/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Религия /  Новости /  Над пропастью во ржи  

Над пропастью во ржи

Господа-академики, написавшие письмо президенту России об опасности клерикализации страны, как в воду глядели. Превращение Российской Федерации в православную авторитарную национально-русскую империю — это один из существующих политических проектов, выраженных в 800-страничной «Русской доктрине». Текст этой «доктрины», отвечающей на все вопросы, формулирующей все грани «национальной идеи» и идущей на смену «Моральному кодексу строителя коммунизма», был подготовлен целым рядом известных и не очень православных экспертов — таких, как А. Кобяков, В. Аверьянов и В. Кучеренко (М. Калашников), Егор Холмогоров и т. д. Соавторами доктрины являются практически все авторы сайта «Правая. Ру» во главе с его главным редактором Ильей Бражниковым.

Церковную поддержку на официальном уровне доктрина получила только 20 августа 2007 года в ходе первых слушаний по «Русской доктрине» в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата, прошедших под председательством митрополита Кирилла (Гундяева). В итоговом протоколе слушаний отмечается: «Доктрина, созданная по инициативе фонда «Русский предприниматель», представляет собой важный вклад в мировоззренческое и политическое самоопределение России. В предельно сжатом виде предлагаемое авторами доктрины видение будущего страны может быть определено как «динамический консерватизм». Будучи одобренной в ОВЦС, доктрина призвана стать одной из ключевых тем для обсуждения в РПЦ МП во время бурного политического сезона конца 2007 — 2008 годов. В начале ноября 2007 года состоится дискуссия по доктрине во время выставки «Русь православная», приуроченной ко Дню народного единства. В феврале 2008 года авторы доктрины будут устроителями XII ВРНС детей и молодежи, а в июле 2008 года Программа среднесрочных преобразований России (часть «Русской доктрины») будет представлена в ходе Соборного съезда Екатеринбургского отделения ВРНС (архиепископ Екатеринбургский Викентий является одним из активных сторонников доктрины).

В год политических выборов РПЦ МП предстает перед политическим классом с собственной, детально разработанной политической платформой. Такого собственноручно написанного документа нет ни у одной российской партии или общественного движения. У других все расплывчато, все непонятно, все сиюминутно и шатко. Для одних твердым основанием является лишь действующая власть, для других — необузданный популизм (достаточно прочитать плакаты партии «Народный Союз» С. Бабурина и В. Алксниса о том, что они создадут особый фонд и выплатят каждому россиянину по 4 млн. рублей за приватизацию). Православие — это ядро «Русской доктрины», и политически активные православные во главе с митрополитом Кириллом не ждут результатов выборов, а сами делают шаг навстречу своей политической определенности. Во вступительном слове на соборных слушаниях 20 августа митрополит Кирилл, естественно, затронул тему выборов, отметив, что в предвыборный период консолидация вокруг «традиционных ценностей» избавит общество от конфронтации. Более того, митрополит Кирилл заранее поставил выборы без «традиционных ценностей» под сомнение: «Очередные выборы могут повлиять на изменение базисной парадигмы общества и государства. Я глубоко убежден в том, что политические выборы ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не могут посягать на базисные ценности страны».

Выражая поддержку «Русской доктрине», митрополит Кирилл оказывается в выигрышной ситуации, когда сильная власть настолько сильна, что действительно может принять доктрину в качестве руководства к действию, пусть даже не целиком, а хотя бы частично. Кроме того, каким бы ни был президент после 2008 года, инициатива по устроению государственно-конфессиональных отношений находится сегодня у патриархии. Тем более, что эти отношения до сих неопределенны, основаны на личных пристрастиях главы государства и — в некоторой степени — на принципе свободы совести, провозглашенном в Конституции РФ. Вынудить власть в любом случае приближаться к идеалу «Русской доктрины» — это стратегическая цель сторонников (они же — соавторы) доктрины.

Те, кто внимательно следит за идеями, которые высказывают митрополит Кирилл и его зам протоиерей Всеволод Чаплин, могут сказать, что в поддержке со стороны церковного руководства «Русской доктрины» нет ничего необычного. Прежде всего, идея митрополита Кирилла о самобытной «русской цивилизации», которая славится своей соборностью и несовместима с западными нормами демократии, получила свое естественное продолжение в «Русской доктрине». Доктрина стала алгоритмом действий и указаний того, как построить по законам «русской цивилизации» государственное управление, образование и науку, экономику, внешнюю и внутреннюю политику и т. д. Поддерживает ли эту доктрину вообще все руководство РПЦ МП — остается вопросом риторическим. Скорее всего, это руководство со столь пространным документом ознакомиться просто не сможет. Буквально через день после обсуждения доктрины в ОВЦС МП в интервью Патриарха Алексия II газете «Комсомольская правда» «Уныние — это грех. Христианин должен быть оптимистом!» («Комсомольская правда», № 122-т/34 (23955-т) от 23.08.2007 года) не было сказано ни слова о доктрине и ее имперском идеале. Наоборот, Патриарх еще раз подчеркнул: «Убежден, что конституционно Церковь должна быть отделена от государства и не вмешиваться в политическую жизнь государства, также и государство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. Это два различных института, которые имеют свои законы и порядки, но призваны служить людям».

Что же, возможно, пугает Патриарха, а также может насторожить представителей церковной и нецерковной общественности в «Русской доктрине»? Что стоит за магическими словами митрополита Кирилла о «необходимости консолидации российского общества на базе традиционных ценностей» и о необходимости положить их в основу модернизации России, о чем он еще раз заявил в прямом эфире радиостанции «Маяк» (22.08.2007, программа «Панорама»). В какую пропасть величия русского народа тянут нас авторы доктрины?

Любой может ознакомиться с объемным текстом «Русской доктрины», опубликованном на специально созданном для этого сайте. Доктрина затрагивает практически все возможные вопросы развития страны от реформ экономики и власти до создания национально ориентированной бизнес-корпорации. Мы схематично выделим лишь некоторые черты доктрины, которые касаются государственного устройства и роли Церкви.

Во-первых, идеалом авторов доктрины является империя, историческая Россия с XV века (когда она начала создаваться по лекалам монголо-татарской деспотии) и до наших дней. Одна из глав доктрины красноречиво называется «НАША ДЕРЖАВА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ШЕДЕВР». Авторы призывают «восстановить Россию» в границах СССР по состоянию на 1 января 1989 года. Главным правовым принципом доктрины является следующее «богословское» утверждение, догмат национальной веры, приходящей на смену святоотеческому православию: «Россия учреждена Богом и не может быть переучреждена кем бы то ни было». В связи с этим авторы призывают отказаться от признания ценностей прав человека, разделения властей, «привнесенных Французской революцией».

Во-вторых, основанием империи является «служение интересам нации», причем только одной нации — русской. Тут авторы «оторвались по полной», открыто поставив граждан России нерусской национальности в положение людей «второго сорта». Как отмечается в доктрине, Россия — мононациональная страна, так как ядром ее является русский народ, носитель высокой культуры, скрепляющий между собой множество этносов. Русские — нация, остальные («нерусь») — в лучшем случае «этносы». (Тут остается лишь порадоваться за чистоту расового и этнического происхождения главного церковного промоутера доктрины. Вот, например, Патриарху Алексию II с этим повезло гораздо меньше).

В-третьих, православие и Церковь становятся символом нового русского (но не «ново-русского»!) государства: «Само православие нужно рассматривать не как сегмент общественной жизни, но как силу, тождественную всей национально-государственной традиции России... Необходимо восстановление символики идентичности, а „верность православию“ сегодня можно расценивать как знак верности самой нации». Более того, государственные посты в русском государстве, покорившем разные «этносы», смогут занимать только православные. Тремя ведущими традиционными конфессиями признаются православие, ислам и буддизм (иудаизм — «жидовская вера» — исключен). Наряду с этим, в разделе «Гармония между традиционными вероисповеданиями» описываются будущие отношения между православием и исламом. В разделе «Основные тенденции религиозной жизни России» говорится о том, что численность иных конфессий и религий все равно уменьшается.

В-четвертых, все перечисленное, как и описанная в доктрине протекционистская национальная экономика на основе частной собственности, возможно лишь при условии изменения государственного устройства. Основой нового государства должно стать «гармоническое сочетание демократии, аристократии и автократии» и сословно-корпоративное управление. В разделе «Два варианта «конституционных преобразований» фактически дается два варианта отмены Конституции РФ — полный отказ от нее и превращение ее в некий символ. Главная задача — убрать из Конституции федеративные принципы и право наций на самоопределение. Сословно-корпоративное управление Россией будут осуществлять советы — Военный, Совет Традиционных религий, представляющий главным образом РПЦ МП, Стратегический совет России, Государственный совет по экономике, общенациональным проектам и инновациям и Государственный совет по культуре.

Рисуя образ будущей России, авторы «Русской доктрины» надеются на то, что им удастся построить «цивилизацию православных воинов», которые, если надо, могут не дрогнув применить и ядерное оружие (и, вспоминая нашумевшие высказывания о. Всеволода Чаплина, вовсе принести в жертву все человечество ради неких святынь). Первой угрозой объявляется стремление включить соседние с Россией страны в ЕС или НАТО, а также «деструктивное вмешательство» со стороны Запада. Главные союзники русских, согласно доктрине, — Китай и «новые индустриальные страны» Азии, Африки, Латинской Америки, Саудовская Аравия («ваххабитская», между прочим) и «страна-изгой» Иран. Православные эксперты настроены решительно: «В нашей этической системе сила является источником блага, а государство, которое не может проявить силу, не может считаться и суверенным».

До России многие европейские государства испытывали на себе последствия национального унижения после развала империй и мировых войн, превращавших их страны в хаос. На волне такого унижения и недовольства, рано или поздно, когда страна начинает вставать с колен, возникает новая идеология возрождения и модернизации нации, которая призывает не только возвратить былое величие, но и преумножить его во сто крат. «Избранность» соответствующей нации, ее величие и неизбежность «богоданного» авторитаризма — основная черта такого рода идеологий. В разных странах эта националистическая идеология проявляла себя по-разному — в Германии ее представляли Гитлер и его «Майн Кампф», в Италии — Муссолини и его «Доктрина фашизма». Политикой национальной «модернизации сверху» занимались Пиночет в Чили, Франко в Испании, Дэн Сяо Пин в Китае. Однако в современных условиях, с развитием информационных технологий, отгородиться от мира и построить тоталитарное религиозное государство можно лишь в том случае, если вы управляете Северной Кореей и согласны на кромешную нищету за непроницаемым занавесом. Да и то участь этих единичных стран предрешена — они будут очень скоро разрушены глобализацией и тем, что она с собой несет, — секуляризацией и демократизацией общественной жизни. Но это совсем не означает, что «Русскую доктрину» нельзя хотя бы частично воплотить в жизнь — просто ее воплощение будет шагом в пропасть, провокацией дальнейшего распада того, что еще осталось от империи, и девальвацией РПЦ МП после ее окончательного превращения в политический символ развалившейся страны.

Источник: "Портал-Credo.Ru"


« Назад

Хиты

Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики. 
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь. 
На Марсе обнаружили странную дыру
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.