«Вопреки эпохе»— так назвали выставку легендарных Александра Древина иНадежды Удальцовой вгалерее «Дом Нащокина». Имеется ввиду сталинская эпоха, конечно. Анашей эпохе— благодаря.
Этот тандем был надесятки лет выброшен изистории советского искусства. Случай неуникальный, разумеется: таже участь постигла почти всех коллег Древина сУдальцовой поавангардному «цеху». Однако лишь немногие изних подверглись прямым репрессиям— для художественной среды власть выбрала иную тактику подавления воли. Среди исключений оказался Александр Древин: его расстреляли в1938году. И, скорее всего, «карающий меч пролетариата» был пущен вход непротив бунтаря-художника, апротив «латышского националиста». Втот момент доблестные органы раскручивали дело культурно-просветительской организации «Прометей», объединявшей выходцев изЛатвии (аДревин таковым иявлялся, его настоящая фамилия звучала как Древиньш). Ему «пришили» националистический заговор исисполнением приговора, потогдашней традиции, тянуть нестали.
Еслибы неэто роковое обстоятельство, Александр Древин вполне могбы остаться вживых, нокарьерное благополучие емубы негрозило нипри каком раскладе. Судьба его жены Надежды Удальцовой может служить тому подтверждением. Она доконца дней, тоесть до1961года, так инесмогла вписаться всистему, хотя попытки предпринимала. Даже наступившая «оттепель» ничем существеннымей непомогла. Пожалуй, неуспех был обусловлен нетолько «чуждой» живописной манерой идаже неавангардистским клеймом набиографии (хотя известно, скаким сладострастием влезали советские чинуши впыльные архивные дела для поисков компромата). Главное— отсутствие политического чутья. Нагребне волны оставались вовсе непреданные идее художники, аловкие конъюнктурщики. Строительство социализма пробовали воспевать почтивсе, авот расставлять верные акценты получалось уизбранных. Надоли говорить, что Древин сУдальцовой неумели делать этого впринципе.
То, что они действительно умели делать, власть неинтересовало— более того, раздражало. Хотя отрадикального авангарда супруги отошли еще в середине 1920-х, еще дотого, как движение начали целенаправленно искоренять. Ипричиной этого отхода отнюдь небыла предусмотрительность. Сначала уДревина, азатем иуего супруги народились важные противоречия слозунгами конструктивистов исупрематистов. Впозднейшей своей автобиографии Александр Давидович написал: «С1923года явернулся кживописи сприроды». Заэтой лаконичной фразой стоит переворот вмировосприятии. Абстракция больше невдохновляла, апринципы «производственного искусства» непринимались изначально. Древин обнаружил, что впейзаже содержится творческий потенциал, мимо которого промчались все новаторы, идокоторого недотянулись традиционалисты. Умиление природными видами— прямая противоположность чувству, вложенному художником вего знаменитые алтайские, уральские иармянские этюды.
Теперешние искусствоведы называют тот период вработе Древина иУдальцовой экспрессионизмом. Пустьтак, если требуется определение. Хотя классический экспрессионизм обычно подразумевал ивыражал отношения человека ссоциумом. Аздесь— космическая стихия. Влучших вещах супруги (кстати говоря, работали они все-таки каждый самостоятельно, хотя ибок обок) добивались оглушительного эффекта— соединения человеческого сознания сдикой природой, которая уже перестала быть родным домом, ноеще позволяет ощутить свое истинное величие. Если подыскивать аналогии, томожно вспомнить про писания Андрея Платонова— точнее, про теих страницы, где персонажи предаются рефлексиям насчет места гомо сапиенса воВселенной.
Впрочем, это головокружительное ощущение возникает невкаждом случае. Шедевры вообще немогут идти косяком, ктомуже взлет уДревина сУдальцовой длился недолго, отсилы лет десять— поизвестным причинам. Так что навыставке в«Доме Нащокина» следует кое-что держать вумозрении, чтобы впопыхах неразочароваться. Образцов того самого экспрессионизма здесь нетак ужмного— вовсяком случае, хрестоматийных. Преобладают вещи изчастных собраний, инекоторые изних неназовешь абсолютно удачными. Ктомуже встречается немало поздних работ, 1940-1950-х годов производства (речь обУдальцовой, естественно), где присутствуют лишь отзвуки былых творческих побед. Почти нет (заодним исключением) примеров авангардной практики, хотя оба художника отдалией солидную дань. Более того, Удальцова входит вчисло так называемых «амазонок авангарда» (называемых снедавнихпор, после одноименной выставки шестерых дам-авангардисток).
Правда, отдельные лакуны будут вскоре устранены: сотрудники галереи уверяют, что с6февраля вэкспозицию войдут работы изТретьяковской галереи. Они пока невернулись слатвийских гастролей. Наверняка пополнение добавит весомости, ивсеже: неждите легкого иоднозначно восторженного контакта свыставкой. Придется кое-что досочинить, спроецировать изранее виденного, акое счем исмириться. Может, так оно илучше— в нашу-то эпоху расфасованных игенно-модифицированных продуктов.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад