/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Культурная революция /  Этапы архитектуры Оскара Нимейера  

Этапы архитектуры Оскара Нимейера

«Архитектура удалась, если она видна сразу после того, как закончены основные конструкции» Эти строки — творческое кредо человека эпохи, художника, до сих пор удивляющего мир своими проектами. Бразилец и гражданин мира Оскар Нимейер — вне всякого сомнения, один из самых титулованных и самый почтенный действующий архитектор на Земле.

Применив учение Ле Корбюзье к бразильской действительности, Оскар Нимейер смог создать оригинальную и особую архитектуру, которая основывается на пластической свободе и формальной пышности, максимально используя потенциал железобетона и конструктивных технологий.

Уже в 40-е годы, создав комплекс Пампулья, Нимейер потряс весь мир, отказавшись от доминировавшего в те годы, формального модернистского рационализма и предложив архитектуру, полную фантазий и неожиданных решений. В 60-е годы он создает проекты основных общественных зданий новой бразильской столицы — города Бразилия, представляющего собой в настоящее время самый сложный и полный модернистский ансамбль мирового уровня, признанный ЮНЕСКО достоянием человечества. С тех пор и до наших дней Нимейер создает ряд ярких проектов, как в Бразилии, так и за рубежом, которые символизируют лирический модернизм, основанный на пластической чувствительности.

На выставке «Поэзия формы» представлены текстовые материалы, фотографии, рисунки и макеты, которые повествуют о деятельности э Оскара Нимейера. Благодаря Фонду «Русский авангард» и Музею архитектуры, город Москва сможет присоединиться к городам, находящимся в разных точках мира, в которых 16 декабря будет отмечаться 100 годовщина со дня рождения Оскара Нимейера.

Этапы архитектуры Оскара Нимейера.

ЭТАП 1
Пампулья: колыбель современной бразильской архитектуры — с 1940 по 1943

Начальный этап архитектуры Оскара Нимейер можно сопоставить с становлением самой бразильской архитектуры. К этому периоду относятся архитектурные сооружения комплекса Пампулья (1940—43), которым свойственны как национальные (бразильские), так и универсальные элементы, в которых, по словам самого архитектора, чувствуется «неожиданная игра прямых и изогнутых линий». Именно таким образом эти сооружения воплощают в себя черты рационализма, органицизма и свободного формализма, принимая во внимание международную критику в период строительства комплекса. Умелое использование формальных элементов и функционалистических композиционных принципов в объединенных конструкциях легко преодолело дикотомию, установившуюся в современной архитектуре. Среди сооружений комплекса Пампулья стоит обратить внимание на церковь Святого Франциска Ассиского, у которой можно отметить такие схожие черты с архитектурой штата Минас-Жерайс, как структурное единство, чувственность и формальная экстравагантность, свойственные свободному архитектурному формализму.

ЭТАП 2
Свободная форма и органичность — с 1943 по 1953

В период, последовавший после создания комплекса в Пампулье, изучаются новые художественные возможности, этот этап характеризуется свободным и органичным формализмом в архитектуре, также ему свойственно развитие техники в области инженерного дела, использование новых материалов, в том числе железобетона. Более отчетливое выражение получают основные поэтические направления, используемые архитектором: это работы скульптора Жана Арпа, пейзажи европейских художников сюрреалистического направления и пышная чувственность тропической природы и бразильских женщин. Особенно выделяются комплекс «Ibirapeura» (Сан-Паулу, 1951) и «Casa das Canoas» (Рио-де-Жанейро, 1952—53) — дом архитектора, который Оскар Нимейер смог органично вписать в естественную тропическую среду.

Эту этап Оскар Нимейер начинает с восстания против ортодоксальности в архитектуре, когда становится более заметным поворот в сторону использования параллельной действительности, скрытой, как и наше подсознание. В этом смысле, поиск постоянства наряду с переходностью становится все более очевидным: если в проекте «Casa das Canoas» архитектор стремился найти выражение вечности посредством единения с природой, то на этом этапе развития его архитектуры поиск вечности происходит через магию, связанную с сублимацией действительности. Строительство зданий Монументальной оси в бразильской столице — городе Бразилиа — играет основную роль в создании нового, восхитительного и магического мира. Посредством использования символизма в своей архитектуре Нимейер смог достичь того, что достаточно новые сооружения, такие как здания Монументальной оси, заняли место в одном ряду с основными творениями, олицетворяющими бразильскую культуру.

ЭТАП 4
Жизнь за рубежом во время «Свинцовых лет» и дорога к социальной архитектуре — с 1965 по 1989

После строительства города Бразилиа, которое навсегда прославило его самого и его творчество и военного переворота 1964 года, который привел к установлению диктатуры в Бразилии, Нимейер уезжает в Европу. Там он знакомится с историей и античной архитектурой, и это новое знание сделает его творчество более зрелым и более чистым с технической точки зрения. В качестве примера, характерного для этого периода, можно назвать Алжирская мечеть (Алжир, 1968) и штаб-квартиру издательства Мондадори (Италия, 1968—75). Не теряя своего художественного начала, архитектура Нимейера становится более политически направленной, активной с социальной и общественной точки зрения. На этом этапе, свободный формализм, органицизм и сюрреалистический классицизм все в большей степени объединяются с социальной обеспокоенностью коммуниста Оскара Нимейера в таких проектах, как штаб-квартира Французской коммунистической партии (Париж, 1965—80), университет в Константине (Алжир, 1969—77), Дом культуры (Гавр, 1972—82). После возвращения в страну в 80-е годы, в проектах Самбодрома (Рио-де-Жанейро, 1983—84) и Центров общественного образования (Рио-де-Жанейро, строительство более 500 центров было начато в 1984).

ЭТАП 5
Личный музей и музеи Человека — с 1989 по настоящее время

На этом этапе Оскар Нимейер продолжает создавать проекты общественных культурных объектов, доказывая, что с все большим успехом применяет созданный им же архитектурный стиль. Особый интерес представляют музеи и мемориалы, в которых он исследует воображаемый мир человека. Воображение становится главным элементом его архитектуры — где обращение к самому себе, символизм, поиск спасения и изучение материальных и нематериальных проявлений особенностей бразильского народа находят выражение в его произведениях. Этот период начинается с конца 80-ых годов, со строительства Мемориала «Латинская Америка» в Сан-Паулу. Далее осуществляется строительство Музея современного искусства в Нитерое, Музея Оскара Нимейера в Куритибе, Музея в Бразилиа. В настоящее время идет строительство архитектурного комплекса, получившего название Дорога Нимейера (Нитерой). Все эти творения несут в себе основные черты, свойственные культуре бразильского народа. В строящемся в настоящее время комплексе Дорога Нимейера и в проекте Административного центра штата Минас-Жерайс архитектор как бы вступает в диалог со своими наиболее известными проектами и произведениями. Он использует широкомасштабную архитектуру, не умаляя при этом ее качественных характеристик. Примером такой архитектуры может послужить проект университета в Константине.

www.archi.ru


« Назад

Хиты

Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики. 
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь. 
На Марсе обнаружили странную дыру
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА. 
 

Источник: http://exspressinform.ru.