/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Революционеры /  Чтобы сердце пело... Лариса Павлова  

Чтобы сердце пело... Лариса Павлова

... При раскопках мы нередко встречаем выцарапанные на слоновой кости изображения головы носорога, оленя, коня и даже головы целого мамонта. Какой-то дикой таинственной силой дышат эти рисунки, и во всяком случае, талантом несомненным. (П. П. Гнедич)

Эти слова, по мнению художницы Ларисы Павловой, можно применить к изобразительному искусству незрячих людей. Лариса — член Союза художников России, лауреат международной премии «Филантроп» за новизну и оригинальность в изобразительном творчестве. Сегодня мы пригласили к нам в гости человека, с которого надо брать пример. Пример, так необходимый нам для преодоления жизненных невзгод, во время приступов сезонных депрессий и неуверенности в себе. Лариса рассказывает, как она справилась со своими проблемами и стала известной художницей, будучи незрячей.

Светлана: Лариса, расскажите о себе, как долго вы шли к тому чтобы стать художницей и что вас подтолкнуло к этому.

Лариса Павлова: Я родилась в Ленинграде в 1973 году, в 8 лет полностью потеряла зрение. Мои родители не опустили руки и старались уделять особое внимание моей реабилитации в новых обстоятельствах, водили в разные кружки, рассказывали о том, как живут другие незрячие. Убеждали меня, что в определенных ситуациях люди без зрения проявляют себя не хуже, а часто и лучше здоровых людей. Меня приучали к мысли, что я должна уметь делать все сама, но мне посчастливилось, всегда возле меня находились и находятся близкие люди, которые проявляют обо мне искреннюю заботу.

После школы я закончила специализированное для незрячих массажное училище в городе Кисловодске, а потом работала массажистом в институте мозга.

я вдруг осознала, что незрячие не знают о том, что они могут рисовать

 Я работала с очень интересными людьми, и пациенты мои были тоже замечательными, меня очень трогало, что люди в очень тяжелых ситуациях не теряют бодрости духа. Мне было чему учиться у моих пациентов, но в то же время меня мучило чувство беспомощности, что я не могу кардинально им помочь. Потом так сложились обстоятельства, что я больше не смогла работать массажистом, и я стала опять искать свое место в жизни. Но теперь я уже не ориентировалась на ту специальность, которая могла показаться самой доступной в моей ситуации, а я искала работу для души, чтобы сердце пело.

И мне было даровано такое счастье. Я вдруг осознала, что незрячие не знают о том, что они могут рисовать, а для меня рисование всегда было чем-то само собой разумеющимся, с детства я посещала изостудию при доме культуры для незрячих. У меня был чудесный учитель, который учился у Сидлина, Матвеева и других известных мастеров. Это Юрий Алексеевич Нашивочников — удивительнейший и незаурядный человек! Он и сейчас, в свои 85 лет, продолжает вести активный образ жизни, консультирует своих учеников, выступает с лекциями в Артцентре, выставляется. Несколько его работ взяли для постоянной экспозиции

мы используем новые методики, которые не используют зрячие люди, но которые очень интересны.

в Третьяковской галерее. И вот этот очень скромный, но на самом деле абсолютно незаурядный человек придумал множество простых и доступных даже для слепорожденного ребенка методик рисования. Это рисунок карандашами, ручками или восковыми мелками по ватману, карандашом по ткани, теснение по фольге и латуни, процарапывание глянцевого слоя картона, рисунок пластилином по картону. Юрий Алексеевич не только научил нас чувствовать красоту, но и сам учился у нас искреннему и живому восприятию мира. Он научил нас выражать свои чувства через изобразительное творчество. До сих пор он рассказывает о том, что желание работать с незрячими детьми у него возникло из «эгоистических», как он говорит, соображений после того, как он увидел в журнале «Курьер Юнеско» за 1959 год статью об американской женщине, которая занималась скульптурой с незрячими людьми. В журнале были представлены фотографии работ ее незрячих учеников. И, по словам Юрия Алексеевича, его это так поразило, что он захотел поучиться у слепых людей изобразительному творчеству.

С.: Как вы считаете, что дает искусство вам и что вы можете дать людям?

Л. П.: Если говорить о том, что незрячие художники могут дать зрячим людям, то это прежде всего оригинальное искусство. Мы используем новые методики, которые не используют зрячие люди, но которые очень интересны. Мы не видим, что изображают другие художники, и наше творчество свободно от копиистики. И даже если бы мы захотели сделать копию, то это у нас вряд ли получилось бы. Нам сложно изображать мелкие детали, поэтому наши работы, как правило, особенно хорошо передают целостность изображения, чему зрячим художникам нужно часто долго учиться. Мы прежде всего изображаем свой внутренний мир, поэтому наши работы особенно эмоциональны и искренни. Если говорить о моих работах, то часто на выставках ко мне подходят и говорят о том, что мои работы несут людям радость и хорошее настроение, что людям становится легче жить. Мне сложно об этом судить, но в плохом настроении я просто не способна рисовать.

Когда я искала себя и свое место в жизни, то поняла, что сохранение методик рисования и возможность передать их другим людям и есть то, что я хочу и могу делать. Я снова стала рисовать. Перешла на большой формат, стала участвовать в различных выставках, в том числе и в ежегодных выставках в ЦВЗ Манеж и Союзе художников России. В 2005 году меня приняли в члены Союза художников России. В 2006 году я стала лауреатом международной премии "Филантроп" за новизну и оригинальность в изобразительном творчестве. А в этом 2007 году я поступила в СПБГУ на факультет Социологии, моя специальность — Социальная работа. Не знаю, как сложится в дальнейшем моя жизнь, может, я буду продолжать заниматься распространением методик рисования незрячих, а может, буду заниматься и другими проблемами людей, но в любом случае мне хочется приносить пользу людям, и я надеюсь, у меня это получится.

С.: На ваш взгляд, что в первую очередь необходимо человеку, столкнувшемуся с болезнью? Как должно себя вести общество и государство? Чего нам не хватает в первую очередь, чтобы инвалиды хотели и могли работать, стремиться к лучшему и не ставить крест на своей жизни?

Л. П.: Я думаю, что нужно менять отношение к болезням и к инвалидам в обществе в целом. Как инвалиды должны поменять отношение к себе, так и здоровым людям стоит воспринимать людей с ограничением как абсолютно нормальных людей, которые просто имеют некоторые сложности в жизни. К сожалению, от тюрьмы и от сумы, а особенно от болезни, никто не застрахован. И на мой взгляд, если для общества в целом инвалид будет восприниматься как равноценный член общества, то и человек, оказавшийся неожиданно в трудной ситуации, воспримет ее легче, зная, что на этом жизнь не заканчивается и что он не стал дефектным. Боюсь только, что подобные изменения не могут произойти очень быстро...

Я думаю, что средствам массовой информации не стоит делать акцент на том, какие инвалиды бедные и несчастные, а показать, что люди с ограничениями могут

от тюрьмы и от сумы, а особенно от болезни, никто не застрахован.

жить полноценной активной жизнью. Возможно, самим инвалидам нужно проводить тренинги на различных предприятиях, а может и в школах, чтобы люди непосредственно знакомились с инвалидами и у них формировалось здоровое отношение. Я бы очень хотела, чтобы создавались школы совместного обучения здоровых и больных детей, тем более что в настоящее время рост заболеваний увеличивается. Мне кажется, это было бы полезно как для детей с заболеваниями, так и для здоровых детей.

С.: Лариса, чем вы увлекаетесь кроме рисования? Какие фильмы и книги любите? Что бы посоветовали прочитать нашим посетителям?

Л. П.: Я люблю старые советские фильмы, в основном комедии. Такие как «С легким паром», «Служебный роман», «Сильва»,

искусство сейчас находится в состоянии поиска, а поиск — это всегда хорошо.

«Ищите женщину»... Книги я люблю добрые и душевные, часто даже детские. Мне очень нравится «Убить пересмешника» Харпер Ли, «На острове Сальткрока» Астрид Линдгрен, «Полианна» Элионор Портер. Очень люблю «Хроники брата Катфаэля» Эллис Питерс, обожаю книги Диккенса, а сейчас читаю Голсуорси. У Голсуорси удивительная атмосфера в его произведениях: нежная красота, очень трогательная и будто ускользающая, остро чувствуется время перемен, в очень хорошем смысле (а у нас сейчас тоже время перемен, и хотелось бы, чтобы тоже мы искали что-то светлое). И у Голсуорси очень красивые краски в его романах — например, золотисто-багряная осень, наполненная прозрачным воздухом... Яркими красками меня поражает К. С. Льюис в «Хрониках Нарнии». Его сказки будто нарисованы сильными смелыми мазками, даже дух захватывает.

А еще я очень люблю хорошие спектакли, мой любимый театр — имени Комиссаржевской. Обожаю общаться, просто радоваться жизни, когда получается, люблю гулять.

С.: Что бы вы изменили в современном искусстве?

Л. П.: Мне кажется, что современному искусству сейчас нужно больше нравственности, чего-то доброго и светлого. Искусство сейчас находится в состоянии поиска, а поиск — это всегда хорошо. Только тот кто ищет, всегда находит.

С.: Лариса, помогает ли вам религия справляться с невзгодами? Надо ли, по вашему мнению, вводить дополнительные уроки в школе?

Л. П.: Я верю в Бога и знаю, что во все моменты моей жизни Господь был и есть рядом со мной. Я узнала, что жизнь замечательна и прекрасна во всех своих

всегда можно найти решение, если этого очень хотеть.

проявлениях. Моя жизнь благодаря Богу и вере в Него наполнена и интересна. Но говорить о религии я не очень люблю. По-моему, это очень интимные вещи. Но, безусловно, детей нужно знакомить с учением церкви. Нам на занятиях по истории социальной работе дали задание узнать и рассказать о церковной благотворительности. По-моему, это не только полезно, но и очень интересно. Я думаю, что нужно не только рассказывать детям о чем-то хорошем, но и показывать практическую деятельность церкви, а может, и приобщать детей к делам милосердия.

С.: Что посоветуете тем, кто так же как вы когда-то, стоит на распутье и позволяет недугу придавливать и лишать сил для борьбы? Тем, кто разуверился в том, что общество можно научить считаться с проблемами людей с проблемами со здоровьем?

Л. П.: Верить, что безвыходных ситуаций не бывает. Всегда можно найти решение, если этого очень хотеть. Ну и хороших людей всегда очень много рядом. Наверное, нужно помнить, что ты не один, и если даже прежние «друзья» вдруг оставят, то обязательно найдутся новые настоящие и хорошие люди. Ну и конечно, стоит помнить, что человек никогда не теряет, чтобы не найти взамен что-то другое, может быть, более важное и нужное.

С.: Лариса, как вы относитесь к полету на Марс и какие, с вашей точки зрения, это будет иметь последствия для нашего общества?

Л. П.: Что касается полетов на Марс, то, по-моему, хорошо было бы сначала благоустроить землю, а потом уже покорять другие планеты. Ведь, заботясь о чужом огороде, можно совсем запустить свой собственный.

Пообщаться с художницей и посмотреть работы можно на ее сайте http://dorrit.nm.ru/index.html

Светлана


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».