ВМузее современного искусства поселилось «Воинство земное ивоинство небесное». «Империя»,— завистливо говорят иностранцы, ахудожник Борис Орлов скромно называет это ретроспективной выставкой.
Впоследние месяцы многие так живо кинулись обсуждать, имеютли право российские милиционеры целоваться под березами, что сам термин «соцарт» поневоле начал ассоциироваться сэтим актом внеуставной любви. Хотя реальный соцарт закончился, когда будущие менты еще под стол пешком ходили. Некоторые специалисты даже категорически утверждают, что над могилой сего достославного стиля следует высечь даты «1972—1991» иперестать тревожить его тень без музейного повода. Позиция здравая, хотя инесколько начетническая. Предвестия соцарта возникали идотого, как художники Комар сМеламидом придумали слово, аспадением СССР нерухнули водночасье все мольберты— инекоторые поинерции продолжали стебаться над исчезнувшей идеологией.
Но, так или иначе, соцарт— продукт советского андерграунда ивиных условиях становится архаизмом. Занекоторыми исключениями. Еще вперестроечные годы, накоторые пришелся публичный расцвет соцарта, можно было заподозрить, что художник Борис Орлов непросто глумится. Тоесть, разумеется, все непросто глумились, атворили высокое искусство, нопародийные приемы довольно скоро приелись ивышли измоды. АуОрлова звучала другая интонация— пускай тоже ироническая, новместе стем ивеличественная. Амплуа «имперского художника», который пособственному почину ипосвоим канонам воспевает героику тоталитаризма, давало возможность работать монументально. Исейчас, когда выставка «Воинство земное ивоинство небесное» заняла четыре этажа вМузее современного искусства, выясняется, что эта монументальность сослужила автору хорошую службу. Втом смысле, что непозволила его опусам превратиться взабавное ретро, как это случилось сомногими другими вещами изсоцартовского репертуара.
Может быть, дело еще ивтом, что Борис Орлов выводил свою эстетику непрямо изкоммунистической пропаганды, скрещиваяее штампы счужеродными образами (что было одним изглавных рецептов соцарта), аизвсякой имперской культуры как таковой. Например, византийский стиль заметен здесь невооруженным глазом. Анекоторые объекты напоминают одревнеримских штандартах, проносимых после побед перед глазами императора. Вотношении ряда орловских произведений принято использовать слово «тотемы»— тут уже ивовсе отсыл кродоплеменной магии. Короче говоря, историческая глубина непозволяет расценивать эти работы только как приколы. Плюс еще профессиональные навыки: Орлов когда-то учился наскульптора-монументалиста иремеслом владеет туго, хотя его объекты давным-давно непринадлежат кразряду традиционной скульптуры.
Впрочем, натоиретроспектива, чтобы показывать разное повремени ипоисполнению. Кроме хрестоматийных «тотемов» и«иконостасов», навыставке можно увидеть иранние работы (втом числе довольно неожиданные объемные композиции навогнутых поверхностях), исвежие произведения, датированные XXIвеком.
Последние, честно говоря, неслишком воодушевляют— тут явно небез кризиса. Отклониться отпрежней манеры— это нормальная тяга, ноприйти кпарафразам иззападного искусства (допустим, обыграть сюжеты изМагритта, Джакометти иВессельмана) означает вернуться кпозавчерашнему постмодернизму. Слишком общее место для оригинального художника, каким Орлов прослыл еще десятки лет назад. Вовсяком случае, актуальностью этот прием даже инепахнет, хотя выставка проходит врамках программы «Москва актуальная» (напомним, втехже рамках относительно недавно устраивались выставки Айдан Салаховой, Виктора Пивоварова иОлега Кулика).
Проблема очевидна: какимбы вневременным неказался этот стиль, онвсе равно привязан ксоветской действительности. Как его трансформировать применительно ксегодняшнемудню, существенный вопрос. Тоесть понятно дажекак, ноэто потребовалобы мальчишеской дерзости иэстетического эксперимента, чего отклассика ожидать едвали приходится. Может, тогда интуиция вместо дерзости?
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад