... При раскопках мынередко встречаем выцарапанные наслоновой кости изображения головы носорога, оленя, коня идаже головы целого мамонта. Какой-то дикой таинственной силой дышат эти рисунки, ивовсяком случае, талантом несомненным. (П. П.Гнедич)
Эти слова, помнению художницы Ларисы Павловой, можно применить кизобразительному искусству незрячих людей. Лариса— член Союза художников России, лауреат международной премии «Филантроп» зановизну иоригинальность визобразительном творчестве. Сегодня мыпригласили кнам вгости человека, скоторого надо брать пример. Пример, так необходимый нам для преодоления жизненных невзгод, вовремя приступов сезонных депрессий инеуверенности всебе. Лариса рассказывает, как она справилась сосвоими проблемами истала известной художницей, будучи незрячей.
Светлана: Лариса, расскажите осебе, как долго вышли ктому чтобы стать художницей ичто вас подтолкнуло кэтому.
Лариса Павлова: Яродилась вЛенинграде в1973году, в8лет полностью потеряла зрение. Мои родители неопустили руки истарались уделять особое внимание моей реабилитации вновых обстоятельствах, водили вразные кружки, рассказывали отом, как живут другие незрячие. Убеждали меня, что вопределенных ситуациях люди без зрения проявляют себя нехуже, ачасто илучше здоровых людей. Меня приучали кмысли, что ядолжна уметь делать все сама, номне посчастливилось, всегда возле меня находились инаходятся близкие люди, которые проявляют обо мне искреннюю заботу.
После школы язакончила специализированное для незрячих массажное училище вгороде Кисловодске, апотом работала массажистом винституте мозга.
я вдруг осознала, что незрячие незнают отом, что они могут рисовать
Яработала сочень интересными людьми, ипациенты мои были тоже замечательными, меня очень трогало, что люди вочень тяжелых ситуациях нетеряют бодрости духа. Мне было чему учиться умоих пациентов, новтоже время меня мучило чувство беспомощности, что янемогу кардинальноим помочь. Потом так сложились обстоятельства, что ябольше несмогла работать массажистом, иястала опять искать свое место вжизни. Нотеперь яуже неориентировалась натуспециальность, которая могла показаться самой доступной вмоей ситуации, аяискала работу для души, чтобы сердце пело.
Имне было даровано такое счастье. Явдруг осознала, что незрячие незнают отом, что они могут рисовать, адля меня рисование всегда было чем-то само собой разумеющимся, сдетства япосещала изостудию при доме культуры для незрячих. Уменя был чудесный учитель, который учился уСидлина, Матвеева идругих известных мастеров. Это Юрий Алексеевич Нашивочников— удивительнейший инезаурядный человек! Онисейчас, всвои 85лет, продолжает вести активный образ жизни, консультирует своих учеников, выступает слекциями вАртцентре, выставляется. Несколько его работ взяли для постоянной экспозиции
мыиспользуем новые методики, которые неиспользуют зрячие люди, нокоторые очень интересны.
вТретьяковской галерее. Ивот этот очень скромный, нонасамом деле абсолютно незаурядный человек придумал множество простых идоступных даже для слепорожденного ребенка методик рисования. Это рисунок карандашами, ручками или восковыми мелками поватману, карандашом поткани, теснение пофольге илатуни, процарапывание глянцевого слоя картона, рисунок пластилином покартону. Юрий Алексеевич нетолько научил нас чувствовать красоту, ноисам учился унас искреннему иживому восприятию мира. Оннаучил нас выражать свои чувства через изобразительное творчество. Досих пор онрассказывает отом, что желание работать снезрячими детьми унего возникло из«эгоистических», как онговорит, соображений после того, как онувидел вжурнале «Курьер Юнеско» за1959год статью обамериканской женщине, которая занималась скульптурой снезрячими людьми. Вжурнале были представлены фотографии работее незрячих учеников. И, пословам Юрия Алексеевича, его это так поразило, что онзахотел поучиться услепых людей изобразительному творчеству.
С.: Как высчитаете, что дает искусство вам ичто выможете дать людям?
Л. П.: Если говорить отом, что незрячие художники могут дать зрячим людям, тоэто прежде всего оригинальное искусство. Мыиспользуем новые методики, которые неиспользуют зрячие люди, нокоторые очень интересны. Мыневидим, что изображают другие художники, инаше творчество свободно откопиистики. Идаже еслибы мызахотели сделать копию, тоэто унас врядли получилосьбы. Нам сложно изображать мелкие детали, поэтому наши работы, как правило, особенно хорошо передают целостность изображения, чему зрячим художникам нужно часто долго учиться. Мыпрежде всего изображаем свой внутренниймир, поэтому наши работы особенно эмоциональны иискренни. Если говорить омоих работах, точасто навыставках комне подходят иговорят отом, что мои работы несут людям радость ихорошее настроение, что людям становится легче жить. Мне сложно обэтом судить, новплохом настроении япросто неспособна рисовать.
Когда яискала себя исвое место вжизни, топоняла, что сохранение методик рисования ивозможность передатьих другим людям иестьто, что яхочу имогу делать. Яснова стала рисовать. Перешла набольшой формат, стала участвовать вразличных выставках, втом числе ивежегодных выставках вЦВЗ Манеж иСоюзе художников России. В2005году меня приняли вчлены Союза художников России. В2006году ястала лауреатом международной премии "Филантроп" зановизну иоригинальность визобразительном творчестве. Авэтом 2007году япоступила вСПБГУ нафакультет Социологии, моя специальность— Социальная работа. Незнаю, как сложится вдальнейшем моя жизнь, может, ябуду продолжать заниматься распространением методик рисования незрячих, аможет, буду заниматься идругими проблемами людей, новлюбом случае мне хочется приносить пользу людям, иянадеюсь, уменя это получится.
С.: Наваш взгляд, что впервую очередь необходимо человеку, столкнувшемуся сболезнью? Как должно себя вести общество игосударство? Чего нам нехватает впервую очередь, чтобы инвалиды хотели имогли работать, стремиться клучшему инеставить крест насвоей жизни?
Л. П.: Ядумаю, что нужно менять отношение кболезням икинвалидам вобществе вцелом. Как инвалиды должны поменять отношение ксебе, так издоровым людям стоит воспринимать людей сограничением как абсолютно нормальных людей, которые просто имеют некоторые сложности вжизни. Ксожалению, оттюрьмы иотсумы, аособенно отболезни, никто незастрахован. Инамой взгляд, если для общества вцелом инвалид будет восприниматься как равноценный член общества, тоичеловек, оказавшийся неожиданно втрудной ситуации, восприметее легче, зная, что наэтом жизнь незаканчивается ичто оннестал дефектным. Боюсь только, что подобные изменения немогут произойти очень быстро...
Ядумаю, что средствам массовой информации нестоит делать акцент натом, какие инвалиды бедные инесчастные, апоказать, что люди сограничениями могут
оттюрьмы иотсумы, аособенно отболезни, никто незастрахован.
жить полноценной активной жизнью. Возможно, самим инвалидам нужно проводить тренинги наразличных предприятиях, аможет ившколах, чтобы люди непосредственно знакомились синвалидами иуних формировалось здоровое отношение. Ябы очень хотела, чтобы создавались школы совместного обучения здоровых ибольных детей, тем более что внастоящее время рост заболеваний увеличивается. Мне кажется, это былобы полезно как для детей сзаболеваниями, так идля здоровых детей.
С.: Лариса, чем выувлекаетесь кроме рисования? Какие фильмы икниги любите? Чтобы посоветовали прочитать нашим посетителям?
Л. П.: Ялюблю старые советские фильмы, восновном комедии. Такие как «Слегким паром», «Служебный роман», «Сильва»,
искусство сейчас находится всостоянии поиска, апоиск— это всегда хорошо.
«Ищите женщину»... Книги ялюблю добрые идушевные, часто даже детские. Мне очень нравится «Убить пересмешника» ХарперЛи, «Наострове Сальткрока» Астрид Линдгрен, «Полианна» Элионор Портер. Очень люблю «Хроники брата Катфаэля» Эллис Питерс, обожаю книги Диккенса, асейчас читаю Голсуорси. УГолсуорси удивительная атмосфера вего произведениях: нежная красота, очень трогательная ибудто ускользающая, остро чувствуется время перемен, вочень хорошем смысле (аунас сейчас тоже время перемен, ихотелосьбы, чтобы тоже мыискали что-то светлое). ИуГолсуорси очень красивые краски вего романах— например, золотисто-багряная осень, наполненная прозрачным воздухом... Яркими красками меня поражаетК.С.Льюис в«Хрониках Нарнии». Его сказки будто нарисованы сильными смелыми мазками, даже дух захватывает.
Аеще яочень люблю хорошие спектакли, мой любимый театр— имени Комиссаржевской. Обожаю общаться, просто радоваться жизни, когда получается, люблю гулять.
С.: Чтобы выизменили всовременном искусстве?
Л. П.: Мне кажется, что современному искусству сейчас нужно больше нравственности, чего-то доброго исветлого. Искусство сейчас находится всостоянии поиска, апоиск— это всегда хорошо. Только тот кто ищет, всегда находит.
С.: Лариса, помогаетли вам религия справляться сневзгодами? Надоли, повашему мнению, вводить дополнительные уроки вшколе?
Л. П.: Яверю вБога изнаю, что вовсе моменты моей жизни Господь был иесть рядом сомной. Яузнала, что жизнь замечательна ипрекрасна вовсех своих
всегда можно найти решение, если этого очень хотеть.
проявлениях. Моя жизнь благодаря Богу ивере вНего наполнена иинтересна. Ноговорить орелигии янеочень люблю. По-моему, это очень интимные вещи. Но, безусловно, детей нужно знакомить сучением церкви. Нам назанятиях поистории социальной работе дали задание узнать ирассказать оцерковной благотворительности. По-моему, это нетолько полезно, ноиочень интересно. Ядумаю, что нужно нетолько рассказывать детям о чем-то хорошем, ноипоказывать практическую деятельность церкви, аможет, иприобщать детей кделам милосердия.
С.: Что посоветуететем, кто также как вы когда-то, стоит нараспутье ипозволяет недугу придавливать илишать сил для борьбы? Тем, кто разуверился втом, что общество можно научить считаться спроблемами людей спроблемами создоровьем?
Л. П.: Верить, что безвыходных ситуаций небывает. Всегда можно найти решение, если этого очень хотеть. Нуихороших людей всегда очень много рядом. Наверное, нужно помнить, что тынеодин, иесли даже прежние «друзья» вдруг оставят, тообязательно найдутся новые настоящие ихорошие люди. Нуиконечно, стоит помнить, что человек никогда нетеряет, чтобы ненайти взамен что-то другое, может быть, более важное инужное.
С.: Лариса, как выотноситесь кполету наМарс икакие, свашей точки зрения, это будет иметь последствия для нашего общества?
Л. П.: Что касается полетов наМарс, то, по-моему, хорошо былобы сначала благоустроить землю, апотом уже покорять другие планеты. Ведь, заботясь очужом огороде, можно совсем запустить свой собственный.
Пообщаться с художницей и посмотреть работы можно на ее сайте http://dorrit.nm.ru/index.html
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад