Всякий ужас— эстетический, ипосути, онвсегда один: ужас передтем,
что индивидуальный ритм всегда фальшив, ибо онтолько наповерхности,
а подним, заглушая исминаяего, безличная стихийная жизнь. Леонид Липавский. Исследование ужаса. Нач. 1930-х гг.
2007год оказался для Анатолия Осмоловского необыкновенно щедрым вплане социального признания. Его произведения были показаны врамках Двенадцатой кассельской Документы, авконкурсе насоискание премии Кандинского онбыл назван лучшим художником года. Этот успех был вызван упорными художественными изысканиями вобласти формального языка изображения, которые автор вел напротяжении последнихлет. Исерия «Без названия», условно называемая «Хлеба», вызвавшая столь высокую оценку международной публики ипрофессиональной критики, явилась своего рода кульминационной развязкой того своеобразного пластического сюжета, который выстраивался автором втечение четырехлет.
Позицию, которую обозначил Осмоловский, избрав областью своих интересов «молчащую», почти абстрактную скульптуру, можно сполным правом назвать нонконформистской, ибо это откровенное противостояние ведущему коммерческому мейнстриму начала столетия— развлекательной, сэлементами соцреализма, психоделики, эстетики глянцевых журналов ителешоу, «новорусской живописи».
В своих скульптурных сериях художник занимается проблемами уникальности итиражности, до-индивидуального, неличностного начала телесности иэнтропии, грозного спутника художественного развития ивцелом творческой деятельности человека.
Пластические образы, которые показывает Осмоловский, всегда амбивалентны: всерии «Хлеба», помимо очевидного прототипа, можно видеть также неорганическую материю, например, изъеденную временем каменную кладку, или биологическую пористую поверхность— как кожа, «следы, оставленные свиными рылами ипечень животных» (Ж. Делез). Отличие этой серии отпредыдущих, ее подлинный драматизм— втом, что скульптура лишается поверхности, точнее, поверхность начинают бороздить такие глубокие морщины итрещины, которые нарушают привычное восприятие скульптуры как замкнутой формы. Напервый план выходят поры, отверстия, дробящие единство образа изасасывающие взгляд внутрь. При этом художник отнюдь неиспользует естественные фактурные особенности рыхлых поверхностей, органической или неорганической природы. Рисунок резьбы обработан накомпьютере истрого симметричен, что, однако, делает его ничуть неменее устрашающим— симметрия характерна идля человеческого скелета, архетипа ужаса ипотусторонности.
Объекты Осмоловского делают наглядным тот факт, что наиболее тревожной для человеческого восприятия является неиррегулярность формы, аее «сквозной» характер, дробность иотсутствие единственной интерпретации. Тем самым вуютный глобализированныймир, надежно замкнутый воцифрованную упаковочную пленку готовых образов, возвращаются сомнение ипечаль.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад