению имиссионерской работе Всероссийского православного молодежного движения диакон Михаил Першин затронул всвоем докладе широкий спектр проблем. Онполагает, что «дефицит общения» между церковными инецерковными людьми, отсутствие пространства для этого общения— одно изглавных препятствий для современной миссии. Чтобы преодолетьего, священнослужителям иактивным мирянам нужно выходить запределы церковной ограды, используя «креативные методы»: например, проявлять заботу обеременных, ороженицах вбольницах, работать сподростками, используя миссионерское наследие русской эмиграции иуспешный опыт начала ХХвека, вчастности, скаутское движение. Организуя много лет скаутские православные лагеря, о.Михаил несогласен стеми, кто считает невозможным заимствование некоторых западных форм вправославной работе сдетьми. «Заниматься скаутами сейчас— это патриотично и по-русски», — подчеркнул священнослужитель. Важная аудитория для миссионеров— молодые семьи. Настало время создания приходских семейных клубов, духовной поддержки молодых семей, разъяснения ошибочных стереотипов, укоренившихся вправославном обиходе, касающихся супружеских отношений, ит.д.Для обсуждения различных миссионерских стратегий иформ необходимы открытые внутрицерковные дискуссии, что позволит «избежать таких явлений как «травля Альфа-курса», отметило.Михаил.
Должнали быть православная миссия «ученой» или «простой»? Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев прочел молодой аудитории главу изсвоей книги «Неамериканский миссионер», посвященную разоблачению очередного мифа оякобы изначальной «простоте православия». Современная реанимация ереси гносеомахии, состоящей, поопределениюо.Андрея, «ввойне против познавательных усилий человека», «воспевание невежества как нормы ортодоксии» неуместны ивредны внаше кризисное время. «Простота хороша вбескризисную эпоху», однако сейчас впору, перефразируя известное изречение преп. Амвросия Оптинского, сказатьтак: «Где просто, там ересей состо». Призыво.Андрея кобразованной молодежи— приходя вхрам, «воцерковлятьвсе, включая свой интеллект, свою образованность», использовать свои способности для успешной миссии. «Входя вхрам, принято снимать шляпу, анеголову»,— афористично подытожило.Андрей.
Зарядом необыкновенного миссионерского оптимизма взбодрил участников конференции последний выступавший— клирик храма СошествияСв. Духа игумен Сергий (Рыбко). Онубежден, что православное мировоззрение непременно будет «главенствующим» вРоссии через 20—30 лет, кконцу нашего века неустоят перед православной проповедью Китай, Африка идругие страны иконтиненты, авследующем столетии православные миссионеры отправятся надругие планеты изапределы Солнечной системы. «Явэто глубоко верю, янешучу»,— подчеркнуло.Сергий. Основание для его надежд— нетолько ряд пророчеств, ноиочевидная, поего словам, востребованность православия вмолодежной среде. Его опыт миссионерской работы срокерами, создание вБибирево церковного центрасв. прав. Ксении Петербуржской, вкотором занимаются около ста рок-групп, участие спроповедями врок-концертах— все это убеждает священника втом, что «молодые люди вкосухах ис„ирокезами“ завтра вкосмос полетят иправославие понесут». Отвечая своим заочным оппонентам, о.Сергий признался: «Ясам лет 15назад думал, что рок-музыка— это сатанизм, инадо только затвориться иждать смерти. Теперь ямногое понял». Аименно— «неизменность вдогматике, номобильность икреативность вметодах проповеди»— так сформулировал онсвой миссионерский девиз.
Разумеется, уучастников конференции возникло множество вопросов квыступавшим, восновном, очень конкретных. «Что делать сзасильем китайцев вРоссии?»— «Устраивать диаспоральные миссионерские центры, знакомить срусской культурой» (о.Михаил Першин); «Как относиться ктелегонии?»— это «ложь», «ерунда» (о.Михаил, о.Петр, о.Евмений); «Как относиться кнационалистам, кскинхедам?»— «Работать сними наэтом поле, нобез крайностей. Скинхеды— это неправильная любовь кРодине» (о.Сергий); «Что противопоставить нынешней светской молодежной традиции праздновать деньсв. Валентина?»— «Направить внужное русло, связать сГодом семьи» (онже) идругие.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад