
Красной нитью в
пьесе проходит
blue jeans, этот
«символ свободы, свободы доступной, кусочек Америки или Великобритании», как он
описывает это в
своем спектакле, представленном в
Коне в
рамках фестиваля
Passages, мероприятия, посвященного театру восточной Европы.
Николай Халезин виртуозно и
живо инсценирует себя самого, повествует о
своих подростковых «фарцовках», когда он
перепродает целлофановые пакеты, редкий в
советской Беларуси товар. Став взрослым, он
бросается в
незаконную торговлю джинсами, за
которыми ездит в
Литву, чтобы продавать
их в
Минске.
Отвергая предписанную функцию бухгалтера, Николай Халезин бросает учебу и
открывает Центр современного искусства. Эта структура будет закрыта через недолгое время после прихода к
власти Лукашенко в
1994
году. Халезин примет затем участие в
создании трех газет, каждая из
которых также будет закрыта режимом.
«Диктаторы не любят джинсы, они любят темные костюмы и военные френчи», подмечает он
в
своем спектакле.
В
1998, его ненадолго арестовывают за
длинный транспарант, осмелившийся на
богохульную надпись
«Дыктатура — гаўно!». Несколько месяцев спустя Халезин кричит
«Так жить нельзя!» на
площади в
Минске. Он
попадает в
тюрьму в
компании своих ста двадцати спутников.
И здесь история принимает драматический оборот. Автор-актер увлекает зрителей в
«стакан», камеру со
стороной в
80
сантиметров с
«мышиного цвета стенами», куда его сажают за
требование предоставить адвоката во
время процесса.
Три года назад Николай Халезин создает первый
«Свободный театр» в
Беларуси. Но
репрессии неминуемо обрушиваются. Члены его труппы, работающие в
гостеатрах, терпят увольнения, других арестовывают.
Будучи запрещенным, «Свободный театр» становится подпольным.
«Мы начали играть в лесу»,
— вспоминает диссидент. Зрителей оповещают через блоги или по
электронной почте. Иногда труппа арендует бары, якобы для проведения свадьбы.
Труппа противостоит идеологии режима во
всех своих проявлениях.
Ее
публика в
Беларуси растет. «Свободный театр» становится известным даже за
границей. Вацлав Гавел и
британский драматург Том Стоппард, сценарист фильмов
«Бразилия» и
«Влюбленный Шекспир», становятся его попечителями.
«Свободный театр» бороздит Европу, от
Шведского королевского театра в
прошлом году до
гастролей в
Великобритании в
этом. Фестиваль Passages приглашает труппу в
Нанси,
«чтобы ее защитить». «Это наша роль, как театра граждан», говорит его директор
Шарль Торджман.
« Назад