/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Культурная революция /  Кладбище последних слов  

Кладбище последних слов

В книге «Последние слова» Владимир Беляков подобрал то, что срывалось с губ великих людей перед смертью. Получилось что-то среднее между коллекцией агоний, кладбищем предсмертных афоризмов и справочником медицинского бессилия.

Полное название произведения Белякова «Последние слова великих и не столь уж великих людей, сказанные ими в земной жизни». Название соответствует содержанию. Здесь действительно собраны слова. Последние. Причем слов великих и «не столь уж» Владимир Беляков набрал почти от тысячи персоналий. Издательством автор представлен как коллекционер. Книга — коллекция. Наиболее полное собрание предсмертных слов. Продукт в каком-то смысле уникальный, заслуживающий как минимум знакомства.

«Последние слова» незаменимы, как справочник для политиков, журналистов, преподавателей и прочих любителей афоризмов. Открываешь указатель имен, находишь ссылку и узнаешь, например, что Владимир Даль перед смертью сказал дочери: «Запиши словечко...» А Лев Толстой ушел со словами: «Люблю истину». А последние слова Фридриха Великого были «Пора заканчивать... канитель... Я устал повелевать этими рабами...»

Выхваченные из книги слова обретают вес, смысл и былое величие.

Прочитанные же подряд — способны утомить, как всякая коллекция. Кто-то из великих говорил, что не любит музеев. Собранные вместе гении обесценивают друг друга.

Посетителю выставки предсмертных сцен самому придется вырабатывать тактику знакомства с гениями на смертном одре. Можно ограничиться общением с известными и любимыми. Можно обратиться за помощью к экскурсоводу — автору и составителю. Попытаться с его подачи понять идею и замысел собрания. Или убедиться, что ни того, ни другого не было изначально.

Собрано около тысячи документальных миниатюр с одним сюжетом. Человек умирает. От старости, болезней, яда, пули или вскрыв себе вены. Рядом жена. Родственник, врач, сиделка, неприятель или расстрельная команда. Герой хрипит в агонии. Или говорит ясно и твердо. Или пишет предсмертную записку. И вы вновь и вновь по три-четыре раза на странице читаете последние слова. Слова часто одни и те же. Иногда банальные, иногда жалкие, иногда великие. Герои все знакомые и вызывающие интерес. Но дело, кажется, не только в том, что каждое новое имя притягивает внимание само по себе.

И не в одном тщеславном любопытстве: ну а этот-то что сказал напоследок?

Несколько монотонное общение со смертью в режиме онлайн для нас дело привычное. Информационная среда перенасыщена гибелью реальной и вымышленной. Количеством ежедневных сообщений о погибших и умерших подменяется сама необходимость размышлений о неизбежном. Мы видим и слышим людей до и после смерти. В виде живых и умерших. Возможность покачаться на грани и попытаться осмыслить переход — вот что предлагает книга Владимира Белякова.

Разумеется, рискнет на подобное не каждый. Проект издательства явно некоммерческий. «Последние слова» — продукт вполне маргинальный.

В книге композиция отсутствует как таковая. Автор не потрудился классифицировать своих героев по эпохам и временам. Или развести их по главам как бесспорных гениев и злодеев. Смертельные сцены тянутся сплошной и бесконечной вереницей, прерываемые редкими вставками со скелетной графикой и подобающими строчками: «И то, что ты сказал перед кончиной, из слушавших не понял ни единый».

Сюжеты смертей и слов не связаны единой линией. Они группируются вокруг случайных обстоятельств и аналогий. Вот эти люди перед смертью видели свет и говорили о свете. Эти любили своих близких и говорили о любви. Эти требовали побольше воздуха. А другие хотели последний раз взглянуть на природу или послушать музыку.

В равняющих гениев и злодеев деталях прячется скорее бог, чем дьявол. Любимец Петра Великого Франц Лефорт, рейхсканцлер Отто фон Бисмарк и философ Иммануил Кант оказались на одной странице потому только, что каждый из них, умирая, спросил напоследок вина. Национальный герой Австралии, поэт Гарри Моран и диктатор Бенито Муссолини в разное время, но по одному поводу, не сговариваясь, крикнули расстрельной команде «Цельтесь мне прямо в грудь» и легли в книге Белякова рядышком.

Тезис о всеобщем равенстве в последний час автором не озвучивается, но реализуется.

Он вообще изо всех сил удерживается от оценок, приговоров и моралей. К чему? Что можно добавить к последнему слову Канта, Микеланджело или Ницше, даже если эти слова — бессмысленный набор звуков.

И с легким сердцем коллекционер предоставляет читателю право судить самому, был ли какой-нибудь смысл в том, что Шаляпин пытался петь перед смертью, маркиз Де Сад занимался любовью, Казимир Малевич требовал «полной темноты», Мережковский признавался в любви к России, а Ганс Христиан Андерсен сказал:

«На самом деле я не умер. Это вам только кажется».

В. Беляков «Последние слова великих и не столь уж великих людей, сказанные ими в земной жизни». М.2008, «Захаров»


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».