/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Религия /  Новости /  "Братчиков" приручили. Раскол как состояние русской души.  

"Братчиков" приручили. Раскол как состояние русской души.

Итак, процесс, который был запущен в далеких 1992—93 гг., процесс мягкого удушения «православно-патриотического движения» в нежных объятиях церковного официоза РПЦ МП, наконец завершился. Фактически родилось два Союза православных братств (СПБ — эта аббревиатура была более чем знаковой в начале 90-х) с разными руководителями.

Для того чтобы понять, какой из Союзов более православно-братский, надо вспомнить о том, что идея православных братств изначально была результатом движения свободной мысли и действия в условиях «аппаратной расслабленности». Ведь именно православные братства в польско-литовской Руси послужили оплотом защиты православной веры от епископов и панов, пошедших, как Поцей и Терлецкий, на фактический компромисс с властью в вопросах веры и на насаждение унии. А власти Польши и лично Сигизмунд для выстраивания твердой и единообразной системы требовали религиозного единства. И тогдашние братства, не согласившиеся с епископами-вероотступниками, были в некоторой степени образцом для движения, зародившегося в России в конце 1980-х гг.

Однако почти сразу же к движению ревнителей веры, которое поставило себе целями возрождение соборности, преодоление массы негативных последствий «советского порабощения Церкви», возвращение к идеалам Московской Руси, присоединились язычествующие националисты и политиканы, не всегда адекватные. Первые стали выступать с антисемитскими и националистическими лозунгами, проводить скандальные митинги с сожжениями портретов и книг, чуть ли ни вербовать наемников в помощь «братскому сербскому народу» и т. п. Затем уже оформилось и выделилось крыло политиканов, которое формировалось сперва как «Православное политическое совещание», а затем стало более аморфным (наследником совещания считает себя «Союз православных граждан» (СПГ), известный лишь благодаря гипоманиакальной деятельности его пресс-секретаря). Именно СПГ изначально был настроен на встраивание всего православно-патриотического движения в пул ОВЦС, однако до поры-до времени ОВЦС несколько смущался столь скандального союза. Став фактически опорой церковных пиарщиков в среде «профессиональных патриотов» и сделав себе скандальное имя на «украинском вопросе», фракция Фролова получила долгожданное расположение священноначалия (точнее — митрополита Кирилла), вошла в структуру патриархии и стала «подтягивать» к себе сербско-царебожническое крыло во главе с Л. Д. Симоновичем-Никшичем.

И вот этот процесс завершился в довольно банальную фазу. Сербистов-активистов Никшича, Агещева и прочих бывших радикалов вслед за Фроловым «сманила» пиар-компания ОВЦС МП, их одарили массой наград, грамот и грантов. Оказалось, что эти «радикал-патриоты» просто-напросто чувствовали себя не до конца востребованными священноначалием, и с идеей православных братств их роднила лишь сиюминутная прагматика и, так сказать, неприкаянность. А теперь патриотизм в чести, президент иной раз отмочит что-то похлеще хоругвеносцев, так что прагматика стала другая — и союз со старыми "братчиками«-ревнителями оказался излишним.

Нынешний раскол православно-патриотического движения очень сильно напоминает технологии, с помощью которых пиарщики в сфере политики приручают оппозицию и создают из нее свою верную гвардию. Иначе говоря, перед нами чисто политическая методология, рассчитанная на зачистку идейного и политического поля. Интересны тут особенно те пункты, по которым прошли разделения. Мы разумеем не формальные поводы, которые выставляют Куроптев и Агещев (от лица довольно долго болящего и недоступного для комментариев Симоновича), а действительные пункты разделения. Во-первых, это отношение к посланиям епископа Диомида, которых, очевидно, всерьез боятся в Даниловом монастыре и Чистом переулке; во-вторых, это «украинский вопрос», в-третьих — антиэкуменизм, в-четвертых — антиглобализм (особенно проблема ИНН), и наконец, это «старый обряд». По этим пунктам игумен Кирилл (Сахаров) и «берсеневцы» явно несовместимы с агещевско-фроловской группой (а в идеологическом плане г-н Агещев, который сейчас берет весь огонь на себя, намного слабее г-на Фролова, остающегося немного в тени).

Ответственный секретарь СПБ о. Кирилл (Сахаров) всегда выступал против экуменизма и именно по этой причине открыто поддержал Чукотского епископа Диомида (Дзюбана), что было тенденциозно трактовано альянсом «хоругвеносцев» и СПГ в юрисдикции ОВЦС МП как выпад против церковной вертикали, которую с оглядкой на государственных мужей выстраивает глава ОВЦС. Верность клановая пересилила верность идее братства. Именно за поддержку епископа Диомида на игумена Кирилла недавно в Паломническом центре набросился чуть ни с кулаками плохо контролирующий свои эмоции глава СПГ Фролов. Получается, что, борясь против экуменизма и поддерживая епископа Диомида, «братчики» нарушают присягу верности главе ОВЦС, которую принес Фролов? Но они-то, «братчики», никогда ее и не давали! Более того, именно митрополит Кирилл (Гундяев) за свою экуменическую деятельностью нередко был персонально критикуем со стороны СПБ. Но для того, чтобы больше понравиться начальству, «агещевцы» пытаются изгнать игумена Кирилла и его сторонников из СПБ. Оказалось, что сербисты-царебожники готовы принести в жертву по-ОВЦСовски выхолощенной «национальной идее» даже чистоту веры, о которой, впрочем, они всегда имели довольно поверхностное представление. А это уже совсем не «братский» подход.

Наконец, вопрос о «старом обряде», который неожиданно выплыл в череде обвинений со стороны Агещева. Игумен Кирилл никогда не скрывал своей любви к дониконовскому богослужебному чину. Но кажется, что именно за приверженностью к нему стоит иное историософское понимание и иные цели борьбы «братчиков», в том смысле, как они изначально понимались. За древнерусским обрядом стоит некое особое понимание причин того печального состояния, в котором оказалось православие.

В любом случае, размежевание между двумя группами (националистов-прагматиков и «идейных») есть выражение давно оформившихся противоречий, которые и должны были привести к взаимному осознанию несовместимости этих позиций. А такое размежевание может дать новый импульс развитию православной мысли и «священной борьбы» против накопившихся в Церкви «проказ», которые не успели отчистить в начале 90-х, из-за чего ныне они получили еще более активное развитие под временной косметической штукатуркой «всенародного благополучия» путинской России.

Сергей Таубе

Источник: Портал Credo.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».