Весь год оВишневской говорили вСМИ— слишком много случилось событий, так или иначе связанных сней— смерть Ростроповича, продажа коллекции, блестящий актерский дебют певицы в«Александре» уСокурова. Недавно Галина Павловна была удостоена Почетного звания «Сталкер» наодноименном кинофестивале— «Зaгражданскую позицию, принципиальность ивклад вразвитие искусства», стала Почетным доктором Московского университета. Ноглавное для Вишневской— юбилей Центра оперного пения, которыйее усилиями открылся вМоскве пять лет назад.
—Галина Павловна, ввашем Центре учатся выпускники консерваторий. Чего неоперный певец неполучает вконсерватории?
—ВЦентре ведется другая работа. Уменя учатся тридцать пять человек. Сними работают шесть педагогов повокалу. Десять концертмейстеров. Дирижер. Наспектакли приглашаем режиссеров. Унас преподают три языка. Есть урок дикции— больше такого нет нигде. Иунас есть сцена. Иоркестровая яма— мыприглашаем оркестр, ирепетируй, сколько хочешь. Хоть ночью репетируй, потому что мыниоткого независим. В«Царской невесте», «Руслане иЛюдмиле», «Фаусте», «Риголетто», «Иоланте» студенты выходят впервых партиях. Автеатре ктоих возьмет напервые партии? Икто сними будет работать? Там задачи другие. Там надо продукт выдавать— петь. Аздесь они учатся петь втеатре.
У нас всегда полный зал иесть своя публика. Носчитаю неправильнымто, что кнам относятся, как ктеатру, забывая, что мы— учебное заведение. Уэтого места другое назначение. Неделать какие-то открытия вискусстве постановки оперы, а, прежде всего, научить петь идержать себя насцене. Первый год студенты «освобождают» голос иучат репертуар. Только навторой год выходят насцену. Потом— уходят, приходят новые. Унас артист нерастет постепенно десятьлет, как это происходит втеатре. Явижу, что двух лет нехватает. Мысейчас думаем продлить срок обучения дотрехлет.
—Абываютли нерадивые оперные студенты?
—Бывают. Бывает, что отчисляем, даже схорошим голосом.
—Чего нехватает?
—Головы.
—Всмысле: трудолюбия?
—Нельзя научить, можно научиться. Нетолько педагог вам должен дать. Явсем даю одно итоже, один берет, другой— нет. Голос— это ведь еще иэстетическое ощущение всебе. Унасже перед глазами нет клавиатуры или смычка. Унас все всебе. Кто как себя ощущает, кто как себя слышит. Кто какие цели себе поставил вжизни.
—Какбы выохарактеризовали сегодняшнее состояние оперы вРоссии ивмире?
—Режиссеры сознательно убивают оперный театр. Вот ився характеристика. Итеатральные режиссеры, ите, кто имеет музыкальное образование. Режиссеры лишают оперное искусство того, для чего оно предназначено. Опера— это пение иничего больше. Никогда изэтого невозникнет драматического театра, иненадо пытаться. Хотите смотреть драму— идите вдраму. Аздесь люди поют! Если вдраме режиссер может посвоему усмотрению делать паузы, менять темп итак далее, товопере все написано! Вот поет Гремин пять-десять минут «Любви-и-и-и все во-о-зрасты поко-о-рны»— тянет бесконечно— может быть, это кому-то скучно, нотак написано гением! Неходите воперный театр, если онвам ненравится! Это сделано недля вас иневами. Почему Моне Лизе никто непытается чего-нибудь пририсовать? Может, вариант Леонардо даВинчи сегодня кому-то надоел, так давайте пририсуемей бороду! Вот вГермании поставили «Риголетто» изжизни обезьян. Джильда поет вся вшерсти. АБадри Майсурадзе вбарселонской постановке «Бала-маскарада» Верди должен был исполнять свою арию, сидя наунитазе,— отказался. Таких режиссеров надо возле оперных театров поджидать савтоматами. Кроме того, дирижеры сегодня воперных театрах— для симфонических оркестров; они незнают, что такое работать спевцом. Выучил партию— инасцену. Аведь выучить партию— даже непервая буква валфавите.
—Ачем отличается оперный дирижер?
—Дирижер, работающий вопере, должен понимать человеческий голос, должен знать, как работать соперным певцом. Неучить партию— учит концертмейстер. Аработать над фразой, создавать музыкальный образ. Измесяца вмесяц, изгода вгод, как было раньше. Тосканини, Серафин, Гвацени занимались только оперой, другого даже недирижировали. Когда япришла втеатр в 52-53-ем годах, главными дирижерами были Голованов, Мелик-Пашаев, Небольсин, Хайкин, Кондрашин, Жуков— одновременно! Иработали только вБольшом театре. Может быть, раз вгод дирижировали симфоническими оркестрами нарадио. Ивсе! Все время свое они отдавали театру, ипоэтому были певцы. Певца может вырастить только дирижер, общение сним изо дня вдень. Ивэтоже время пришли стажерами Светланов иРождественский. Потом, когда они поуходили, водин прекрасный день главным дирижером Большого был назначен Симонов— прямо изконсерватории, первое место его работы. Оннезнал даже оперной литературы. Занего, видно, кто-то ворожил изЦКпартии.
—Разделял. Онбыл категорически против того, чтоб калечили спектакли. Чтобы действие переносили вдругую эпоху ит.д.Это преступление— одеть персонажей «Аиды» вкамуфляж. Яназываю это мародерством наполебоя: снимай сапоги, пока теплыйеще! Вот Фокин недавно поставил вБольшом «Пиковую даму»— мне понравился спектакль. Вычувствуете аромат Петербурга. Есть вещи, которые ябы еще доделала, ошибки, совершенные попричине оперной неопытности постановщика, укоторого это был первый оперный спектакль. В каких-то местах ябы неуводила певцов так далеко отдирижера. Наярус поставилабы второстепенных персонажей, аглавных спустилабы вниз. Очень трудно получить контакт, единение между дирижером иисполнителем, который стоит так высоко. Надо просто знать жанр, чтобы чувствовать такие детали.
—Мне хотелось, чтобы онпоказал певцам, что такое элегантность, показал эпоху, научил манерам. Что касается режиссуры, тояскажу вам ужасную вещь: в«Онегине» уПушкина настолько все ясно, что чем меньше занимаешься постановкой, тем лучше. Вот сидит Татьяна, пишет письмо— пусть пишет! «Татьяна товздохнет, тоохнет, письмо дрожит вее руке, облатка розовая сохнет навоспаленном языке». Или «Княгиня перед ним одна сидит неубрана, бледна, письмо какое-то читает итихо слезы льет»— вот читай письмо, плачь ипой! Никаких новаторских приемов яв«Онегине» несобиралась применять. Классический спектакль, Пушкин— Чайковский, неморочьте никому голову, дайте людям петь ибыть персонажами!
—Еслибы вас назначили Министром Оперы, чтобы высделали для оперы?
—Ябы позакрывала многие театры. Потому что наполнить большое количество театров достойными певцами определенного профессионального уровня невозможно. ВГермании почти вкаждой деревне есть свой оперный театр. Там поет молодежь, которая ничего еще неумеет, через год-два срывает голос иуходит сосцены.Имнасмену приходят другие такиеже. Аоткуда возьмется столько хороших голосов?
—Недавно состоялся ваш дебют вкино— вфильме Сокурова «Александра». Кто-то пишет, что высыграли обобщающий образ матери, кому-то кажется, что образ довольно нетипичный, образ самой Вишневской...
—Образ обобщающий, монументальный. Вмоем представлении: вот идет женщина поземле— женщина, породившая весьмир. Для нее все— дети— чеченец, русский, француз. Она всех родила— женщина, без нее еще неродился ниодин человек. Те, кого она породила, что еще они натворят наземле? Здесь, вЧечне, они уже перемолотили полгорода. Что будет дальше?
—Авысебя чувствуете такой женщиной?
—Да! Мне кажется, любая женщина чувствует себя такой, если унее есть дети— это очень важно иметь ощущение матери. Женщина, выносившая весьмир...
—Как выдумаете, почему вам дали роль бабушки, анематери?
—Так Сокуров написал. Специально для меня. Этот седой парик настолько меняет внешность! Платье-балахон, сандалии сносочками иавоська вруке. Когда яувидела себя такую взеркале, впервый момент даже оглянулась— нестоитли где-то рядом тастарая тетка, что отражается взеркале? Сначала пыталась скулить: «Можно другую прическу?», ночерез несколько дней привыкла.
—Авамбы хотелось воспитывать именно сына?
—Хотелосьбы. Носудьба так решила, что моего сына нестало, когда ему было два споловиной месяца, апосле него родились две дочери. Еслибы был живсын, неизвестно, какбы повернулась моя судьба, может быть, ябы осталась спрежним мужем.
—Выбы позволили сыну пойти воевать вАфганистане или Чечне?
—Очень просто былобы сказать: да.Незнаю. ВРоссии впрежние времена мальчик только рождался— иуже был приписан кполку. Сдетских лет онуже знал, что он— мужчина. Иэто яприветствую. Если немужчина, токтоже должен защищать женщин, стариков, детей? Непрятатьже сына! Одно могу вам сказать: немогу себе представить, чтобы япозволила сыну цепляться замою юбку.
—Выинтересовались судьбой вашей сРостроповичем коллекции русской живописи послеее продажи?
—Она куплена русским бизнесменом Усмановым, что сней стало— незнаю, поскольку сним незнакома.
—Дело всей жизни продается человеку, которому небезразлично, куда попадет коллекция, иэто нестало поводом для знакомства?
—Нестало. Коллекцию япродала через Сотбис. Кое-что всеже оставила себе. Средства, вырученные заколлекцию, идут нажизнь семьи, уменя ведь шестеро внуков, инаподдержание нескольких наших фондов. Продолжает существовать медицинский Фонд, который возглавила моя младшая дочь Елена. Янедавно была сэтим фондом вГрузии, Азербайджане иАрмении— делали прививки откраснухи, кори, гепатита. ВРоссии мысделали более двух споловиной миллионов этих прививок. АФонд помощи молодым музыкантам возглавила моя старшая дочь Ольга. Последней его акцией стал первый фестиваль имени Ростроповича, сбольшим успехом прошедший вдекабре вБаку, наего родине. Там выступили Башмет соркестром, Сергей Крылов, Сергей Лейферкус, Хибла Гирзмава, Елена Манистина.
—Прошло более полугода после ухода Мстислава Леопольдовича. Что острее ощущается— отсутствие рядом гения, определявшего атмосферу вокругвас, или потеря близкого человека?
—Унас была совершенно нормальная жизнь— никакого гениального нискакой гениальной. Ссамого начала идосамого конца внашей совместной жизни мыбыли просто мужчиной иженщиной. Авискусстве мыбыли абсолютными единомышленниками. Для меня оннеумер. Ядосих пор незнаю, что егонет. Онуехал нагастроли. Носкоро вернется. Его смерть была для меня совершенно неожиданной. Мне казалось, что онникогда неумрет. Однажды, придя накладбище, япросто прошла мимо его могилы. Иду, исовершенно забыла: зачем янакладбище пришла? Уменя нет отношения кнему, как кмертвому.
—Увы, нет. Пока мыничего необнаружили. Есть, конечно, масса архивных документов, писем. Сэтим разбирается наш секретарь. Работа нанескольколет. Ноникаких воспоминаний Ростропович неписал. Япыталась заставить его написать книгу. Покупала ему диктофон, какие-то приспособления, чтобы онхотябы наговаривал. Ничего невышло. Все некогда инекогда. Аведь сколько онмог рассказать оПрокофьеве, оШостаковиче, скоторыми дружил! Историй, свидетелями которыхбыл, рассказывал повсюду много, ноничего незаписал.
—ВывРоссию вернулись насовсем?
—Мои дети живут заграницей. Ивнуки живуттам. НовРоссии моя работа, мой оперный Центр, издесь япровожу больше времени. Хотя уменя нет российского паспорта, яего всвое время невзяла. Уменя швейцарский паспорт, уСлавы тоже был швейцарский паспорт.
—Тоесть ушел изжизни гражданин Швейцарии?
—Даже неШвейцарии. Унасже паспорта— для иностранцев. Ростропович был попаспорту апатридом, анасамом деле— Великим Гражданином России.
—Галина Павловна, что выумеете делать, кроме пения?
—Явсе умею. Уменя такой характер, что яникому непозволю себе стул пододвинуть— все стараюсь делать сама.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад