/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Религия /  Новости /  Над пропастью во ржи  

Над пропастью во ржи

Господа-академики, написавшие письмо президенту России об опасности клерикализации страны, как в воду глядели. Превращение Российской Федерации в православную авторитарную национально-русскую империю — это один из существующих политических проектов, выраженных в 800-страничной «Русской доктрине». Текст этой «доктрины», отвечающей на все вопросы, формулирующей все грани «национальной идеи» и идущей на смену «Моральному кодексу строителя коммунизма», был подготовлен целым рядом известных и не очень православных экспертов — таких, как А. Кобяков, В. Аверьянов и В. Кучеренко (М. Калашников), Егор Холмогоров и т. д. Соавторами доктрины являются практически все авторы сайта «Правая. Ру» во главе с его главным редактором Ильей Бражниковым.

Церковную поддержку на официальном уровне доктрина получила только 20 августа 2007 года в ходе первых слушаний по «Русской доктрине» в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата, прошедших под председательством митрополита Кирилла (Гундяева). В итоговом протоколе слушаний отмечается: «Доктрина, созданная по инициативе фонда «Русский предприниматель», представляет собой важный вклад в мировоззренческое и политическое самоопределение России. В предельно сжатом виде предлагаемое авторами доктрины видение будущего страны может быть определено как «динамический консерватизм». Будучи одобренной в ОВЦС, доктрина призвана стать одной из ключевых тем для обсуждения в РПЦ МП во время бурного политического сезона конца 2007 — 2008 годов. В начале ноября 2007 года состоится дискуссия по доктрине во время выставки «Русь православная», приуроченной ко Дню народного единства. В феврале 2008 года авторы доктрины будут устроителями XII ВРНС детей и молодежи, а в июле 2008 года Программа среднесрочных преобразований России (часть «Русской доктрины») будет представлена в ходе Соборного съезда Екатеринбургского отделения ВРНС (архиепископ Екатеринбургский Викентий является одним из активных сторонников доктрины).

В год политических выборов РПЦ МП предстает перед политическим классом с собственной, детально разработанной политической платформой. Такого собственноручно написанного документа нет ни у одной российской партии или общественного движения. У других все расплывчато, все непонятно, все сиюминутно и шатко. Для одних твердым основанием является лишь действующая власть, для других — необузданный популизм (достаточно прочитать плакаты партии «Народный Союз» С. Бабурина и В. Алксниса о том, что они создадут особый фонд и выплатят каждому россиянину по 4 млн. рублей за приватизацию). Православие — это ядро «Русской доктрины», и политически активные православные во главе с митрополитом Кириллом не ждут результатов выборов, а сами делают шаг навстречу своей политической определенности. Во вступительном слове на соборных слушаниях 20 августа митрополит Кирилл, естественно, затронул тему выборов, отметив, что в предвыборный период консолидация вокруг «традиционных ценностей» избавит общество от конфронтации. Более того, митрополит Кирилл заранее поставил выборы без «традиционных ценностей» под сомнение: «Очередные выборы могут повлиять на изменение базисной парадигмы общества и государства. Я глубоко убежден в том, что политические выборы ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не могут посягать на базисные ценности страны».

Выражая поддержку «Русской доктрине», митрополит Кирилл оказывается в выигрышной ситуации, когда сильная власть настолько сильна, что действительно может принять доктрину в качестве руководства к действию, пусть даже не целиком, а хотя бы частично. Кроме того, каким бы ни был президент после 2008 года, инициатива по устроению государственно-конфессиональных отношений находится сегодня у патриархии. Тем более, что эти отношения до сих неопределенны, основаны на личных пристрастиях главы государства и — в некоторой степени — на принципе свободы совести, провозглашенном в Конституции РФ. Вынудить власть в любом случае приближаться к идеалу «Русской доктрины» — это стратегическая цель сторонников (они же — соавторы) доктрины.

Те, кто внимательно следит за идеями, которые высказывают митрополит Кирилл и его зам протоиерей Всеволод Чаплин, могут сказать, что в поддержке со стороны церковного руководства «Русской доктрины» нет ничего необычного. Прежде всего, идея митрополита Кирилла о самобытной «русской цивилизации», которая славится своей соборностью и несовместима с западными нормами демократии, получила свое естественное продолжение в «Русской доктрине». Доктрина стала алгоритмом действий и указаний того, как построить по законам «русской цивилизации» государственное управление, образование и науку, экономику, внешнюю и внутреннюю политику и т. д. Поддерживает ли эту доктрину вообще все руководство РПЦ МП — остается вопросом риторическим. Скорее всего, это руководство со столь пространным документом ознакомиться просто не сможет. Буквально через день после обсуждения доктрины в ОВЦС МП в интервью Патриарха Алексия II газете «Комсомольская правда» «Уныние — это грех. Христианин должен быть оптимистом!» («Комсомольская правда», № 122-т/34 (23955-т) от 23.08.2007 года) не было сказано ни слова о доктрине и ее имперском идеале. Наоборот, Патриарх еще раз подчеркнул: «Убежден, что конституционно Церковь должна быть отделена от государства и не вмешиваться в политическую жизнь государства, также и государство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. Это два различных института, которые имеют свои законы и порядки, но призваны служить людям».

Что же, возможно, пугает Патриарха, а также может насторожить представителей церковной и нецерковной общественности в «Русской доктрине»? Что стоит за магическими словами митрополита Кирилла о «необходимости консолидации российского общества на базе традиционных ценностей» и о необходимости положить их в основу модернизации России, о чем он еще раз заявил в прямом эфире радиостанции «Маяк» (22.08.2007, программа «Панорама»). В какую пропасть величия русского народа тянут нас авторы доктрины?

Любой может ознакомиться с объемным текстом «Русской доктрины», опубликованном на специально созданном для этого сайте. Доктрина затрагивает практически все возможные вопросы развития страны от реформ экономики и власти до создания национально ориентированной бизнес-корпорации. Мы схематично выделим лишь некоторые черты доктрины, которые касаются государственного устройства и роли Церкви.

Во-первых, идеалом авторов доктрины является империя, историческая Россия с XV века (когда она начала создаваться по лекалам монголо-татарской деспотии) и до наших дней. Одна из глав доктрины красноречиво называется «НАША ДЕРЖАВА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ШЕДЕВР». Авторы призывают «восстановить Россию» в границах СССР по состоянию на 1 января 1989 года. Главным правовым принципом доктрины является следующее «богословское» утверждение, догмат национальной веры, приходящей на смену святоотеческому православию: «Россия учреждена Богом и не может быть переучреждена кем бы то ни было». В связи с этим авторы призывают отказаться от признания ценностей прав человека, разделения властей, «привнесенных Французской революцией».

Во-вторых, основанием империи является «служение интересам нации», причем только одной нации — русской. Тут авторы «оторвались по полной», открыто поставив граждан России нерусской национальности в положение людей «второго сорта». Как отмечается в доктрине, Россия — мононациональная страна, так как ядром ее является русский народ, носитель высокой культуры, скрепляющий между собой множество этносов. Русские — нация, остальные («нерусь») — в лучшем случае «этносы». (Тут остается лишь порадоваться за чистоту расового и этнического происхождения главного церковного промоутера доктрины. Вот, например, Патриарху Алексию II с этим повезло гораздо меньше).

В-третьих, православие и Церковь становятся символом нового русского (но не «ново-русского»!) государства: «Само православие нужно рассматривать не как сегмент общественной жизни, но как силу, тождественную всей национально-государственной традиции России... Необходимо восстановление символики идентичности, а „верность православию“ сегодня можно расценивать как знак верности самой нации». Более того, государственные посты в русском государстве, покорившем разные «этносы», смогут занимать только православные. Тремя ведущими традиционными конфессиями признаются православие, ислам и буддизм (иудаизм — «жидовская вера» — исключен). Наряду с этим, в разделе «Гармония между традиционными вероисповеданиями» описываются будущие отношения между православием и исламом. В разделе «Основные тенденции религиозной жизни России» говорится о том, что численность иных конфессий и религий все равно уменьшается.

В-четвертых, все перечисленное, как и описанная в доктрине протекционистская национальная экономика на основе частной собственности, возможно лишь при условии изменения государственного устройства. Основой нового государства должно стать «гармоническое сочетание демократии, аристократии и автократии» и сословно-корпоративное управление. В разделе «Два варианта «конституционных преобразований» фактически дается два варианта отмены Конституции РФ — полный отказ от нее и превращение ее в некий символ. Главная задача — убрать из Конституции федеративные принципы и право наций на самоопределение. Сословно-корпоративное управление Россией будут осуществлять советы — Военный, Совет Традиционных религий, представляющий главным образом РПЦ МП, Стратегический совет России, Государственный совет по экономике, общенациональным проектам и инновациям и Государственный совет по культуре.

Рисуя образ будущей России, авторы «Русской доктрины» надеются на то, что им удастся построить «цивилизацию православных воинов», которые, если надо, могут не дрогнув применить и ядерное оружие (и, вспоминая нашумевшие высказывания о. Всеволода Чаплина, вовсе принести в жертву все человечество ради неких святынь). Первой угрозой объявляется стремление включить соседние с Россией страны в ЕС или НАТО, а также «деструктивное вмешательство» со стороны Запада. Главные союзники русских, согласно доктрине, — Китай и «новые индустриальные страны» Азии, Африки, Латинской Америки, Саудовская Аравия («ваххабитская», между прочим) и «страна-изгой» Иран. Православные эксперты настроены решительно: «В нашей этической системе сила является источником блага, а государство, которое не может проявить силу, не может считаться и суверенным».

До России многие европейские государства испытывали на себе последствия национального унижения после развала империй и мировых войн, превращавших их страны в хаос. На волне такого унижения и недовольства, рано или поздно, когда страна начинает вставать с колен, возникает новая идеология возрождения и модернизации нации, которая призывает не только возвратить былое величие, но и преумножить его во сто крат. «Избранность» соответствующей нации, ее величие и неизбежность «богоданного» авторитаризма — основная черта такого рода идеологий. В разных странах эта националистическая идеология проявляла себя по-разному — в Германии ее представляли Гитлер и его «Майн Кампф», в Италии — Муссолини и его «Доктрина фашизма». Политикой национальной «модернизации сверху» занимались Пиночет в Чили, Франко в Испании, Дэн Сяо Пин в Китае. Однако в современных условиях, с развитием информационных технологий, отгородиться от мира и построить тоталитарное религиозное государство можно лишь в том случае, если вы управляете Северной Кореей и согласны на кромешную нищету за непроницаемым занавесом. Да и то участь этих единичных стран предрешена — они будут очень скоро разрушены глобализацией и тем, что она с собой несет, — секуляризацией и демократизацией общественной жизни. Но это совсем не означает, что «Русскую доктрину» нельзя хотя бы частично воплотить в жизнь — просто ее воплощение будет шагом в пропасть, провокацией дальнейшего распада того, что еще осталось от империи, и девальвацией РПЦ МП после ее окончательного превращения в политический символ развалившейся страны.

Источник: "Портал-Credo.Ru"


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».