/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Революционеры /  Взгляд ученого на русский космизм  

Взгляд ученого на русский космизм

Современное состояние российского общества, его проблемы заставляют нас пересмотреть свои духовные и мировоззренческие идеалы. На наших глазах происходит ломка старых представлений о мире и возникает новое отношение к нему. Идут активные процессы переоценки ценностей, которые протекают достаточно бурно. В одних случаях они приводят к озлобленности и неверию, в других - катализируют стремление к высшим идеалам, к поиску новых подходов в оценке духовного наследия. Обсудить эти вопросы мы пригласили известного ученого Владимира Васильевича Данилова.

— Владимир Васильевич, вы известны своими идеями и разработками положений русского космизма. Насколько сейчас вам близка эта тема и насколько она важна для общества?

— В настоящее время возникает интерес к различным философским, религиозным учениям, прошлым культурным ценностям, которые нашли свое концентрированное выражение в творчестве передовой интеллигенции России рубежа XIX — XX веков.

Интеллектуальный климат России начала XX века во многом определила русская религиозная философия, в том числе и идеи русского космизма, которые актуальны и сегодня. Они оказались в русле напряженных поисков истины о мире и человеке и представляют особый интерес для понимания процессов, происходящих в общественном сознании современного общества. В определенных параметрах идеи космизма стали доминантой глобальной идеологии XXI столетия.

Русский космизм актуализирует проблему, теснейшим образом связанную с философией единства, которая в искусстве перерастает в идею синтеза. Она принадлежит к числу наиболее ярких проявлений русской культуры конца XIX — начала XX века и напрямую соприкасается с мировоззренческим обоснованием целостной картины мира.

— Каким образом, на ваш взгляд, космизм влияет на русскую культуру и искусство?

— Русский космизм актуализирует проблему, теснейшим образом связанную с философией единства, которая в искусстве перерастает в идею синтеза. Она принадлежит к числу наиболее ярких проявлений русской культуры конца XIX — начала XX века и напрямую соприкасается с мировоззренческим обоснованием целостной картины мира.

Актуальность синтеза искусств обостряется на протяжении последних десятилетий XX века, а теории художественного синтеза, основываясь на единстве общего и особенного, приобретают широкое универсальное значение. Это обусловлено преодолением разрыва между духовным и материальным в жизнедеятельности человека, стремлением гармонизировать социально-исторические, этико-психологические и художественно-эстетические искания культуры и искусства «серебряного века».

Художественный синтез выступает главным формообразующим принципом в искусстве и тесно связан с концепциями русского космизма вообще и творчеством С. П. Дягилева, в частности.

— Что сегодняшние ученые могут сказать по поводу степени изученности влияния космизма на культуру? Насколько широко этой проблемой интересовались ученые в прошлом?

— Я считаю, что обращение к русскому космизму как к феномену мировой культуры нашло отражение во многих областях знания. Первые значительные теоретические исследования в этой области появились в античной космологии и древнегреческой философии. В них идея взаимосвязи между миром человека и миром природы служила мировоззренческим основанием исторического развития научной картины мира, где космос понимался как объективное начало, а человек был его неотъемлемой частью, растворенной в нем.

Отношение к природе, противостоящей человеку, стало актуальной для научной мысли эпохи Возрождения и Нового времени. Постепенно формируются такие направления, как космология, изучающая определенный миропорядок и мироустройство, и космогония, рассматривающая происхождение мира и его эволюцию.

Не стоит забывать, что связью человека со Вселенной и изучением мира как органической цельности интересовались такие величайшие ученые как Ф. Шелленг и И. Кант, а также Ф. Ницше.

— Владимир Васильевич, на основе вышесказанного можно вас попросить дать точное определение космизма?

— Под космизмом понимается совокупность представлений о картине мира, бытии человека в нем и их единстве, о связи микрокосма человека и макрокосма природы, характере взаимосвязей в мироздании. Особенность космизма раскрывается в научно-осмысленном, эмоционально-личностном и философско-эмпирическом отношении к Космосу и Вселенной. Представление о космизме, космических закономерностях, которые присутствуют в мире и человеке, ответственность человека за свою деятельность существуют в любой культуре. С этих понятий начинается почитание природного и божественного космоса в ходе исторического развития. Космизм -отличительная черта культуры, которая «космична» по своей сути. В этом аспекте человек понимается как компонент Космоса и как этап его эволюции.

В концепциях космизма мир трактуется как некое целое, соразмерное, многоплановое, гармоничное, разумно устроенное, прекрасное, творчески-созидательное. Космизм способен одухотворять и облагораживать природный мир и культуру человека, содействовать его духовному росту. Созерцательное отношение и экстатически-религиозное переживание единства человека и космоса уходят в глубокую древность и предполагают определенный путь исторического развития.

Большое значение в познании космизма имеют разработки этой проблемы в западноевропейской философской и естественнонаучной литературе, где отчетливо формируются новый взгляд на мир, идеи взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, составляющие единое целостное образование.

Идея порядка и цельности Космоса укреплялась с каждым новым достижением в науке и культуре. Она отождествлялась с художественной гармонией, вызывала чувство соразмерности целого и его частей, проложила путь к новому пониманию диалога человека с миром. В русской философской мысли эта проблема получила наиболее полную эстетическую завершенность. В отечественной духовно-академической традиции космизм выступает как «определенный внутренний принцип всей культуры космической эры» и осознается в определениях искусства, этических нормах и эстетических концепциях. Доказательством служит ощущение глубинной причастности человека к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, который вместил в себя природные, космические стихии и энергии. Характерной чертой выступает стремление человека определить свое отношение ко всему бесконечному во времени и пространстве.

Явление русского космизма становится важной созидательной вехой в отечественной и мировой культуре. Развитые им концепции о мире и человеке, его месте и назначении в бытии и в истории наполнили сферу художественного творчества, литературу и искусство новыми культурологическими идеями, оказали воздействие на эстетические поиски.

— Владимир Васильевич, вы известны своими идеями и разработками положений русского космизма. Насколько сейчас вам близка эта тема и насколько она важна для общества?

— В настоящее время возникает интерес к различным философским, религиозным учениям, прошлым культурным ценностям, которые нашли свое концентрированное выражение в творчестве передовой интеллигенции России рубежа XIX — XX веков.

Интеллектуальный климат России начала XX века во многом определила русская религиозная философия, в том числе и идеи русского космизма, которые актуальны и сегодня. Они оказались в русле напряженных поисков истины о мире и человеке и представляют особый интерес для понимания процессов, происходящих в общественном сознании современного общества. В определенных параметрах идеи космизма стали доминантой глобальной идеологии XXI столетия.

Русский космизм актуализирует проблему, теснейшим образом связанную с философией единства, которая в искусстве перерастает в идею синтеза. Она принадлежит к числу наиболее ярких проявлений русской культуры конца XIX — начала XX века и напрямую соприкасается с мировоззренческим обоснованием целостной картины мира.

— Каким образом, на ваш взгляд, космизм влияет на русскую культуру и искусство?

— Русский космизм актуализирует проблему, теснейшим образом связанную с философией единства, которая в искусстве перерастает в идею синтеза. Она принадлежит к числу наиболее ярких проявлений русской культуры конца XIX — начала XX века и напрямую соприкасается с мировоззренческим обоснованием целостной картины мира.

Актуальность синтеза искусств обостряется на протяжении последних десятилетий XX века, а теории художественного синтеза, основываясь на единстве общего и особенного, приобретают широкое универсальное значение. Это обусловлено преодолением разрыва между духовным и материальным в жизнедеятельности человека, стремлением гармонизировать социально-исторические, этико-психологические и художественно-эстетические искания культуры и искусства «серебряного века».

Художественный синтез выступает главным формообразующим принципом в искусстве и тесно связан с концепциями русского космизма вообще и творчеством С. П. Дягилева, в частности.

— Что сегодняшние ученые могут сказать по поводу степени изученности влияния космизма на культуру? Насколько широко этой проблемой интересовались ученые в прошлом?

— Я считаю, что обращение к русскому космизму как к феномену мировой культуры нашло отражение во многих областях знания. Первые значительные теоретические исследования в этой области появились в античной космологии и древнегреческой философии. В них идея взаимосвязи между миром человека и миром природы служила мировоззренческим основанием исторического развития научной картины мира, где космос понимался как объективное начало, а человек был его неотъемлемой частью, растворенной в нем.

Отношение к природе, противостоящей человеку, стало актуальной для научной мысли эпохи Возрождения и Нового времени. Постепенно формируются такие направления, как космология, изучающая определенный миропорядок и мироустройство, и космогония, рассматривающая происхождение мира и его эволюцию.

Не стоит забывать, что связью человека со Вселенной и изучением мира как органической цельности интересовались такие величайшие ученые как Ф. Шелленг и И. Кант, а также Ф. Ницше.

— Владимир Васильевич, на основе вышесказанного можно вас попросить дать точное определение космизма?

— Под космизмом понимается совокупность представлений о картине мира, бытии человека в нем и их единстве, о связи микрокосма человека и макрокосма природы, характере взаимосвязей в мироздании. Особенность космизма раскрывается в научно-осмысленном, эмоционально-личностном и философско-эмпирическом отношении к Космосу и Вселенной. Представление о космизме, космических закономерностях, которые присутствуют в мире и человеке, ответственность человека за свою деятельность существуют в любой культуре. С этих понятий начинается почитание природного и божественного космоса в ходе исторического развития. Космизм -отличительная черта культуры, которая «космична» по своей сути. В этом аспекте человек понимается как компонент Космоса и как этап его эволюции.

В концепциях космизма мир трактуется как некое целое, соразмерное, многоплановое, гармоничное, разумно устроенное, прекрасное, творчески-созидательное. Космизм способен одухотворять и облагораживать природный мир и культуру человека, содействовать его духовному росту. Созерцательное отношение и экстатически-религиозное переживание единства человека и космоса уходят в глубокую древность и предполагают определенный путь исторического развития.

Большое значение в познании космизма имеют разработки этой проблемы в западноевропейской философской и естественнонаучной литературе, где отчетливо формируются новый взгляд на мир, идеи взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, составляющие единое целостное образование.

Идея порядка и цельности Космоса укреплялась с каждым новым достижением в науке и культуре. Она отождествлялась с художественной гармонией, вызывала чувство соразмерности целого и его частей, проложила путь к новому пониманию диалога человека с миром. В русской философской мысли эта проблема получила наиболее полную эстетическую завершенность. В отечественной духовно-академической традиции космизм выступает как «определенный внутренний принцип всей культуры космической эры» и осознается в определениях искусства, этических нормах и эстетических концепциях. Доказательством служит ощущение глубинной причастности человека к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, который вместил в себя природные, космические стихии и энергии. Характерной чертой выступает стремление человека определить свое отношение ко всему бесконечному во времени и пространстве.

Явление русского космизма становится важной созидательной вехой в отечественной и мировой культуре. Развитые им концепции о мире и человеке, его месте и назначении в бытии и в истории наполнили сферу художественного творчества, литературу и искусство новыми культурологическими идеями, оказали воздействие на эстетические поиски.


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».