Среди легенд Монмартра эта история самая фривольная игрустная одновременно. Отом, как, губя себя, запойный аристократ Тулуз-Лотрек воспевал богему, можно узнать навыставке «Парижские удовольствия» вТретьяковской галерее.
Сегодняшний Монмартр— аккуратный музей под открытым небом, где мостовые пахнут дезодорантом, ауличные художники принимают оплату кредитными картами. Туристы обычно умиляются, дочегоже заповедным кажется этот район Парижа, вкотором почти нет новостроек. Действительно, здесь все выглядит почти как сто слишним лет назад— ипри этом совершенно иначе. Думаете, почему будущие гениальные художники селились именно наМонмартре? Ответ очевиден: место имело дурную репутацию, приличные граждане там неточто неселились— даже близко неподходили (вовсяком случае, внушали такую версию законным супругам). Проще говоря, это ибыло пресловутое парижское «дно»— сдешевыми борделями, вульгарными театриками иместными пацанами, нечуждыми криминальных наклонностей. Аренда студий обходилась тут гораздо дешевле, чем вцентре города, авыпивку иногда подавали вобмен нахолсты ирисунки. Едвали хозяева заведений сильно верили вталант своих завсегдатаев— просто понимали, что живых денегим все равно нестрясти. Даибез сочувствия, вероятно, необходилось: дескать, мучаются бедолаги, рвутся вхудожники, а настоящее-то искусство, известное дело, вЛувре. Надобы, кстати, туда заглянуть при случае, давот хозяйство ненакого оставить...
Всех этих монмартрских «удовольствий» граф Анри Мари Раймон деТулуз-Лотрек-Монфа должен был избежать поправу рождения. Семейство хоть иподрастеряло былые доходы, ногордилось древностью рода идаже встрашном сне немогло представить своего отпрыска вроли маргинала. Пусть даже художником (родители исами уважали изящества), нонепропойцейже ссомнительными сюжетами инеменее подозрительными знакомствами! Достойные авторы получают заказы напортреты отаристократов или хотябы отгоспод промышленников, аэтот рисует каких-то непотребных натурщиц вродетой, что зовется Глухая Берта, или еще шансонеток вроде Иветт Гильбер (всем известно, какие глупости она распевает), или вообще изображает ресторанный сброд наплощади Клиши. Негодование родственников больше несмягчалось прежним состраданием: ведь мало того, что Анри уродился почти карликом (эта патология, возможно, стала следствием близкой родственной связи его отца иматери), так онеще вдетстве дважды ломал ноги, что привело кпожизненной хромоте. Ноэтоже недает ему права так позорить фамилию! Ходили слухи, будто дядя Тулуз-Лотрека планировал скупить все его работы исжечь втихую водворе родового замка. Подобие примирения наступило только в1901году— попечальному поводу— втот самый родовой замок Анри приехал умирать. Вопреки легендам, скончался онименнотам, авовсе невпсихиатрической клинике, где провел несколько недель сдиагнозом: белая горячка. Намомент кончины было художнику неполных 37лет.
Такая вот биографическая канва, атеперь про выставку. Она целиком графическая, тоесть без живописных работ. Вкаком-нибудь другом случае это моглобы разочаровывать, ностоит иметь ввиду, что заслуги Тулуз-Лотрека перед мировым искусством невпоследнюю очередь вграфике ивыражаются. Более того, вграфике тиражной. Театральные афиши ипрограммки, рекламные плакаты, обложки книг— вэтих «прикладных» жанрах онсумел совершить революцию. Или, лучше сказать, головокружительную эволюцию, поскольку исходные компоненты для его стиля были ктому времени известны. Оставалось осуществить синтез, чтобы гротеск Оноре Домье сошелся стрепетом Эдгара Дега илаконизмом японца Хокусая. Здесь-то ипонадобилась рука Анри деТулуз-Лотрека.
Скорее всего, заказчики вэту генеалогию невдумывались, их просто поражал результат. Теперь все понятнее, зато возникает другая проблема: слишком общеизвестны многие изафиш для «Мулен Руж» и«Фоли-Бержер». Глаз уже невоспринимаетих острой прелести, ностоит попробовать увидеть заново. Адля свежести чувств сгодятся менее знаменитые литографии. Скажем, «Эльза попрозвищу Венка» (только неспрашивайте ороде занятий этой благонамеренной дамы) или «Модистка», или «Впивной», или «Женщина вкорсете»— далее везде. Вкаждой вещи есть своя пластическая тонкость икрепкое ремесло.
Если ужккому иотносится поговорка «Мастерство непропьешь», токэтому художнику— одному изпервых. Практически все экспонаты выставки прибыли изНационального института истории искусства вПариже. Вообще-то тулуз-лотрековских листов там гораздо больше, чем привезли вМоскву. Коллекцией институт обязан кутюрье имеценату Жаку Дусе, завещавшему Франции свое собрание книг ихудожеств. Ноэто отдельная тема: Дусе достоин исобственного биографического очерка (например, он когда-то спонсировал пионеров литературного сюрреализма Бретона иАрагона). Адля гастрольной перспективы важен сам факт завязки между двумя институциями. Еще один экспонат доставлен изШвейцарии (это автошарж художника, причем оригинальный рисунок, анелитография). Пушкинскийже музей поделился темперой «Дама уокна». Честно говоря, набор нестоль ужфеноменальный, чтобы претендовать насобытие мирового масштаба, носущественный для России, где снаследием Тулуз-Лотрека всегда было плоховато.
Газета.ру
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад