Оскульптуре можно получить представление, даже неимея перед глазами реальных изваяний. Только рисунки ифотографии фигурируют навыставке «Невидимое» вгалерее «Проун». Трехмерность остается заскобками.
Под «невидимым», скорее всего, подразумеваются первоначальные импульсы исмутные ощущения, изкоторых «вырастает» скульптура. Обычно зрительский взор упирается вфактуру, вматериал— бронзу, мрамор, дерево, шамот. Застывшая трехмерная оболочка идает основное впечатление, хотя замысел мог выражаться вформах динамичных иневесомых. Например, вэскизах инабросках. Существенная часть выставки «Невидимое»— это рисунки, которым еще далеко доматериального воплощения. Амногим изних ивовсе небыло суждено послужить прообразами будущих скульптур. Говоря словами Валерия Брюсова, они словно тени несозданных созданий.
Аеще вэкспозиции присутствуют другие тени— созданий уже созданных. Это винтажные фотографии, запечатлевшие самый разный «репертуар»: иантичные изваяния, иавангардные объекты. Любопытны серии снимков, накоторых можно увидеть кубистические работы русского парижанина Александра Архипенко или образцы советского «спортивного» стиля отБориса Королева. Ноифотографии, несмотря наих документальность, существуют втомже призрачном мире, что искульптурные рисунки.
Вся выставка воспринимается как одна большая фата-моргана. Самый свежий измиражей— модный проект «Последнее восстание» группы AES+F, который, впрочем, уже успел побывать в«мировом прокате». Впоследнее время аесовцы активно вытягивают своих персонажей извиртуальности вреальность. Нанедавнейих выставке вМосковском музее современного искусства можно было лицезреть идаже пощупать компьютерных героев, обретших плоть изполированной бронзы. Новгалерее «Проун», согласно концепции, нет ничего трехмерного— остаются принты, которые при желании можно счесть скульптурными эскизами. Или вот случай Гриши Брускина сего знаменитым «Фундаментальным лексиконом».Когда-то живописное полотно под таким названием потрясло воображение советских людей— нестолько содержанием, сколько ценовым рекордом, установленным на«русском Сотбисе» 1988года. Гораздо позже автор произвел фарфоровую серию стемже заглавием инабором персонажей. Ананынешней выставке демонстрируется промежуточный этап— акварельные эскизы кфарфоровым фигуркам. Все-таки есть что-то обаятельное впоявлении подобных «привидений» напублике.
Призраки другого рода— почти мифологического— относятся кпорождениям супрематизма. Они будто возникли после спиритического сеанса свызыванием духа Казимира Малевича. Правда, вместо Малевича явился отряд учеников. Карандашные итушевые рисунки Давида Якерсона, Василия Ермилова, Ильи Чашника служили всвое время развитию супрематических идей (впрочем, стемже успехомих можно посчитать изводами). Вкаждом изних подразумевается пространство— хотя скорее воображаемое, «космическое», нежели земное. Новсеже изтаких геометрических эскизов происходили иногда трехмерные модели— прецеденты известны. Гораздо ближе кповседневной реальности рисунки советских скульпторов Сары Лебедевой иСергея Кольцова. Они почти все натурны, изображаютню, имоглибы восприниматься самостоятельно, без фантомных аллюзий. Однако стоит вспомнить, что едвали некаждый такой рисунок провоцировал вавторе представление обудущей скульптуре— чаще всего нереализованное.
Пожалуй, несколько иное назначение у«почеркушек» Георгия Франгуляна, современного ваятеля.Ихненазовешь эскизами, скорее, это рисунки наполях творческого процесса. Нопри том они непохожи наплоды бесцельного досуга. Где-нибудь надесятой или сотой завитушке вголове ухудожника непременно должно щелкнуть: авот это интересно, надобы что-то наэту тему вылепить— хотябы вминиатюре...
Хотя зрелище вцелом инеотсылает к«творческой кухне» (тогдабы выставку следовало делать принципиально иначе), всеже здесь немало такого, что впарадных ситуациях насвет обычно невынимается. Экспонаты неподавляют совершенством, атребуют рефлексии. Иеще надежной фиксации насетчатке глаза, ибо того игляди растворятся ввоздухе.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад