Но, наверное, вбoльшей степени это сужение миссионерского пространства связано сосменой культурных парадигм. Пришедший насмену реализму ипоставангарду постмодернизм неоставил места экзистенциальным откровениям. Новый «изм» играет сбрендами иштампами читательского сознания. Онпревратил культурную жизнь вкарнавал, вхоровод масок иуничтожил иерархию ценностей. Для автора исчезла ниша проповедника ипророка. Впоэзии, кслову, она пропала еще раньше. «Поэзия непророчество, апредчувствие. Осознанное предчувствие не-действительно», — утверждал еще в 60-е годы ЯнСатуновский.
Сейчас немало говорят оновом направлении влитературе— «новой искренности», которая вродебы дает шанс намиссионерскую проповедь. Новсе равно она существует вдискурсе постмодерна, иговорить о каком-то серьезном изменении культурных ландшафтов неприходится.
Правда, влияние постмодерна наСМИ весьма ограничено: оно относится кзаголовкам, кманере описания событий. Нонезатрагивает смысл. Федеральные газеты по-прежнему являются источником новостей ипространством для обмена мнений.
Однако вситуации глобального сворачивания демократических свобод иукрепления вертикали власти даже федеральная пресса начинает желтеть. Ажелтизна, как известно, неочень способствует миссии.
Невозможна, кпримеру, миссия настраницах «Московского комсомольца». Да, там постоянно появляются материалы нарелигиозные темы, затрагиваются, пусть ивочень развязанном тоне, важные церковно-государственные проблемы. Нониодин изтекстов «МК» нельзя назвать миссионерским.
Впрочем, ивдругих, отнюдь нежелтых изданиях, их немного. Это связано сформатом полос, снормами подачи материала.
Нодаже при самых жестких требованиях политкорректности журналисты, имеющие опыт религиозной жизни, моглибы писать материалы, вкоторых присутствовалбы имиссионерский посыл. Ведь миссия— это нетолько проповедь влоб, ноисвидетельство облагодатной жизни, овечности. Итакое свидетельство вполне может быть прописано встатье.
Однако даже когда обстоятельства позволяют, такие тексты проскальзывают крайне редко. Иэто, кроме прочего, говорит оботсутствии цельности уавторов. Вчастной религиозной жизни они одни, впространстве публичной риторики совсем другие. Нередко ценности, которые журналист исповедует, входят вфатальные противоречия друг сдругом, скажем, последовательные правозащитные позиции нестыкуются симперативом воцерковитьмир. Ноэто сегодня для большинства неявляется внутренним вопросом. Как неявляется проблемой вобщественном сознании соседство наКрасной площади красных звезд идвуглавого орла— все это совмещается встилистике постмодерна.
Орелигиозной сфере многие верующие журналисты пишут подчеркнуто холодно, отстраненно. Времена «НГРелигии» Максима Шевченко канули влету.
Ноэта холодность плюс требования формата неоставляют места для керигматической проповеди.
Ивсе-таки иногда, вопреки обстоятельствам, такая проповедь звучит. Это происходит, когда автор описывает важное церковное событие, обращается ктеме, связанной сцерковной глубиной. Инеобязательно вкачестве информационной привязки становится масштабная церковно-государственная акция. Как раз наоборот: эти акции имеют политические, культурные, идентификационные имногие другие смыслы. Только немиссионерский. Авот рассказ осестрах милосердия, одетском приюте, осельской общине, которая вопреки повальному пьянству сумела создать уголок живого рая— все это вполне миссионерские темы.
Кэтим материалам органично подверстываются тексты окультурных событиях, связанных срелигией. Например, фильм «Остров», какбы кнему ниотноситься, способствовал появлению изрядного числа миссионерских подуху статей. Этот дух присутствует ивочерках опаломничествах. Идаже внекрологах. Скажем, смерть митрополита Сурожского Антония (Блюма) иакадемикаС.С.Аверинцева заставила журналистов еще раз вспомнить, что значит человек Церкви ичеловек вцеркви, одуховной вертикали.
Конечно, иногдато, что пишется орелигии, имеет сомнительный вектор духовности. Это связано как сотсутствием религиозного опыта ужурналиста, так иссигналами, которые идут изцерковной ограды. Нидля кого несекрет, что клирики нередко строят церковную жизнь насуевериях, намагическом отношении ктаинствам исвятыням. Мифы фундаментализма нередко затемняют вобщественном сознании благую весть опобеде над смертью. Все это вопросы. Ноихуже, скорее, следует адресовать нежурналистскому сообществу, аустроителям церковной жизни.
Сегодня секулярные тенденции вмире нарастают. ИРоссия, как часть глобального мира, неможет избежать этих процессов. Аэто значит, что все больше ибольше будет появлятьсязон, впринципе неподдающихся воцерковлению. Однако верующие журналисты, ответственно пишущие орелигии, могут нести, как говаривали раньше, свое проповедническое слово вмассы. Такие возможности уних есть.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад