/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Революционеры /  Игры разума Анатолия Вассермана  

Игры разума Анатолия Вассермана

В наше непростое время становления новой России молодежи, а наш сайт ориентируется в первую очередь на нее, очень нужны новые идеалы, новой современной державы. Одним из идеалов истинно умных людей, на наш взгляд, является Анатолий Вассерман, игрок спортивного клуба «Что? Где? Когда?», гроссмейстер телевизионной «Своей игры» (где одержал непрерывные 22 победы),  а теперь и «Игр разума», известный эрудит и политический аналитик. Думаем, что наше мнение разделяют многие посетители нашего сайта, поэтому мы пригласили гения нашего времени к нам на Марсиаду.

Светлана: Анатолий Александрович, ваша эрудиция является предметом восхищения для многих. Интересен ваш жизненный путь, путь человека, сумевшего добиться так много.

Анатолий Вассерман: Спасибо за оценку. Но мой жизненный путь сам по себе вряд ли необычен. Я обычным образом учился в школе, институте, работал, причём сферу деятельности менял всего пару раз: в институте учился на теплофизика, но сразу после института — в 1974-м — стал программистом, а в 1995-м полностью переключился на журналистику и политические консультации. Так что интересны скорее не мои биографические подробности, а взгляды.

С.: Поскольку наша рубрика освещает культурные события России, не могу не задать вопрос, который волнует многих: существует ли развитие русской культуры на сегодняшний день? Как вы считаете, насколько культура и ее развитие нужны молодежи? И нужны ли вообще? Не произошло ли окончательной победы «попсы» в литературе, музыке,
живописи и театре?


А.В.: Во все времена и во всех жанрах «попса» составляла подавляющее большинство художественного творчества. Просто потому, что аудитория никогда не может в полном объёме и навсегда подняться до высот, доступных даже самим творцам лишь время от времени, а потому нуждается и в сравнительно простых и легкодоступных произведениях. Надо только чётко понимать, что творчество не исчерпывается «попсой». А для такого понимания необходимы целенаправленные разъяснения различий между уровнями не только самой творческой деятельности, но и восприятия её плодов. К сожалению, сейчас как раз эта разъяснительная обязанность утрачена теми общественными институтами, на коих лежала ранее. И нужно искать новые формы разъяснения и новых разъяснителей.

Главное отличие человека от прочих животных состоит в том, что он способен усваивать новое не только из личного опыта, но и из опыта предыдущих поколений. Именно концентрат такого опыта и есть культура.
Культура и её развитие нужны молодёжи по очень простой причине. Главное отличие человека от прочих животных состоит в том, что он способен усваивать новое не только из личного опыта, но и из опыта предыдущих поколений. Именно концентрат такого опыта и есть культура.
К сожалению, нынешняя путаница между авторским правом и правом копирования может привести к тому, что возможность усвоения плодов культуры будет искусственно ограничена. Последствия безудержного потакания обладателям права копирования (это, как правило, даже не сами авторы, а удачливые перекупщики) столь разрушительны, что никакие побочные блага (вроде вступления в ВТО) не могут оправдать столь самоубийственное стремление.

Русская культура сейчас вышла на новый этап «развития вширь» — одновременного опробования множества вновь открывшихся возможностей. Такие этапы закономерно сменяются «развитием вглубь» — освоением тех возможностей, кои окажутся наиболее перспективными в каких-то отношениях. Основная масса культурных достижений формируется именно при развитии вглубь. Но сами направления движения вглубь определяются именно при развитии вширь. Поэтому нынешний этап может показаться бесплодным — но он необходим для будущего.

С.: Возможно ли разрешение задачи нашего сайта: единение всех разрозненных движений за национальное возрождение русского народа, застрявших в идеях и лозунгах XX в.? И застряло ли на сегодняшний деньнаше общество на этих лозунгах? Или же лозунги — уже прошлое?

А.В.: Лозунги прошлого века действительно впитали в себя многие тогдашние предрассудки. Да и некоторые положения, осмысленные тогда, вряд ли останутся полезными при дальнейшем развитии общества. Сейчас перед нами стоит сложнейшая задача: вычленить из наследия прошлых лет и веков компоненты, и сегодня сохраняющие актуальность и полезность; дополнить их новыми идеями, учитывающими достигнутый этап развития общества; выстроить из всего этого новые гармоничные конструкции.

Разрешима ли эта задача в полной мере? Вряд ли: каждое новое достижение будет требовать и новых изменений в лозунгах.

Необходимо ли её решать? Разумеется: вовсе без лозунгов мы просто не будем знать, что делать и куда двигаться.

Для того, кто не знает, куда ему плыть,
Не бывает попутного ветра.

С.: Согласны ли вы с высказыванием Павла Гвоздева в книге «Русские на марше»: «Из всех видов свобод в первую очередь важна свобода экономическая... Непросто промыть мозги человеку, когда он занят ответственным делом, имеет экономический интерес, достаток, спутниковую антенну... когда весь мир у его ног, и нет никаких ограничений для его доступа к информации. Но компьютер нужно на что-то купить! Поэтому цель общества и понятная каждому цель должны содержать в себе глобальный экономический аспект в условиях мира.» Одним словом, возможна ли свобода необеспеченного человека в наше время?

А.В.: Свобода необеспеченного человека — это прежде всего свобода от осмысленной деятельности. Он может полностью сосредоточиться на задаче сиюминутного выживания. Он может пытаться разрушить весь мир, относящийся к нему столь жестоко. Но и то и другое имеет смысл разве что для него самого, но никак не для общества в целом.

Так что должен согласиться с Гвоздевым: действовать в интересах общества может только человек, уже получающий от него и дающий ему что-то материальное.

С.: По мнению опять же Павла Гвоздева: «Русский человек обладает огромной внутренней свободой и способностью к творчеству. Сотни лет испытывая диктат государства, он не мог во всей красе проявить накапливаемого поколениями потенциала, и не находил применения скрытым талантам.» Вы с этим согласны? Действительно ли русский мужик сотнилет (и во времена СССР) испытывал диктат и только сейчас стал свободным? Или все же не стал?

А.В.: Человек никогда не бывает свободен вполне. Просто потому, что (как отметил ещё Аристотель) человек есть животное общественное. Значит, должен в какой-то мере считаться с обществом и ограничивать свои личные порывы. Правда, общество порою злоупотребляет этими ограничениями. Например, в советскую эпоху некоторые направления творчества активно поощрялись, но многие другие довольно жёстко пресекались. Тем самым люди, чьи интересы лежали как раз на пресекаемых направлениях, во многом лишались возможности творчества. Сейчас ограничения такого рода существенно ослаблены. Следовательно, суммарный творческий потенциал народа раскрывается в большей мере.

Кроме того, возможности творчества ограничены тем, какую именно часть своих сил человек тратит на решение задач выживания. В прошлые века производительность труда была столь скромна, что высвободить ради творчества одного человека можно было, только возложив задачу его жизнеобеспечения на плечи многих сот — а то и тысяч — тружеников, тем самым лишая их всяких шансов на творческую деятельность. Сегодня одного активного творца должны содержать всего лишь десятки тружеников, что соответствует росту суммарного творческого потенциала человечества во многие десятки и сотни раз.

Это, к сожалению, всё ещё не значит, что творческий потенциал всего нашего народа высвобожден. Но по сравнению с прошлыми временами положение, несомненно, изменилось к лучшему. И вероятнее всего, будет меняться в том же направлении.

С.: Серьезный вопрос о религии. Насколько она важна для общества, надо ли вводить соответствующее образование в школе? Насколько религия важна для Вас?

А.В.: Я убеждённый атеист. Именно убеждённый — то есть могу чётко объяснить, откуда религия взялась, почему не нужна современному обществу, какие помехи вносит в его развитие. В ближайшее время несколько моих статей на эту тему выходят в достаточно серьёзных изданиях.
Религия для меня важна в качестве противника, серьёзно мешающего дальнейшему прогрессу России.
В соответствии с этим религия для меня важна в качестве противника, серьёзно мешающего дальнейшему прогрессу России. Все общественно важные задачи, традиционно исполняемые религией, сегодня значительно эффективнее решаются иными — дающими существенно меньшие побочные эффекты — средствами.

Вводить религиозное образование в школе можно, если мы хотим посеять в умах нынешних школьников те же противоречия, которые в своё время привели к нескольким революционным взрывам (не только в России: напомню, что самая кровопролитная из английских революций проходила под религиозными лозунгами). Дело в том, что религиозное сознание менее склонно к поиску компромиссных — взаимовыгодных — решений. Поэтому если к серьёзным общественным переменам примешиваются религиозные мотивы, вероятность кровопролития изрядно возрастает.

С.: Как Вы оцениваете собственный вклад в развитие журналистики, что планируете на будущее? Если можно, расскажите о «Брейн-Ринге», насколько Вам было интересно участвовать в играх?

А.В.: Мой вклад в развитие журналистики довольно скромен. Я ввёл во всеобщий оборот довольно мало новых идей. Могу похвастаться разве что статьёй «Коммунизм и компьютер», где впервые перевёл с математического языка на человеческий некоторые старые труды академиков Глушкова и Канторовича. Все остальные мои труды представляют собою в основном внятные изложения идей, так или иначе уже затронутых другими публицистами. Впрочем, судя по нынешнему состоянию общественного сознания, подобная внятность зачастую представляет собою самостоятельную ценность.

«Брэйн-Ринг» — занятие необычайно увлекательное и азартное. Я всегда с огромным удовольствием играл на нём. К сожалению, уже третий год подряд — по организационным причинам, не представляющим общего интереса — не имею возможности участвовать в чемпионатах Украины по БР. Но надеюсь ещё не раз поиграть.

Основной интеллектуальный спорт, где я участвую — спортивная версия «Что? Где? Когда?» Она мало похожа на телевизионную — в ней команды соревнуются между собой, а не с авторами вопросов. Команда, где играю я — самая старая в этом виде спорта: существует непрерывно с 16-го декабря 1989-го, когда состоялся первый тур первого официального турнира (конечно, отдельные игроки за это время сменились, но по правилам преемственности это всё ещё та же команда). За это время мы не раз выигрывали соревнования самых высоких рангов. И надеюсь, ещё не раз выиграем.

С.: И последнее...)) «вопрос на засыпку» в духе нашего сайта: как Вы относитесь к полету на Марс?

А.В.: Был бы очень рад, если бы он состоялся. Но, к сожалению, нынешнее массовое сознание не склонно тратить большие средства на неочевидные цели. Так что полёт на Марс потребует не столько технических, сколько пропагандистских усилий. Если политическое решение на сей счёт будет принято — готов поучаствовать в соответствующей кампании.
 

 


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».