/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Революционеры /  Взгляд ученого на русский космизм  

Взгляд ученого на русский космизм

Современное состояние российского общества, его проблемы заставляют нас пересмотреть свои духовные и мировоззренческие идеалы. На наших глазах происходит ломка старых представлений о мире и возникает новое отношение к нему. Идут активные процессы переоценки ценностей, которые протекают достаточно бурно. В одних случаях они приводят к озлобленности и неверию, в других - катализируют стремление к высшим идеалам, к поиску новых подходов в оценке духовного наследия. Обсудить эти вопросы мы пригласили известного ученого Владимира Васильевича Данилова.

— Владимир Васильевич, вы известны своими идеями и разработками положений русского космизма. Насколько сейчас вам близка эта тема и насколько она важна для общества?

— В настоящее время возникает интерес к различным философским, религиозным учениям, прошлым культурным ценностям, которые нашли свое концентрированное выражение в творчестве передовой интеллигенции России рубежа XIX — XX веков.

Интеллектуальный климат России начала XX века во многом определила русская религиозная философия, в том числе и идеи русского космизма, которые актуальны и сегодня. Они оказались в русле напряженных поисков истины о мире и человеке и представляют особый интерес для понимания процессов, происходящих в общественном сознании современного общества. В определенных параметрах идеи космизма стали доминантой глобальной идеологии XXI столетия.

Русский космизм актуализирует проблему, теснейшим образом связанную с философией единства, которая в искусстве перерастает в идею синтеза. Она принадлежит к числу наиболее ярких проявлений русской культуры конца XIX — начала XX века и напрямую соприкасается с мировоззренческим обоснованием целостной картины мира.

— Каким образом, на ваш взгляд, космизм влияет на русскую культуру и искусство?

— Русский космизм актуализирует проблему, теснейшим образом связанную с философией единства, которая в искусстве перерастает в идею синтеза. Она принадлежит к числу наиболее ярких проявлений русской культуры конца XIX — начала XX века и напрямую соприкасается с мировоззренческим обоснованием целостной картины мира.

Актуальность синтеза искусств обостряется на протяжении последних десятилетий XX века, а теории художественного синтеза, основываясь на единстве общего и особенного, приобретают широкое универсальное значение. Это обусловлено преодолением разрыва между духовным и материальным в жизнедеятельности человека, стремлением гармонизировать социально-исторические, этико-психологические и художественно-эстетические искания культуры и искусства «серебряного века».

Художественный синтез выступает главным формообразующим принципом в искусстве и тесно связан с концепциями русского космизма вообще и творчеством С. П. Дягилева, в частности.

— Что сегодняшние ученые могут сказать по поводу степени изученности влияния космизма на культуру? Насколько широко этой проблемой интересовались ученые в прошлом?

— Я считаю, что обращение к русскому космизму как к феномену мировой культуры нашло отражение во многих областях знания. Первые значительные теоретические исследования в этой области появились в античной космологии и древнегреческой философии. В них идея взаимосвязи между миром человека и миром природы служила мировоззренческим основанием исторического развития научной картины мира, где космос понимался как объективное начало, а человек был его неотъемлемой частью, растворенной в нем.

Отношение к природе, противостоящей человеку, стало актуальной для научной мысли эпохи Возрождения и Нового времени. Постепенно формируются такие направления, как космология, изучающая определенный миропорядок и мироустройство, и космогония, рассматривающая происхождение мира и его эволюцию.

Не стоит забывать, что связью человека со Вселенной и изучением мира как органической цельности интересовались такие величайшие ученые как Ф. Шелленг и И. Кант, а также Ф. Ницше.

— Владимир Васильевич, на основе вышесказанного можно вас попросить дать точное определение космизма?

— Под космизмом понимается совокупность представлений о картине мира, бытии человека в нем и их единстве, о связи микрокосма человека и макрокосма природы, характере взаимосвязей в мироздании. Особенность космизма раскрывается в научно-осмысленном, эмоционально-личностном и философско-эмпирическом отношении к Космосу и Вселенной. Представление о космизме, космических закономерностях, которые присутствуют в мире и человеке, ответственность человека за свою деятельность существуют в любой культуре. С этих понятий начинается почитание природного и божественного космоса в ходе исторического развития. Космизм -отличительная черта культуры, которая «космична» по своей сути. В этом аспекте человек понимается как компонент Космоса и как этап его эволюции.

В концепциях космизма мир трактуется как некое целое, соразмерное, многоплановое, гармоничное, разумно устроенное, прекрасное, творчески-созидательное. Космизм способен одухотворять и облагораживать природный мир и культуру человека, содействовать его духовному росту. Созерцательное отношение и экстатически-религиозное переживание единства человека и космоса уходят в глубокую древность и предполагают определенный путь исторического развития.

Большое значение в познании космизма имеют разработки этой проблемы в западноевропейской философской и естественнонаучной литературе, где отчетливо формируются новый взгляд на мир, идеи взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, составляющие единое целостное образование.

Идея порядка и цельности Космоса укреплялась с каждым новым достижением в науке и культуре. Она отождествлялась с художественной гармонией, вызывала чувство соразмерности целого и его частей, проложила путь к новому пониманию диалога человека с миром. В русской философской мысли эта проблема получила наиболее полную эстетическую завершенность. В отечественной духовно-академической традиции космизм выступает как «определенный внутренний принцип всей культуры космической эры» и осознается в определениях искусства, этических нормах и эстетических концепциях. Доказательством служит ощущение глубинной причастности человека к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, который вместил в себя природные, космические стихии и энергии. Характерной чертой выступает стремление человека определить свое отношение ко всему бесконечному во времени и пространстве.

Явление русского космизма становится важной созидательной вехой в отечественной и мировой культуре. Развитые им концепции о мире и человеке, его месте и назначении в бытии и в истории наполнили сферу художественного творчества, литературу и искусство новыми культурологическими идеями, оказали воздействие на эстетические поиски.

— Владимир Васильевич, вы известны своими идеями и разработками положений русского космизма. Насколько сейчас вам близка эта тема и насколько она важна для общества?

— В настоящее время возникает интерес к различным философским, религиозным учениям, прошлым культурным ценностям, которые нашли свое концентрированное выражение в творчестве передовой интеллигенции России рубежа XIX — XX веков.

Интеллектуальный климат России начала XX века во многом определила русская религиозная философия, в том числе и идеи русского космизма, которые актуальны и сегодня. Они оказались в русле напряженных поисков истины о мире и человеке и представляют особый интерес для понимания процессов, происходящих в общественном сознании современного общества. В определенных параметрах идеи космизма стали доминантой глобальной идеологии XXI столетия.

Русский космизм актуализирует проблему, теснейшим образом связанную с философией единства, которая в искусстве перерастает в идею синтеза. Она принадлежит к числу наиболее ярких проявлений русской культуры конца XIX — начала XX века и напрямую соприкасается с мировоззренческим обоснованием целостной картины мира.

— Каким образом, на ваш взгляд, космизм влияет на русскую культуру и искусство?

— Русский космизм актуализирует проблему, теснейшим образом связанную с философией единства, которая в искусстве перерастает в идею синтеза. Она принадлежит к числу наиболее ярких проявлений русской культуры конца XIX — начала XX века и напрямую соприкасается с мировоззренческим обоснованием целостной картины мира.

Актуальность синтеза искусств обостряется на протяжении последних десятилетий XX века, а теории художественного синтеза, основываясь на единстве общего и особенного, приобретают широкое универсальное значение. Это обусловлено преодолением разрыва между духовным и материальным в жизнедеятельности человека, стремлением гармонизировать социально-исторические, этико-психологические и художественно-эстетические искания культуры и искусства «серебряного века».

Художественный синтез выступает главным формообразующим принципом в искусстве и тесно связан с концепциями русского космизма вообще и творчеством С. П. Дягилева, в частности.

— Что сегодняшние ученые могут сказать по поводу степени изученности влияния космизма на культуру? Насколько широко этой проблемой интересовались ученые в прошлом?

— Я считаю, что обращение к русскому космизму как к феномену мировой культуры нашло отражение во многих областях знания. Первые значительные теоретические исследования в этой области появились в античной космологии и древнегреческой философии. В них идея взаимосвязи между миром человека и миром природы служила мировоззренческим основанием исторического развития научной картины мира, где космос понимался как объективное начало, а человек был его неотъемлемой частью, растворенной в нем.

Отношение к природе, противостоящей человеку, стало актуальной для научной мысли эпохи Возрождения и Нового времени. Постепенно формируются такие направления, как космология, изучающая определенный миропорядок и мироустройство, и космогония, рассматривающая происхождение мира и его эволюцию.

Не стоит забывать, что связью человека со Вселенной и изучением мира как органической цельности интересовались такие величайшие ученые как Ф. Шелленг и И. Кант, а также Ф. Ницше.

— Владимир Васильевич, на основе вышесказанного можно вас попросить дать точное определение космизма?

— Под космизмом понимается совокупность представлений о картине мира, бытии человека в нем и их единстве, о связи микрокосма человека и макрокосма природы, характере взаимосвязей в мироздании. Особенность космизма раскрывается в научно-осмысленном, эмоционально-личностном и философско-эмпирическом отношении к Космосу и Вселенной. Представление о космизме, космических закономерностях, которые присутствуют в мире и человеке, ответственность человека за свою деятельность существуют в любой культуре. С этих понятий начинается почитание природного и божественного космоса в ходе исторического развития. Космизм -отличительная черта культуры, которая «космична» по своей сути. В этом аспекте человек понимается как компонент Космоса и как этап его эволюции.

В концепциях космизма мир трактуется как некое целое, соразмерное, многоплановое, гармоничное, разумно устроенное, прекрасное, творчески-созидательное. Космизм способен одухотворять и облагораживать природный мир и культуру человека, содействовать его духовному росту. Созерцательное отношение и экстатически-религиозное переживание единства человека и космоса уходят в глубокую древность и предполагают определенный путь исторического развития.

Большое значение в познании космизма имеют разработки этой проблемы в западноевропейской философской и естественнонаучной литературе, где отчетливо формируются новый взгляд на мир, идеи взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, составляющие единое целостное образование.

Идея порядка и цельности Космоса укреплялась с каждым новым достижением в науке и культуре. Она отождествлялась с художественной гармонией, вызывала чувство соразмерности целого и его частей, проложила путь к новому пониманию диалога человека с миром. В русской философской мысли эта проблема получила наиболее полную эстетическую завершенность. В отечественной духовно-академической традиции космизм выступает как «определенный внутренний принцип всей культуры космической эры» и осознается в определениях искусства, этических нормах и эстетических концепциях. Доказательством служит ощущение глубинной причастности человека к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, который вместил в себя природные, космические стихии и энергии. Характерной чертой выступает стремление человека определить свое отношение ко всему бесконечному во времени и пространстве.

Явление русского космизма становится важной созидательной вехой в отечественной и мировой культуре. Развитые им концепции о мире и человеке, его месте и назначении в бытии и в истории наполнили сферу художественного творчества, литературу и искусство новыми культурологическими идеями, оказали воздействие на эстетические поиски.


« Назад

Хиты

Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики. 
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь. 
На Марсе обнаружили странную дыру
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА. 
 

Богатые возможности для экскурсий и активных туров делают Крым более привлекательным для туристов.