Команда нашего марсианского сайта в преддверии полета на Марс не может не пригласить с собой людей искусства, которые возглавят культурную революцию там и без которых мы не сможем творить здесь, на Земле. Поэтому с нами полетит Маша Старцева, любимая девочка Петрова и Васечкина. В качестве кумира всех времен и народов, несгибаемого обладателя непотопляемого оптимизма мы пригласили к нам на Марсиаду пионерку, отличницу, актрису, ведущую и просто роскошную женщину Ингу Ильм. И поговорили с ней на серьезные темы.
Светлана: Инга, как выоцениваете состояние русской культуры исовременного кино, существуютли они внашидни, развиваютсяли, чтоим мешает ичто способствует развитию?
Инга Ильм: Культура— это понятие общественное, этото, что объединяет нас вединое целое, дает единую систему знаков, передает глубинный смысл происходящего следующим поколениям, вконце концов, обуславливает развитие общества вцелом, задает направление идемонстрирует тенденции развития. Так что все попытки обсуждать, чтоже происходит сегодня накультурном поле России, напоминают мне одну замечательную старую сказку, сказку оновом платье короля. Исказатьтут, всущности, нечего, кроме одного, пожалуй: «Акороль-то— голый».
Так что я— оптимист, яуверена, нас ждет истинный Ренессанс.
Мы находимся внепростой ситуации— неуспев провести архивацию истинных культурных достижений запрошлыйвек, мыбросились вперед, вновуюэру, так инеопределив, чтоже действительно для нас имеет цену. Мыоказались впене культивируемой фальши. Наперекрестке истории, неуспев оценить исохранить наше собственное наследие, мысхватили западные модели потребления ихвастаем новым подходом. Это касается всех направлений, когда мыговорим осовременном искусстве, тоупоминать фамилии художников бесполезно, есть понятие кураторства итолько отхудожественных критиков зависит, можноли считать акт дефекации вмузее актом искусства, икого изсовременных художников есть возможность увидеть настенах музеев ивчастных галереях. Больше нет критериев, есть вкусовщина ицеховая коррупция. Тоже происходит ивтеатре. Хорошие спектакли, дачтотам, целые студии погибают без возможности финансирования или получают западные гранты, а«развесистая клюква» путешествует постране, заражая ощущением безнаказанной самодеятельности отдаленные регионы нашей Родины. Литература давно похожа наклубок змей, иее интриги объединяют впрошлом неочень талантливых критиков вновую волну хорошо продаваемых персонажей. Ачто касается кинематографа— 24правды всекунду, Тарковский считал, что киноязык только осваивает алфавит, изаним придут Люди! АГринуэй тут недавно признался, что кино умирает именно из-за того, что его используют исключительно для массажа эмоций.
Ноесть инесомненные достижения— третий год подряд главный приз наМКФ получает российская картина. Вотони, наши семейные радости...
Безусловно, наэтом хамском празднике присутствуют иочень талантливые люди. Нодля того чтобы по-настоящему творить, любому Художнику необходим резонанс, дасквозь смех зрителей развлекательных телепередач его мало кто слышит... Втаких случаях принято советовать смотреть канал «Культура». Да, унашей культуры есть крошечная исомнительная резервация, нояговорю обобщей ситуации. И, похоже, искусство сегодня ушло вподполье, лишь изредка устраивая партизанские вылазки против масс-медиа. Культура превратилась впотребу,ее, как публичную девку, бросили нарастерзание плебсу, сейчас она лишена своего уникального статуса— служения человеку. Иесли, оглядываясь наисторию нашей страны мывидим, что цензура в какой-то момент спасала искусство, торыночный подход, несомненно, оказался гораздо более губителен. Против рынка пока неизобретен иммунитет. Ноэто случится рано или поздно. Нет, яненастроена пессимистично. Просто нам придется подождать, пока общество непризнает, что так жить нельзя исамостоятельно ненаучится отделять зерна отплевел. Так что я— оптимист, яуверена, нас ждет истинный Ренессанс.
С.: Инга, как высчитаете, насколько современное кино интересует молодежь, нужноли оно сегодня, кино для детей инуженли театр. Или достаточно зарубежного?
И.И.: Мне кажется, что сегодня нам как никогда необходимы наш театр инаше кино. Нельзя слепо перенимать западные модели. Посмотрите, кпримеру, наиндийский кинематограф. Пока все бросились копировать подход Голливуда, втот самый момент, когда мытеряем само понятие европейского кинематографа, Болливуд всвою очередь продолжает оставаться насобственных позициях ивыигрывает. Еще через нескольколет, как мне кажется, нас снова захлестнет, ноуже новая волна индийского кино. Достаточно посмотретьих канал МТV, чтобы понять— внутри этой страны формируется очень интересная плеяда кинематографистов. Иуже есть замечательные фильмы, которые, ксожалению, пока недоступны широкому зрителю. Ноповерьте, это нисколько неумаляетих ценность. Тоже самое происходит исдругими странами, которые бережно относятся ксвоим победам, незабывая отом, что существует понятие «культурная разница». Сладкие сказки олюдях, которые неумирают даже когдаих расстреливают вупор, опроститутках, которые становятся женами миллионеров— это лишь производные общества, вкотором все предсказуемо инадеждынет. Амыименно так ипытаемся жить. Ноунас другая жизнь. Мысами наглазах всего мира творим свою историю. Мынеспим. Мыдругие. Ксчастью, еще невсех нас волнует марка сумки иобуви человека, скоторым нам интересно говорить иеще невсе готовы приглашать друг друга вгости надва часа— оговаривая это заранее, как это принято вШтатах. Янарочно привожу поверхностные примеры, «имеющийуши, дауслышит»... Культура— это способ обмениваться коллективным бессознательным, аневозможность выкачивать деньги изкарманов добропорядочных граждан.
А детских спектаклейнет. Детского театра— несуществует. Помнению нынешних режиссеров ипродюсеров детский театр— это картонные персонажи, убогие декорации, плоские шутки, программные произведения. Исамое важное насегодняшний день— это детское кино. Кино, которое расскажет нашим детям, что важно длянас. Кто мытакие, чем мыотличаемся отдругих ипочему это хорошо. Ноесли раньше нашими сказочниками были величайшие кинематографисты, бежавшие отцензуры вдетское кино, токто станет ими сегодня? Именьше всего хотелосьбы видеть среди творцов охотников заЗолотым Тельцом. Кино для детей— это самое благородное кино издесь важно неупиваться самовыражением, аподарить детям самое ценное, дать примеры, которые позволятим формировать себя. Создать фильмы, которые станут знаками поколения. Покаже этим никто незанят. Потому что считается, что вэтой сфере нет экономической целесообразности. Однако есть студия Диснея, которая доказывает обратное, нозачем создавать свое, если проще взять чужое... Ивот уже несколько поколений растет наамериканских шутках про гомосексуалистов игромкую отрыжку после обеда.
Культура— это способ обмениваться коллективным бессознательным, аневозможность выкачивать деньги изкарманов добропорядочных граждан.
С.: Нонельзя несчитаться стем, что сегодняшние дети растут натаких фильмах. Марк Рудинштейн однажды назвал «Звездные войны» компьютерной игрой исказал, что кинематографом этот фильм назвать нельзя. Весьма спорное, навзгляд молодежи, утверждение, как высчитаете? Ваш сын смотрит зарубежные фильмы? Авы?
И.И.: Явсе реже смотрю кино. Уменя есть багаж классики, который как раз и«виновен» втом, что мне все сложнее видеть винструменте маркетинга акт искусства. Моему сыну повезло. Онмного читает, идля начала пересмотрел всю классику кинематографа, как советского, так изарубежного. Унего есть счем сравнивать. Онуже научился фильтровать информацию, вэтом смысле язанего неволнуюсь. Онможет смотретьвсе, что хочет, унего есть база, наоснове которой онделает правильные выводы. Имне хочется верить, что вРоссии есть семьи, где родители обращают внимание натакие вещи. Безусловно, их меньшинство, нотак было всегда. Мы— впути. Безграмотность побеждена. Теперь следующий этап— воспитание вкуса. Авообще это обязанность государства— воспитывать нацию, которой правишь. Так считала Екатерина Вторая, при которой расцвет искусства инауки достиг небывалых высот икоторая создала настоящие предпосылки для Золотого века вкультуре России. Ясней абсолютно согласна. Порабы уже приняться задело ипрекратить делать изнас идиотов спомощью всемогущего телевидения.
С.: Как пишет Павел Гвоздев всвоей книге «Русские намарше», Майкл Ледин, известный идеолог американских неоконсерваторов, считал: «Творческое разрушение— наше второеимя. Мысокрушаем старый порядок каждый день: отбизнеса донауки, литературы, искусства, архитектуры, иоткино дополитики изаконодательства.» Высогласны стем, что для созидания нового необходимо разрушить старое?
И.И.: Нет. Безумцыте, укоторых нет прошлого. Уних нет будущего. Культура— это архетипы. ИАмерика нам неориентир. Мывотличие отних многое успели итеперь имеем возможность наблюдать заподобными разрушениями— мывидим результаты 1917года ирезультаты падения социалистической системы. Американцам проще.Имнечего ломать. Если только уют ипокой собственных фанерных жилищ. Юная нация сдосих пор неустоявшимися ценностями. Что можно оттуда почерпнуть? Согласна, можно разделить сними радость благополучного быта, прачечных самообслуживания, геномодифицированных продуктов. Можно поразиться хитроумному рекламному понятию, введенному вкультурное поле— понятию «ready-made», которое означает, что все можно купить. Можно пожалеть детей, которые, наигравшись вкомпьютер, берут вруки автомат ирасстреливают одноклассников. Все эти блага, которые обусловлены экономическим взлетом общества вотрыве откультуры... Да— Хичкок, Орсен Уэллс, Микки Маус. Ктоеще? Да— именно американцы превратили искусство вприкладное творчество. Иесли они призывают кразрушению— пусть. Номыздесь причем? Давайте-ка для начала хоть что-нибудь построим. Итак, чтобы осталось. Давайте для начала научимся сохранять иберечь важное, главное, ценное. Унас уже итак нинауки, ниархитектуры, низаконодательства. Слишком дорого заэто приходится расплачиваться. Я— засозидание.
С.: Однако выучились вшколеЛиСтрасбурга вНью-Йорке. Вам потребовалось поучитьсятам, чтобы понять, что Америка— нам неуказ вискусстве?
И.И.: Нет-нет. Мои размышления имеют под собой несколько иную платформу. Янепросто ругаю Америку. Япытаюсь объяснить, что унас исторически разные подходы ивзгляды. Нестоит понимать меня буквально. Кроме того, ведьЛиСтрасбург— ученик Станиславского! Да,ЛиСтрасбург хороший учитель, создатель яркого актерского поколения— ДеНиро, Аль Пачино имногих других настоящих звезд американского кино. Новсе они считаются учениками «русской школы», как принято говорить наЗападе. Другое дело, что при современных технических возможностях отактера больше нетребуется особого дара. Сегодняшние «герои» американского кинематографа— статисты. Как впрочем, уже ирусского. Мыдогнали Америку! Вот наше сходство. Нотакли оно хорошо?
С.: Мне запомнилась ваша работа вфильме «Тыесть». Психологическая картина, заставляет омногом задуматься... Насколько сложно было сниматься вэтом фильмевам, жизнерадостному иулыбчивому человеку?
Cоздателям фильма «Приключения Петрова иВасечкина» удалось подарить детям замечательное кино, которое досих пор нетеряет свежести итепла. Имне этого вполне достаточно. Это— навсегда.
И.И.: Это неболее чем образ. Какая-то часть меня. Ияпризнательна Виктории Токаревой, которая, увидев мои пробы, сказала: «Да, это она,— моя Ирочка». Эта работа для меня очень важна, потому что впохожей ситуации, ксчастью ненастолько тяжелой, оказывается огромное количество женщин вмомент создания новой семьи. Мне хотелось донести дозрителей, что важно учиться любить друг друга илюбить не«для себя», как говорит моя героиня. Асама работа над фильмом вспоминается мне светло ирадостно, потому что Анна Каменкова была настоящим партнером наплощадке. Ипотому что Владимир Макеранц— замечательный ичуткий режиссер.
С.: Как выоцениваете собственный вклад вкино иискусство, что планируете набудущее?
И.И.: В истории человечества досегодняшнего дня любое право насамовыражение нужно было заслужить. Трудом, адским упорством, аскезой, работоспособностью, талантом, вконце концов. Кто есть художник— маг, чародей. Спервобытно-общинного строя унас эта информация имеется, записана где-то. Ия— творец. Ноучаствовать вобщей свалке— нежелаю. Я, как честный человек, отказалась оттупой эксплуатации своих возможностей. Яостановилась враздумье. Ибез лишней скромности скажу, что надню, бывает, дважды отказываюсь отразных проектов— кинофильмов, сериалов, постановок, фотосессий. Кчему, если, читая сценарий или обсуждая тему яуже— НЕверю. Нетак ужмного яуспела доэтого момента, ноесть инесомненные победы. Иуважаю ясебя больше всего зато, что напротяжении четырех лет выпускала авторскую передачу отеатре, находила талантливых людей идарилаих миру. Тогда это было просто необходимо, потому что невозможно работать впустоту, асемь лет назад взрительном зале иногда было чутьли неменьше людей, чем насцене. Ягоржусьтем, что давала возможность талантливым людям сказать громко, очем они думают.
«Нам недано предугадать, как наше слово отзовется» Иясогласна сТютчевым.
За моей спиной больше десяти фильмов иглавных ролей втеатре. Ноизвестна яблагодаря Маше Старцевой— маленькой насмешливой отличнице. Эта роль оказалась наиболее созвучной времени. Иэтот образ живет досихпор. Яэтому рада, потому что создателям фильма «Приключения Петрова иВасечкина» удалось подарить детям замечательное кино, которое досих пор нетеряет свежести итепла. Имне этого вполне достаточно. Это— навсегда. Ямогу уже больше ничего неделать. Моя жизнь небесполезна.
С.: Нуужнет, так просто мывас неотпустим, Маша Старцева вовзрослом возрасте навернякабы еще нераз удивила Петрова, Васечкина ивсех поклонников своими успехами, поэтому— непременно ждем отвас новых достижений.
И.И.: Думаю, что Маша Старцева непременно полетелабы туда. Она— настоящая пионерка. Ачто касается лично меня— ядавно ужетам. И, пользуясь случаем,— передаю всем привет. Будет время— залетайте!
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад