Сначала вОбщественной палате прозвучал призыв к«защите светскости государства, ибо унас распространяется ползучий клерикализм». Затем десять академиков РАН рассказали Владимиру Путину онатиске «православного шовинизма». Наконец, сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов задал внаправленном Патриарху Московскому ивсея Руси Алексию IIписьме вопрос: «Скаких пор вРоссии представителям РПЦ переданы полномочия ивласть для решения судеб ибудущего других религий встране?» Впору говорить околлективном заговоре. Носкорее— это как раз тот случай, про который внароде говорят: «Зачто боролись...»
Лидеры конфессий редко направляют друг другу открытые письма— разве что послучаю знаменательныхдат. Несекрет, чтоих позиции поразным вопросам невсегда совпадают, поэтому вщекотливых ситуациях молчание-золото предпочтительнее, чем слово-серебро. Увы, случаетсятак, что промолчать нельзя.
Сопредседатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России шейх Нафигулла Аширов направил только что вернувшемуся изотпуска Патриарху Московскому ивсея Руси Алексию IIписьмо, которое одновременно передал вСМИ. Поводом для обращения послужил инцидент всибирском городе Ачинске. Община мусульман долгие годы добивалась разрешения настроительство там соборной мечети. Вапреле, после проведения IСъезда мусульман Красноярского края, накотором этот вопрос был вочередной раз поднят, власти наконец выделили верующим участок. Начался процесс подготовки кстроительству— как показывает практика, очень кропотливый идолгий. Однако настоятель Казанского собора вАчинске протоиерей Евгений Фролов рассудил, что вовсех вопросах религиозно-общественной жизни вгороде последнее слово заним. Ипредпринял весьма оригинальную меру борьбы с«исламской экспансией» насибирских просторах. Собрав своих прихожан, отец Евгений освятил выделенную под мечеть землю. Логика простая: теперь наней можно строить только «объект православного назначения», прочее строительство будет считаться осквернением земли.
Муфтий могбы ограничиться извещением Патриарха обэтом инциденте. Нописьмо его уместно сравнить спереполненной чашей терпения. Ниразу еще неодин религиозный лидер России неговорил сдругим втаком полуотчаянном-полунегодующем тоне. «Иерархи Русской Православной Церкви... словно стремятся вернуть времена инквизиции, когда иноверцев, влучшем случае, лишь терпели...» «Разрушение единого государства начинается смалых нарушений основ его конституционных норм, аразрушение светскости государства происходит незаметным наступлением „церковников“ наосновы Конституции...» «Почему иерарх РПЦ, анегосударственный орган должен решать, быть или небыть вАчинске мечети? (Заметим: даже неиерарх, апростой священник.— „НИ“.) Скаких пор вРоссии представителям РПЦ переданы полномочия ивласть для решения судеб ибудущего других религий встране? Ответ кажется очевидным! Никтоих такими полномочиями назаконном основании ненаделял, ониих нередко берут сами инезаконно!»
Из чьих-то других уст (кпримеру, какого-нибудь журналиста) все эти вопросы ивосклицания прозвучалибы как злорадное сотрясание воздуха. Новданном случае Патриарху придется давать ответы посуществу. Тем более что муфтий всвоих чувствах неодинок. Вписьме онназвал «показательным исвоевременным» обращение кпрезиденту Путину десяти российских академиков. Нафигулла Аширов также согласился спредложением членов Общественной палаты «обсудить вопрос обурном вмешательстве церкви вгосударственные дела».
Былобы естественным ждать отпредставителей РПЦ ответа, пронизанного духом любви (Христос ведь призывал нетолько друзей, ноиврагов любить иблагословлять). Нопервая реакция церковных чиновников оказалась всовсем другом духе— что нинаесть большевистском. Замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерейВсеволод Чаплин назвал высказывания вОбщественной палате «рудиментами идеологии политических пенсионеров», авответ написьмо членов РАН президенту призвал «развенчать химеру так называемого научного мировоззрения». Куда более взвешенным оказался комментарий руководителя пресс-службы Московского Патриархата священника Владимира Вигилянского. Поего мнению, письмо академиков— «это жалоба кначальству, чтобы приняли меры. Дореволюции это называли „апелляция кгородовому“. Номыживем всовершенно другом времени, когда формируется гражданское общество ивыражение своих взглядов имеет другие формы». Однако вРоссии «апелляции кгородовому» всегда становились популярными, когда неоставалось (или почти неоставалось) иных возможностей для диалога. Диалога— анеразговора сзаведомым признанием полной правоты собеседника. «Апелляции кгородовому», как правило, случаются, когда теряет смысл апеллирование кстыду, совести, чувству меры...
Между прочим, иправославная общественность неудержалась от«апелляций кгородовому». Так, Союз православных граждан обратился кВладимиру Путину спросьбой непродлевать членство вОбщественной палате Вячеслава Глазычева, заявившего, что вРоссии «распространяется ползучий клерикализм». Аруководство движения «Народный собор» направило столичному прокурору просьбу привлечь куголовной ответственности одного изавторов письма академиков, лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга, нескрывающего своих атеистических убеждений, за«разжигание религиозной вражды».
Церковь наРуси издревле принято называть матерью. Покойный академик Сергей Аверинцев, человек глубоко верующий, летом 1990года, когда принималось новое законодательство освободе совести, говорил водном интервью: «Конечно, есть интонации, которые вразговоре сматерью некорректны. Однако тем более мать неимеет права зажимать уши икричать: "Ничего неслышу! Ничего нехочу знать! Никаких проблем! Это не по-матерински".
Целая эпоха прошла, РПЦ достигла привилегий, несравнимых даже сдореволюционными. Нослова Сергея Сергеевича, пожалуй, сегодня звучат еще убедительнее.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад