/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Культурная революция /  Куда смотрит Большая Сестра  

Куда смотрит Большая Сестра

Программа выставок «Фотобиеннале-2008» еще далеко не исчерпана, но фестиваль постепенно переваливает через свой экватор.

Одна из главных тем «Фотобиеннале» звучит как «Магнум» — 60 лет!" К годовщине знаменитого фотоагентства на «Винзаводе» показаны работы сегодняшних фотографов, которые относятся ко второму или даже третьему поколению авторов «Магнума». Профессионализм их безупречен, и обсуждать стоит лишь смыслы и концепции. Скажем, прославленный Ги Ле Керрек выступает здесь почти с репортажной позиции: его выставка «Джаз — от J до ZZ» состоит из нарочито фрагментированных сцен, вследствие чего дистанция между сценой и закулисьем практически уничтожена. Для Ле Керрека джаз — это образ жизни, поэтому его герои одинаково выразительны и в ходе бурного джем-сейшена, и за кружкой пива после репетиции. Музыканты таким образом как бы снимаются с пьедестала, не превращаясь в безликих анонимов.

Идея понятна, хотя чревата своей оборотной стороной — иные кадры выглядят чересчур случайными, а критерии авторского отбора — едва уловимыми.

В серии же Лиз Сарфати «Новая жизнь» эти критерии, напротив, ясны до прозрачности. Снимая портреты американских тинэйджеров, Сарфати явно стремилась найти в каждом из них признаки душевного отчуждения и растерянности перед будущим. Все эти next door girls или boys (по-нашему — ребята с нашего двора) выглядят ровно так, как замышляла художница. Отчего вскоре начинаешь скучать — впрочем, и серия быстро заканчивается, поскольку в Москву привезен ее дайджест. А вот «Берега» бельгийца Гарри Грюйера демонстрируют почти математическую выверенность кадров и явное эстетство по отношению к приморским пейзажам.

Ощущаешь восхищение мастерством автора и легкую прохладцу в сердце.

Совершенно иначе устроил свой цикл «Цвет: страдание света» американец Алекс Уэбб, сосредоточившись на ярких контрастах экзотических стран вроде Панамы или Гаити. Получилось на удивление аналитично и даже не без социальной подоплеки — при том, что поначалу интенсивность кадров раздражает сетчатку глаза и прямо-таки бьет по мозгам. Но у Уэбба есть некий свой секрет, как совладать с цветовой стихией. Наверняка имеются секреты и россиянина Георгия Пинхасова, только загвоздка в том, что вы почти наверняка даже и не догадаетесь, по каким поводам автор к ним прибегает.

Из всех «магнумовцев» Пинхасов выглядит самым естественным и загадочным одновременно.

Никакой концепции в его фотографиях, сделанных там и тут, в разных местах планеты, вы не обнаружите. Магия одного, отдельно взятого кадра (иногда представленного очень небольшим отпечатком) заставляет вспомнить, что фотограф — всего лишь человек, нажимающий на кнопку. Почему у Пинхасова эти нажатия приводят к волнующим результатам, а у массы других «охотников за реальностью» отзываются лишь парафразами чужих клише? Кто бы знал.

Совсем другой аспект фотографии предложен на выставке «Звездное небо» (она прибавилась к числу тех экспозиций, о которых мы писали сразу после открытия «Фотобиеннале»). Вообще-то астрономы и астрофизики не гонятся за художественностью снимков, сделанных в космическом пространстве.

Задачи у них сугубо научные, но иногда то, что выходит на пленке, способно завораживать и неспециалистов.

Фотосъемка американского агентства NASA повлияла на умы большого числа «земных» авторов, которые изощряются в собственных интерпретациях космических «сессий». Например, Патрик Байи-Мэтр-Гран создает свою персональную Луну при помощи системы зеркал и техники дагерротипии, а Джеймс Таррелл тот же спутник Земли находит в жерле аризонского вулкана. Подобные экзерсисы отдают, конечно, постмодернистской игрой, но временами получается красиво и остроумно.

Сразу семь фестивальных проектов показаны и в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке. Причем здесь оказалась не только фотография, но и видеоарт — подобные жанровые вольности «Фотобиеннале» позволяет себе не впервые. Вероятно, считается, что динамика на экранах придает бодрости окружающим статичным сюжетам. Хотя «Пылающие вещи» (конкретно — стаканы, вилки, лампочки и прочая бытовуха) Владислава Ефимова или Dolce Vita Алексея Костромы (в этом случае рассказано про повседневную жизнь мухи, комара и ежика) от других выставок в ММСИ попросту отваливаются.

А вот коронный сюжет из этой подборки, хотя тоже вдохновлен применением видео, остается фотографическим в чистом виде. Речь про серию «Старшая сестра» Ханы Якрловой — или «Большая сестра», если кто предпочитает именно такой перевод английского Big Sister. Дух покойного антиутописта Джорджа Оруэлла потревожен неспроста: в сегодняшней Праге его придумки нашли себе применение.

В одном из тамошних борделей хозяева придумали пускать посетителей бесплатно — при условии, что те согласны на интернет-трансляцию их постельных забав.

Говорят, народ так и ломанулся, и бизнес владельцев публичного дома теперь сосредоточен в виртуальном пространстве. Хана Якрлова, как истинный художник, не могла пройти мимо этого феномена и провела незабываемую сессию. В итоге вуайеристский эффект удвоился: мало того, что происходящее в альковах повторяется на мониторах, так еще и фотограф норовит поймать в видоискатель сразу обе сцены — реальную и экранную. При таком изощренном раскладе уже не до эротики.

А если кого интересует изображение плоти без таких интеллектуальных перверсий, «Идите в баню». Так именуется сборная выставка в галерее «На Солянке». Здесь все органично, патриотично и с торжеством здорового духа в здоровом теле.
 

 

Газета.ру


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».