/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Культурная революция /  Пропавшее измерение  

Пропавшее измерение

О скульптуре можно получить представление, даже не имея перед глазами реальных изваяний. Только рисунки и фотографии фигурируют на выставке «Невидимое» в галерее «Проун». Трехмерность остается за скобками.

Под «невидимым», скорее всего, подразумеваются первоначальные импульсы и смутные ощущения, из которых «вырастает» скульптура. Обычно зрительский взор упирается в фактуру, в материал — бронзу, мрамор, дерево, шамот. Застывшая трехмерная оболочка и дает основное впечатление, хотя замысел мог выражаться в формах динамичных и невесомых. Например, в эскизах и набросках. Существенная часть выставки «Невидимое» — это рисунки, которым еще далеко до материального воплощения. А многим из них и вовсе не было суждено послужить прообразами будущих скульптур. Говоря словами Валерия Брюсова, они словно тени несозданных созданий.

А еще в экспозиции присутствуют другие тени — созданий уже созданных. Это винтажные фотографии, запечатлевшие самый разный «репертуар»: и античные изваяния, и авангардные объекты. Любопытны серии снимков, на которых можно увидеть кубистические работы русского парижанина Александра Архипенко или образцы советского «спортивного» стиля от Бориса Королева. Но и фотографии, несмотря на их документальность, существуют в том же призрачном мире, что и скульптурные рисунки.

Вся выставка воспринимается как одна большая фата-моргана. Самый свежий из миражей — модный проект «Последнее восстание» группы AES+F, который, впрочем, уже успел побывать в «мировом прокате». В последнее время аесовцы активно вытягивают своих персонажей из виртуальности в реальность. На недавней их выставке в Московском музее современного искусства можно было лицезреть и даже пощупать компьютерных героев, обретших плоть из полированной бронзы. Но в галерее «Проун», согласно концепции, нет ничего трехмерного — остаются принты, которые при желании можно счесть скульптурными эскизами. Или вот случай Гриши Брускина с его знаменитым «Фундаментальным лексиконом». Когда-то живописное полотно под таким названием потрясло воображение советских людей — не столько содержанием, сколько ценовым рекордом, установленным на «русском Сотбисе» 1988 года. Гораздо позже автор произвел фарфоровую серию с тем же заглавием и набором персонажей. А на нынешней выставке демонстрируется промежуточный этап — акварельные эскизы к фарфоровым фигуркам. Все-таки есть что-то обаятельное в появлении подобных «привидений» на публике.

Призраки другого рода — почти мифологического — относятся к порождениям супрематизма. Они будто возникли после спиритического сеанса с вызыванием духа Казимира Малевича. Правда, вместо Малевича явился отряд учеников. Карандашные и тушевые рисунки Давида Якерсона, Василия Ермилова, Ильи Чашника служили в свое время развитию супрематических идей (впрочем, с тем же успехом их можно посчитать изводами). В каждом из них подразумевается пространство — хотя скорее воображаемое, «космическое», нежели земное. Но все же из таких геометрических эскизов происходили иногда трехмерные модели — прецеденты известны. Гораздо ближе к повседневной реальности рисунки советских скульпторов Сары Лебедевой и Сергея Кольцова. Они почти все натурны, изображают ню, и могли бы восприниматься самостоятельно, без фантомных аллюзий. Однако стоит вспомнить, что едва ли не каждый такой рисунок провоцировал в авторе представление о будущей скульптуре — чаще всего нереализованное.

Пожалуй, несколько иное назначение у «почеркушек» Георгия Франгуляна, современного ваятеля. Их не назовешь эскизами, скорее, это рисунки на полях творческого процесса. Но при том они не похожи на плоды бесцельного досуга. Где-нибудь на десятой или сотой завитушке в голове у художника непременно должно щелкнуть: а вот это интересно, надо бы что-то на эту тему вылепить — хотя бы в миниатюре...

Хотя зрелище в целом и не отсылает к «творческой кухне» (тогда бы выставку следовало делать принципиально иначе), все же здесь немало такого, что в парадных ситуациях на свет обычно не вынимается. Экспонаты не подавляют совершенством, а требуют рефлексии. И еще надежной фиксации на сетчатке глаза, ибо того и гляди растворятся в воздухе.

Велимир Мойст


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».