Культура /
Религия /
Новости /
«Депутаты вспоминают о православии, когда спешат в Патриаршую трапезную»
«Депутаты вспоминают о православии, когда спешат в Патриаршую трапезную»
Госдума приняла впервом чтении поправки взакон «Обобразовании», изменяющие «понятие иструктуру образовательного стандарта». Зазагадочной казенной формулировкой кроется попытка исключить изшкольной программы ряда регионов «Основы православной культуры». Так заявили напленарном заседании депутаты отоппозиции.Ихопасения разделяют ивРусской православной церкви. Ночиновники нетолько неприслушались кголосу священников, ноипопытались извратитьих позицию. Вовторник Госдума приняла впервом чтении поправки взакон «Обобразовании», изменяющие «понятие иструктуру образовательного стандарта». Зазагадочной казенной формулировкой кроется попытка исключить изшкольной программы ряда регионов «Основы православной культуры». Так заявили напленарном заседании депутаты отоппозиции.Ихопасения разделяют ивРусской православной церкви. Ночиновники нетолько неприслушались кголосу священников, ноипопытались извратитьих позицию.
По действующему закону «Обобразовании» именно правительство определяет минимальный «набор» школьных предметов имаксимальное количество отводимых наних часов. Это иназывается «государственным образовательным стандартом». Ноонеще включает всебя региональный ишкольный компоненты. Тоесть власти субъекта федерации ишколы могут дополнять программу посвоему усмотрению.
Именно наэтом основании вряде областей школьники стали изучать «Основы православной культуры», авЧечне инекоторых других кавказских республиках— «Основы исламской культуры». Встолице страны детям преподавали «Москвоведение».
Принятая вовторник поправка отменяет трехкомпонентную федерально-регионально-школьную структуру ивводит федеральный госстандарт. Тоесть исчезает региональный компонент, авместе сним иоснование для преподавания религиозных знаний.
Всемирный русский народный собор (его возглавляет Святейший патриарх АлексийII), добивающийся полноценного изучения ОПК, первым забил тревогу. 4сентября члены бюро президиума ВРНС обратились кпремьеру Фрадкову испикеру Госдумы Грызлову спризывом «критически подойти кзаконопроекту».
Но вовторник натрибуну Думы поднялся статс-секретарь, заместитель министра образования инауки Юрий Сентюрин изачитал народным избранникам (каждому изкоторых итак раздали отпечатанный текст) пояснительную записку.
Поначалу вопросы задавали вяло. Критика началась, когда микрофон перешел кпредставителям фракций. Депутат Олег Смолин (КПРФ) усомнился вправомерности лишения регионов права насвой элемент школьной программы: «Незнаю, как это будет работать вфедеративном государстве». Депутат Сергей Бабурин сказал «Известиям»: «Формулировки закона туманны. Все проблемы можно решить, введя ОПК вфедеральный стандарт. Нонаши депутаты вспоминают освоем православии, когда бегут наперегонки вПатриаршую трапезную».
Юрий Сентюрин парировал: за15лет лишь 13субъектов федерации воспользовались своим правом нарегиональный компонент.
Стало быть, его законодательное существование неслишком интересно наместах. Поего словам, поправку поддержали 43субъекта федерации, втом числе Чечня, Кабардино-Балкария, Адыгея, Бурятия, Карелия. Кроме того, онзаявил, что статья 9предусматривает «реализацию федерального государственного стандарта сучетом региональных (национальных) особенностей».
«Традиционные конфессии мыубедили, чтоих права утрачены небудут»,— сообщил Сентюрин.
Чтоже это законфессии? Возможно, имелись ввиду представители Совета муфтиев. Новэтом случае нестоило тратить время наубеждения: они изначально против «Основ православной культуры» вшколах. Врядли при этомих заботит «культурная» составляющая: кпримеру, тот факт, что дети могут быть невоцерковленными, ноим нелишне знать, что на«Троице» Андрея Рублева изображены вовсе немужики, решившие «сообразить натроих». Или что посетителям Петергофа должно быть ясно: разрывающий пасть льву Самсон— вовсе неживодер.
На вопрос «Известий», насколько убедительными показались аргументы Минобразования православным, замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявилнам:
—Для меня ситуация неясна. Минобразование обещало, что школы смогут влиять напрограмму. Нокак это понимать, если взаконе непрописаны полномочия ниадминистраций учебных заведений, нирегионов? Все вопросы остаются введении самого министерства. Формулировки размытые иоткрывают возможности для произвола. Сожалею, что внесение закона несопровождалось серьезной дискуссией. Принимать такой закон— значит вернуться кволюнтаризму советского времени.
Впрочем, широкую дискуссию перед вторым чтением «Известиям» пообещал провести председатель думского комитета пообразованию Николай Булаев («Единая Россия»): «Будет „круглый стол“. Ятаких рисков невижу, ноесли они есть— давайте садиться иготовить поправки».
Станет только лучше!
Татьяна Петрова, начальник отдела департамента госполитики инормативно-правового регулирования МинобрнаукиРФ:
Что касается возможностей преподавания ОПК, товрамках действующего ныне законодательства это требует принятия законодательного акта посубъекту РФвцелом, т.е. предмет становится обязательным для всех школьников. ВсубъектахРФ, имеющих полинациональный иполиконфессиональный состав населения, это невсегда будет признано целесообразным. Даже всубъектах спрактически моноконфессиональным имононациональным населением реализация предмета ОПК сегодня вызывает проблемы. Так, вБелгородской области вынуждены были— внарушение принятого областного закона— освободить отобязательного изучения ОПК более 60детей. (Иэто неправильно!) АвБашкортостане, Татарстане имногих других субъектах введение ОПК представляется затруднительным.
Новый закон снимает эту проблему идает возможность введения предметов повыбору (втом числе иОПК) науровне нетолько субъектовРФ, ноиотдельных муниципалитетов ишкол.
Жизнь без основы
Елена Ямпольская
С«Основами православной культуры» решено бороться наиболее подлым способом— бить рублем. Вэтом чувствуется издевка, причем даже инетонкая: «Раз вытакие святоши, зачем вам деньги? Работайте заидею».
Работать заидею наши высокооплачиваемые чиновники предлагают школьным педагогам. Это стороннему уху «компонента» кажется понятием отвлеченным. Насамом деле довторника вопрос стоялтак: или региональная компонента иденьги напреподавание изобластного бюджета, либо компонента школьная ифинансирование «извнутренних ресурсов», если таковые вшколе изыщутся.
В России было крайне мало регионов, где под ОПК выделялась строка вбюджете. ВРоссии было очень мало школ, способных материально поддержать педагога, если онвдополнение кпрофильному предмету изучил еще икурс «Основ православной культуры» ипринял насебя новую нагрузку. Теперьих небудет вовсе.
Не знаю, присутствовалли министр Фурсенко хоть однажды науроках «Основ православной культуры». Яприсутствовала. Вгороде Энгельсе Саратовской области, где учителя зарабатывают по 2—3 тысячи рублей вмесяц иблагодаря доброй воле директора могли приплюсовать кэтой чудовищной малости еще 500рублей— за4часа поОПК. «Основы православной культуры» преподаются вЭнгельсе исловесницами, иисториками, идаже учителями младших классов. Всеони, разумеется, женщины.
Предмет факультативный (самый популярный среди факультативов), присутствие каждого ребенка науроках ОПК подтверждается письменным согласием родителей; никаких зачетов-экзаменов, никаких молитв иплаточков; родители-мусульмане нетолько непротестуют— всячески поощряют детей ходить наОПК: «Своей религии мыих дома научим, ноони вРоссии живут идолжны знать традиции страны».
Что будет дальше, предсказать нетрудно. Бесплатным преподаванием ОПК займутся или настоящие подвижники, без пяти минут святые, или фанатичные тетушки сбезумным взором ипосулами геенны огненной запоцелуй надискотеке, или, наконец, сектанты, которых живо волнует подрастающее поколение икоторые принесут вшколу не«Основы православной культуры», аизвращенные культы спсиходелическим уклоном. Причем этим-то как раз заплатят. Невшколе— вдругом месте.
Теперь давайте прикинем, сколько святых среди российских учителей. Иможноли требовать святости отобычного человека, вынужденного выживать икормить семью внашей провинции? Значит, вскоре начнутся скандалы: где-то девочку вбрюках завернули сурока, где-то оскорбили чувства татарского мальчика, где-то запретили читать «Мастера иМаргариту»— под страхом вышеупомянутой геенны. Противникам ОПК останется только потирать руки: «Амычто говорили?!» Под влиянием разгневанной общественности последние лазейки для ОПК тоже быстренько отменят. Аможет, они исами отомрут. Кому хочется чувствовать себя диссидентом уже науровне роно? Деньги— это ведь вочень большой степени иморальный стимул. Тебе помогают— значит, тыделаешь важные инужные вещи. Тебя бросили— значит, тылишний, тызабортом, тебе недоверяют иничего хорошего оттебя неждут.
Примитивная схема. Схема, придуманная людьми, неимеющими представления ниобосновах православной культуры, ниохристианской нравственности вообще.
Однако компетентный чиновник определяется неуровнем нравственности, астепенью здорового прагматизма. Яглубоко убеждена, что введение ОПК поможет решить очень конкретные, любого изнас касающиеся проблемы. Нерешит, нопоможет— это немало. Встране стаким уровнем бытовой преступности, стакой проблемой повального пьянства, где большинство населения вразговорной речи пользуется исключительно ненормативной лексикой, аунерадивых родителей пропадают дети, рассуждать: «Ненарушимли мыправа атеистов?»— это, извините, опасный бред.
Сторонники ОПК никогда нескажут: «Давайте введем вшколах курс „Основ православной культуры“ инаэтом успокоимся».
Противники ОПК прибегают именно ктакой аргументации: «Давайте просвещать народ, давайте поднимать благосостояние, апоповским бредням вшколе неместо». Давашими молитвами— ктоже против благосостояния? Только грядущих чиновников, укоторых душа будет болеть запростых людей, надо сдетства воспитывать всистеме моральных координат. Инарод надо удержать натой грани, когда еще хочется работать изарабатывать. Когда потребности неограничиваются бутылкой водки, накоторую вконце концов можно выпросить, идозой героина, закоторую многие готовы иубить...
Государственная поддержка курса ОПК— светского, факультативного идобровольного— сдвинулабы сместа вопрос окачественном учебнике, исключила самодеятельность ипредоставила обществу полную информацию, что икак натаких уроках должно преподаваться, дабы иМинобраз, иродители могли всеми законными способами процесс контролировать. Отвернуться отОПК— значит поставить под удар собственное будущее.
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад