/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Культурная революция /  До полного изумления  

До полного изумления

Открылись первые выставки «Фотобиеннале-2008». Общее же их количество на разных площадках города со временем достигнет восьмидесяти.

Вал весенних фотоэкспозиций, по обыкновению, похож на цунами. Фестивальные выставки пройдут в десятках музеев и галерей — особенно с учетом традиции приурочивать собственные галерейные проекты к программе «Фотобиеннале». Подобный шквал никакой концепцией обуздан быть не может, но если говорить о той его части, которая подготовлена Московским Домом фотографии, то там все-таки просматриваются признаки планирования.

В этом году заявлены три главные темы: «Свет и цвет», «Изумление» и «Магнум — 60 лет!».

В последнем случае имеется в виду, естественно, не бутыль выдержанного вина, а знаменитое фотоагентство, на которое работали многие классики ХХ века. Цитаделью «магнумовского» репертуара станет Центр современного искусства «Винзавод». Две другие темы не аккумулированы в конкретном месте, а возникают пунктиром там и тут. Под «Светом и цветом» подразумевается некоторое соперничество между цветной и монохромной фотографией, а «Изумление» намекает на проблему выбора объектов съемок.

Судя по первым выставкам фестиваля, черно-белая фотография по-прежнему в цене и сдаваться цвету не намерена. Не только мэтры былых лет, но и наши современники склонны видеть мир в градациях одной лишь светотени. А поляк Богдан Конопка, например, вместе с цветом игнорирует и всякую праздничность. В своих путешествиях по планете он отыскивает мотивы исключительно с философским звучанием. В темноту его кадров свет проникает с осторожностью — то через удаленное оконце, то через «дырку» в пейзаже, то посредством тусклого фонаря. Выставка Конопки «О природе вещей», открытая в «Манеже», выглядит несколько даже аутичной, но за внешней угрюмостью кроется весьма толковое, адекватное мировосприятие.

Соседи Конопки по «Манежу» тоже представлены преимущественно монохромными работами.

Хотя в ретроспективе американца Ральфа Гибсона нет-нет да и мелькнут яркие краски — допустим, в сериях «Бразилия» или «Хроники Готэм-Сити». Но все-таки Гибсон явно тяготеет к минимализму, так что черно-белая графика кажется для него более органичной. Из-за намеренной скупости выразительных средств здесь и эротика предстает не столь эротичной, и дремотные фантазии не такими уж фантазийными. Еще более графичны снимки итальянского классика Марио Джакомелли — иногда это просто черные силуэты на белом фоне. Во всяком случае, таковы католические семинаристы в известной серии «У меня нет рук, чтобы ласкали мое лицо». А в портретах стариков (серия «Смерть придет, и у нее будут твои глаза») время от времени используется прием затянутой экспозиции — тоже графика, только более зыбкая. Француз Эдуар Буба представлен хрестоматийным жанром уличных сценок — не только парижских, но и снятых по всей Европе. Эта гуманистическая черно-белая идиллия контрастирует с намеренной яркостью кадров другого француза, Ива Желли, который взялся поведать о своем восприятии сегодняшнего Китая. 

А самая крупная экспозиция в «Манеже» называется «Первоцвет: техники и смыслы».

Нетрудно догадаться, что речь идет о внедрении цвета в фотографическую практику. Началось все с ручной раскраски альбуминовых и серебряножелатиновых отпечатков (образцов этой технологии здесь немало, встречаются просто потрясающие), затем стали появляться различные фотомеханические приемы. Следить за этой эволюцией можно с нарастающим интересом — пока дело не доходит до цветной фотографии как таковой. Журнальные снимки 70-х годов очевидным образом выходят за рамки заявленного сюжета, тут и не пахнет экспериментом — сплошной конвейер. Так что у выставки лишь один недостаток: устроители не смогли вовремя остановиться.

Параллельно с выставками в «Манеже» открылась экспозиция на 1-й линии ГУМа.

На стендах вдоль торговых рядов можно увидеть серии «Тоскана» Марка Виноградова и «Контраст» Франко Фонтана. Несмотря на такую демократичность показа, выставки хорошие. У Виноградова — в чистом виде романтические пейзажи, снятые очень профессионально. У Фонтана наблюдается концептуальный подход, реализованный не без изобретательности: природные виды стыкуются с фрагментами урбанистики, из-за чего появляется странное, но устойчивое ощущение их структурного сходства.

Стоит добавить, что выставки «Фотобиеннале» предполагают традиционную интерактивность: путем SMS-голосования будет определен обладатель приза зрительских симпатий. В целом же победителей и побежденных не будет, поскольку фестиваль устроен не на конкурсных принципах. Просто ходите, смотрите, думайте.
 

 


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».