/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Революционеры /  «Поколение jeans»: диктатура глазами белорусского режиссера  

«Поколение jeans»: диктатура глазами белорусского режиссера

Красной нитью в пьесе проходит blue jeans, этот «символ свободы, свободы доступной, кусочек Америки или Великобритании», как он описывает это в своем спектакле, представленном в Коне в рамках фестиваля Passages, мероприятия, посвященного театру восточной Европы.

Николай Халезин виртуозно и живо инсценирует себя самого, повествует о своих подростковых «фарцовках», когда он перепродает целлофановые пакеты, редкий в советской Беларуси товар. Став взрослым, он бросается в незаконную торговлю джинсами, за которыми ездит в Литву, чтобы продавать их в Минске.

Отвергая предписанную функцию бухгалтера, Николай Халезин бросает учебу и открывает Центр современного искусства. Эта структура будет закрыта через недолгое время после прихода к власти Лукашенко в 1994 году. Халезин примет затем участие в создании трех газет, каждая из которых также будет закрыта режимом.

«Диктаторы не любят джинсы, они любят темные костюмы и военные френчи», подмечает он в своем спектакле.

В 1998, его ненадолго арестовывают за длинный транспарант, осмелившийся на богохульную надпись «Дыктатура — гаўно!». Несколько месяцев спустя Халезин кричит «Так жить нельзя!» на площади в Минске. Он попадает в тюрьму в компании своих ста двадцати спутников.

И здесь история принимает драматический оборот. Автор-актер увлекает зрителей в «стакан», камеру со стороной в 80 сантиметров с «мышиного цвета стенами», куда его сажают за требование предоставить адвоката во время процесса.

Три года назад Николай Халезин создает первый «Свободный театр» в Беларуси. Но репрессии неминуемо обрушиваются. Члены его труппы, работающие в гостеатрах, терпят увольнения, других арестовывают.

Будучи запрещенным, «Свободный театр» становится подпольным. «Мы начали играть в лесу», — вспоминает диссидент. Зрителей оповещают через блоги или по электронной почте. Иногда труппа арендует бары, якобы для проведения свадьбы.

Труппа противостоит идеологии режима во всех своих проявлениях. Ее публика в Беларуси растет. «Свободный театр» становится известным даже за границей. Вацлав Гавел и британский драматург Том Стоппард, сценарист фильмов «Бразилия» и «Влюбленный Шекспир», становятся его попечителями.

«Свободный театр» бороздит Европу, от Шведского королевского театра в прошлом году до гастролей в Великобритании в этом. Фестиваль Passages приглашает труппу в Нанси, «чтобы ее защитить». «Это наша роль, как театра граждан», говорит его директор Шарль Торджман.


Жорис Фиорити, Agence France-Presse, Нанси.


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».