/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Революционеры /  Лусио Коста: легенда, воплощенная в жизнь  

Лусио Коста: легенда, воплощенная в жизнь

Биография

Родился во Франции, в семье бразильского адмирала, учился в Англии и Швейцарии. В 1917 переехал в Бразилию, где окончил школу изящных искусств. В конце 20-х сотрудничает с модернистом Г. Варшавчиком, в 1930 возглавляет школу. Коста был хорошим преподавателем, среди его ближайших учеников можно назвать О. Нимейера. Из работ Косты 30-х годов наиболее известно здание министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (Дворец Густаво Капанемы). В нём уже проявилось воздействие Ле Корбюзье (он принимал участие в проекте на начальном этапе), но есть и заимствования из традиционного колониального стиля, бриз-солеи соседствуют с изразцами- азулежу.

В тридцатые и сороковые Коста создал ещё несколько проектов: павильон на международной ярмарке в Нью-Йорке (совместно с Нимейером), нынешнее российское консульство в Рио, парк в Ларанжерайс. В 1952 совместно с Корбюзье он разработал проект Мезон-де-Бразиль (Бразильского дома) в Университетском городке Парижа.

В 1957 Коста подаёт на конкурс свой проект новой столицы - города Бразилиа, который и приносит ему всемирную известность. В 1960 его избирают профессором Гарвардского университета. После этого архитектор создал не много проектов, сосредоточившись на работе в Институте исторического и художественного наследия.

Скончался в 1998, оставив после себя двух дочерей.

Город- мечта

Начиная с XVI века, после предсказаний монаха-иезуита Аншиетта, население Бразилии знало, что наступит время и в географическом центре этой огромной страны будет построен город-столица.  Легенда о предсказании переходила из уст в уста, из поколения в поколение, но только никто не знал, когда это пророчество сбудется. Через два столетия - в 1789 году - был предложен первый план строительства, но по неизвестным причинам тот час же был отвергнут. Спустя тридцать два года португальский регент Бразилии Педро провозгласил независимость этой южно-американской колонии от метрополии (1821 год), но и тогда сторонники предсказания Аншиетты не получили поддержки в строительстве новой столицы.

Лишь в 1891 году в Конституцию республики был внесен пункт о необходимости возведения нового города. Здесь было записано, что будущий федеральный округ со столицей должен располагаться на «прямоугольном участке земли внутри штата Гойас». Но и после этого строительство не началось - не нашлось человека, который решился бы взяться за исполнения этого пункта Конституции. В том, 1891 году, оставалось еще 12 лет до его  рождения... Этим человеком суждено было стать президенту Бразилии (1956-1961) Джуселино Кубичеку.

Прошло чуть более шестидесяти лет с момента принятия поправки к Конституции и в 1956 году президент Кубичек, одержимый идеей воплощения предсказания Аншиетты и мечтой о процветании своей страны, предлагает Оскару Нимейеру, к тому времени уже известному архитектору с мировым именем, возглавить проектирование новой столицы.

Но неожиданно Нимейер отказывается. Тем то и отличается гений от посредственности: первый знает свои сильные и слабые стороны и всегда сомневается, второй же - всегда уверен в своей правоте и своем несуществующем таланте. Нимейер соглашается проектировать только здания будущей столицы, а для разработки генерального плана, в чем, как он считал, был не очень силен, предлагает провести конкурс.

Его объявили 19 июля 1956 года, и на рассмотрение  было представлено 26 работ. Победу одержал архитектор Лусио Коста - друг и учитель Оскара Нимейера. Идея Косты была с одной стороны тривиальна, а с другой необычна, что породило в народе несколько вариантов определения формы возведенной столицы. Кто-то увидел в плане крест, кто-то птицу, но прижился третий вариант: теперь, когда пассажирские лайнеры подлетают к городу, стюардессы непременно предлагают посмотреть вниз и увидеть в иллюминаторе уже сидящий на земле гигантский самолет - так ассоциируется город у тех, кто смотрит на него сверху.

Местоположение Бразилиа - малонаселенная часть штата Гойас, на плоскогорье высотой 1100 метров над уровнем океана, в 1200 километрах от Рио-де-Жанейро, в истоках рек Корумба, Токантина и Парана. Он окружен рукотворным искусственным озером Пантапал, чьи воды служат своеобразным природным кондиционером, не позволяя жаркому воздуху проникать в город, а в сезон дождей отводя лишнюю воду.

Лусио Коста и Оскар Нимейер были сторонниками футуризма - идеи открытого искусства, вторгающегося в реальное пространство и охватывающего зрителя со всех сторон. Именно этот принцип и был заложен при возведении новой столицы Бразилии.

Сначала были выстроены две пересекающиеся магистрали, те самые которые и создали впечатления сидящего на  земле самолета, а потом вокруг них начал строится город.

Коста назвал оси Монументальными, поскольку вдоль них раскрываются перетекающие один в другой административные и правительственные ансамбли. Оси состоят из системы четырехполосных шоссе с широченной пустой полосой зелени и красной землей между ними. Если попытаться пересечь пешком главную трассу, то это будет весьма изнуряющая прогулка под палящим солнцем, ведь Бразилиа - город для человека на автомобиле. Масштабы всех комплексов также рассчитаны на скоростное восприятие. Здесь нет светофоров, все автомобильные и пешеходные развязки многоуровневые.

Центральная площадь на пересечении этих двух транспортных артерий называется «Площадь Трех Властей». С запада на восток ее пересекает Монументальная ось, на западе которой высится самое знаменитое здание города  - Национальный конгресс с куполом зала заседаний, водоемом в виде блюдца и две башни-близнецы - президентская администрация. Композиционное решение очень напоминает, выстроенное в 1947 году в Нью-Йорке здание ООН, что на Ист-ривер. Да это и не мудрено, ведь одним из авторов ооновского небоскреба наряду с Ле Корбюзье был и Оскар Нимейер.

На востоке Монументальной оси построены здания законодательных, исполнительных и судебных органов власти.

Здание конгресса по праву считается самым величественным в Бразилиа, но Дворец правосудия и Кафедральный собор по красоте и архитектурной мысли смело могут побороться за первенство.  Нимейер уходит от традиционных конструкций и предлагает новые, революционные для того времени, формы. Пластичность и выразительность этих зданий скорее напоминает скульптуры нежели тривиальные  фасады. Это подчеркивается еще и огромным количеством монументальных изваяний, размещенным как в интерьерах, так и по наружному периметру.

Не менее интересными удались Нимейеру и здания Национального театра,  Музей Бразилии, стадион и многие другие постройки.

Но город без людей - не город. А им где-то надо жить. Нимейер строит жилые кварталы, стараясь вложить в проекты все самое лучшее и передовое для того времени. Они состоят из нескольких типов домов, поэтому не выглядят монотонно. Все четные кварталы располагаются в южной части, нечетные - в северной. Здания подняты на колоннах, создавая условия для нормальной аэрации, и не препятствуют свободному движению. Они расставлены так, что даже при отсутствии ветра создается перепад внешнего давления с внутриквартальным, и воздух постоянно циркулирует между блоками.

Благодаря разработчику генерального плана Лусио Косте и ландшафному архитектору Роберту Марксу, которые спланировали сады, подобрали растения, способные озеленить сухое плоскогорье,  сегодня город утопает в зелени парков. Бразилиа считается одним из самых озелененных городов на планете, а ее искусственно созданный климат одним из лучших.

Экологическому благоденствию способствует еще и то, что в городе нет ни одного промышленного предприятия. Он как был изначально задуман административным центром страны, так и остался им навсегда.

21 апреля 1960 года Бразилиа была провозглашена столицей Республики, а через 20 лет ее население уже насчитывало больше миллиона человек.  Всего четыре года понадобилось одержимым людям добиться осуществления идеи, которая ходила в народе несколько веков. И это удивительным образом совпало со сроками президентского правления Джуселино Кубичека. Менее чем через год он сложил с себя полномочия главы государства, словно выполнив миссию, которая была возложена на него свыше.

Что касается Оскара Нимейера, то и по сей день, когда кто-нибудь восхищается его городом он, как и подобает честному и талантливому человеку, говорит, что не является автором или создателем Бразилиа. Однажды, увидев афишу выставки своих работ в Лувре, он написал на фотографии площади Трех Властей: «Неправильно называть меня архитектором Бразилиа, не говоря при этом, что Лусио Коста - автор генерального плана... Не я также и строил Бразилиа. Город построен благодаря энтузиазму Жуселино Кубичека и тысяч безымянных рабочих, принесших гораздо большие жертвы, чем мы, вместе взятые».

Что тут добавить? Истинный талант не нуждается в присвоении чужих заслуг...

по данным сайта "Википедия" и сайта "Саквояж"

 

 

 

 


« Назад

Хиты

Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики. 
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь. 
На Марсе обнаружили странную дыру
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.