/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Культурная революция /  Домовой с медалью и Новое Средневековье  

Домовой с медалью и Новое Средневековье

Книга Вероники Кунгурцевой «Похождения Вани Житного, или Волшебный мел» стала хорошим поводом для разговоров о похоронах детской культуры.

Недавно в отечественной литературе появился сильнодействующий препарат. Это детская сказка «Похождения Вани Житного, или Волшебный мел», которую написала живущая в Сочи выпускница Литературного института Вероника Кунгурцева. И это, собственно, все, что известно об авторе.

«Сильнодействующий», потому как все, что с ним связано, так или иначе скатывается к крайностям. Вот вам, к примеру, аннотация книги: «Сказка о мальчике-найденыше, который со своими спутниками, домовым-фронтовиком и говорящим петухом по кличке Перо, отправляется на поиски чудесного мела. Трое друзей попадают в заколдованный лес, на дно реки Смородины, знакомятся с лешими и водяными, а затем, чудом оставшись в живых, прилетают в Москву. На дворе — октябрь 1993 года...».

Согласитесь, единственный вопрос, который просится на язык: «У кого автор закупается столь качественной травой?». Более того — на поганцев «аннотаторов», которые и про Гамлета сочинят такое, что достать платок и плакать, в данном случае вины не свалишь — текст абсолютно правдив. В книге действительно именно это и происходит, разве что с «водяными» соврали — водяной был один. Там действительно есть и домовой-фронтовик, и леший-орденоносец, расстрел Белого дома соседствует со сбором плакун-травы, а полеты на фашистском самолете — с гламурным лицом и дурнопахнущей изнанкой конкурсов красоты.

Зарыдать и убиться веником.

Но при всем при этом многие из прочитавших впадают в какой-то неприличный восторг. Один литературный критик резервирует за сказкой место в истории русской литературы, другая признается, что это единственная отечественная книга за много лет, сохраненная ею в домашней библиотеке. Дальше густо перемешаны слова «замечательная» и «офигел».

И немудрено. «Волшебный мел» — сказка. Настоящая сказка, а не те фальшивые елочные игрушки из анекдота, которые ушлые авторы в последнее время выдают за детскую литературу. Это действительно одна из лучших книг, прочитанных вашим покорным слугой за последние пару лет. И это действительно роман, а не подкаченная до нужного объема повесть (а то и рассказ), которыми кишат номинационные списки всяких «букеров». Роман многослойный и многоплановый, коллега был точен — «огромная, как „Мифогенная любовь каст“, мрачная и одновременно пронизанная раблезианским народным юмором, уходящая корнями в хтонический восточноевропейский фольклор, эпопея». История подкидыша Вани, оказавшегося ведьминым внуком, подгребает тебя к себе без всяких политесов, с первой страницы — и держит цепко. Даже не мечтай вырваться, не перелистав все страницы до последней.

Но вот дочитав, многие книгой решительно недовольны. С примерно той же степенью эмоционального накала.

Основная претензия, собственно, одна — «это не детская книга».

Дело даже не в эпизодах вроде того, когда смертельно пьяные домовой рода Житных Шишок и домовой Казанского вокзала Казанок дерутся в кровь, выясняя, кто же был Сталин — герой или злодей. И даже не в пресловутом расстреле Белого дома — «московская» часть книги вообще оказалась самой слабой, привнеся во всегдашность сказки неуместную публицистичность. Просто это очень страшная сказка. Сказкам вовсе не приписана благостность (в отличие от хэппи-энда), но одно дело понимать это умом, а другое — вновь испытать тот наваливающийся темной душностью детский ужас, заставлявший в панике закрывать глаза или прятаться под одеялом. Да и вообще — узловые проблемы этой сказки отнюдь не детские. Вы подсунете родимому недорослю книжку, зная, что, к примеру, проблемы абортов или детской бездомности автор там не то что ставит — вздымает, как хоругвь на крестном ходе, с безоглядной уверенностью в своем праве?

Поэтому даже самые преданные адепты книги неуверенно оговариваются: «Неясно, впрочем, правда ли, что все книжки, где главный герой — несовершеннолетний и есть волшебство, — детские».

Вопрос и впрямь непростой. Потому что несуществующий.

Сейчас объясню, что имеется в виду.

Отношения «взрослой» и «детской» литературы в последнее время претерпели ряд серьезных пертурбаций. Как вы помните, поначалу все было просто: детская литература — это что-то такое доброе, светлое и, по большому счету, безпроблемное, а взрослая — серьезное, озадачивающее и часто мрачное.

Потом началось встречное движение, причем не только в литературе, а в культуре как таковой. Взрослые, уставшие от «грузилова», начали потихоньку дрейфовать в сторону все большей и большей облегченности. Детская же литература, напротив, двинулась от светлой беззаботности какого-нибудь «Вити Малеева в школе и дома», где самой большой бедой была двойка в дневнике, к проблемности Крапивина. Дальше — больше. Детей окончательно решили не прятать от правды жизни и притащили ее в таких объемах, что детские книги и фильмы вроде «Чучела», снятого по одноименной повести Владимира Железникова, уже шокировали и ужасали не только целевую аудиторию, но и их родителей.

В конце концов, все так перепуталось, что разбиение на «взрослое» и «детское» просто исчезло.

И это случилось так быстро, по сути, за время взросления одного поколения, что многие этого просто не заметили. Почему до сих пор и задаются несуществующими вопросами.

Да нет, уже давно нет ничего «детского» и «взрослого». У нас новое Средневековье, когда ребенка воспринимали, как такого же взрослого, только меньше ростом. Сейчас нет взрослых и детей, есть младенцы, для которых, да, раскраски, телепузики и памперсы, — и все остальные. Культурная резервация — лет до пяти-семи, а дальше все равны, как в бане. Вы не заметили, что сегодня уже нет детских и взрослых фильмов, детских и взрослых песен? Два сходящихся маятника встретились и слились в один. Все смотрят «Пиратов Карибского моря», слушают Бритни Спирс и немало довольны жизнью.

В литературе — то же самое. Самая читаемая книга мира — формально детская сказка «Гарри Поттер». Кто, простите, ей тиражи обеспечил — тинэйджеры? Грани стерты. Все. Взрослые с удовольствием потребляют сказки, дети без проблем юзают популярное чтиво взрослых — будь то маскулинное фэнтези или женские детективы. А что такого страшного они могут там прочитать? Извините, запретных для детей тем больше нет — про секс им рассказывают в школе, ужасы показывают в Диснейлендах, а удовольствие побрызгать кровищей на стены обеспечат производители компьютерных игр. Более того — если что-то и создается с предметным прицелом на юную аудиторию, то тематика оных произведений... Вы помните, чему отведено 90% времени в так называемых «молодежных комедиях»?

А серьезные проблемы, которые не всякому возрасту по уму, — да кому они, извините, нужны? Не массовой культуре это точно.

Все уже все поняли и смирились со случившейся конвергенцией. И только в родном отечестве все еще выделяют строку в бюджете на «спонсирование съемок фильмов для детей», проводят премии «Заветная мечта» и пишут в выходных данных книги «для среднего школьного возраста». Вместо честного «читайте, как дозреете до непростых вопросов».

По материалам статьи Вадима Нестерова


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».