«Архитектура удалась, если она видна сразу после того, как закончены основные конструкции» Эти строки— творческое кредо человека эпохи, художника, досих пор удивляющего мир своими проектами. Бразилец игражданин мира Оскар Нимейер— вне всякого сомнения, один изсамых титулованных исамый почтенный действующий архитектор наЗемле.
Применив учение ЛеКорбюзье кбразильской действительности, Оскар Нимейер смог создать оригинальную иособую архитектуру, которая основывается напластической свободе иформальной пышности, максимально используя потенциал железобетона иконструктивных технологий.
Уже в 40-е годы, создав комплекс Пампулья, Нимейер потряс весьмир, отказавшись отдоминировавшего втегоды, формального модернистского рационализма ипредложив архитектуру, полную фантазий инеожиданных решений. В 60-е годы онсоздает проекты основных общественных зданий новой бразильской столицы— города Бразилия, представляющего собой внастоящее время самый сложный иполный модернистский ансамбль мирового уровня, признанный ЮНЕСКО достоянием человечества. Стех пор идонаших дней Нимейер создает ряд ярких проектов, как вБразилии, так изарубежом, которые символизируют лирический модернизм, основанный напластической чувствительности.
Навыставке «Поэзия формы» представлены текстовые материалы, фотографии, рисунки имакеты, которые повествуют одеятельности эОскара Нимейера. Благодаря Фонду «Русский авангард» иМузею архитектуры, город Москва сможет присоединиться кгородам, находящимся вразных точках мира, вкоторых 16декабря будет отмечаться 100годовщина содня рождения Оскара Нимейера.
Этапы архитектуры Оскара Нимейера.
ЭТАП1
Пампулья: колыбель современной бразильской архитектуры— с1940 по1943
Начальный этап архитектуры Оскара Нимейер можно сопоставить сстановлением самой бразильской архитектуры. Кэтому периоду относятся архитектурные сооружения комплекса Пампулья (1940—43), которым свойственны как национальные (бразильские), так иуниверсальные элементы, вкоторых, пословам самого архитектора, чувствуется «неожиданная игра прямых иизогнутых линий». Именно таким образом эти сооружения воплощают всебя черты рационализма, органицизма исвободного формализма, принимая вовнимание международную критику впериод строительства комплекса. Умелое использование формальных элементов ифункционалистических композиционных принципов вобъединенных конструкциях легко преодолело дикотомию, установившуюся всовременной архитектуре. Среди сооружений комплекса Пампулья стоит обратить внимание нацерковь Святого Франциска Ассиского, укоторой можно отметить такие схожие черты сархитектурой штата Минас-Жерайс, как структурное единство, чувственность иформальная экстравагантность, свойственные свободному архитектурному формализму.
ЭТАП2
Свободная форма иорганичность— с1943 по1953
Впериод, последовавший после создания комплекса вПампулье, изучаются новые художественные возможности, этот этап характеризуется свободным иорганичным формализмом вархитектуре, также ему свойственно развитие техники вобласти инженерного дела, использование новых материалов, втом числе железобетона. Более отчетливое выражение получают основные поэтические направления, используемые архитектором: это работы скульптора Жана Арпа, пейзажи европейских художников сюрреалистического направления ипышная чувственность тропической природы ибразильских женщин. Особенно выделяются комплекс «Ibirapeura» (Сан-Паулу, 1951) и«Casa das Canoas» (Рио-де-Жанейро, 1952—53) — дом архитектора, который Оскар Нимейер смог органично вписать вестественную тропическую среду.
Эту этап Оскар Нимейер начинает свосстания против ортодоксальности вархитектуре, когда становится более заметным поворот всторону использования параллельной действительности, скрытой, как инаше подсознание. Вэтом смысле, поиск постоянства наряду спереходностью становится все более очевидным: если впроекте «Casa das Canoas» архитектор стремился найти выражение вечности посредством единения сприродой, тонаэтом этапе развития его архитектуры поиск вечности происходит через магию, связанную ссублимацией действительности. Строительство зданий Монументальной оси вбразильской столице— городе Бразилиа— играет основную роль всоздании нового, восхитительного имагического мира. Посредством использования символизма всвоей архитектуре Нимейер смог достичь того, что достаточно новые сооружения, такие как здания Монументальнойоси, заняли место водном ряду сосновными творениями, олицетворяющими бразильскую культуру.
ЭТАП4
Жизнь зарубежом вовремя «Свинцовыхлет» идорога ксоциальной архитектуре— с1965 по1989
После строительства города Бразилиа, которое навсегда прославило его самого иего творчество ивоенного переворота 1964года, который привел кустановлению диктатуры вБразилии, Нимейер уезжает вЕвропу. Там онзнакомится систорией иантичной архитектурой, иэто новое знание сделает его творчество более зрелым иболее чистым стехнической точки зрения. Вкачестве примера, характерного для этого периода, можно назвать Алжирская мечеть (Алжир, 1968) иштаб-квартиру издательства Мондадори (Италия, 1968—75). Нетеряя своего художественного начала, архитектура Нимейера становится более политически направленной, активной ссоциальной иобщественной точки зрения. Наэтом этапе, свободный формализм, органицизм исюрреалистический классицизм все вбольшей степени объединяются ссоциальной обеспокоенностью коммуниста Оскара Нимейера втаких проектах, как штаб-квартира Французской коммунистической партии (Париж, 1965—80), университет вКонстантине (Алжир, 1969—77), Дом культуры (Гавр, 1972—82). После возвращения встрану в 80-е годы, впроектах Самбодрома (Рио-де-Жанейро, 1983—84) иЦентров общественного образования (Рио-де-Жанейро, строительство более 500центров было начато в1984).
ЭТАП5
Личный музей имузеи Человека— с1989по настоящее время
Наэтом этапе Оскар Нимейер продолжает создавать проекты общественных культурных объектов, доказывая, что свсе большим успехом применяет созданныйим же архитектурный стиль. Особый интерес представляют музеи имемориалы, вкоторых онисследует воображаемый мир человека. Воображение становится главным элементом его архитектуры— где обращение ксамому себе, символизм, поиск спасения иизучение материальных инематериальных проявлений особенностей бразильского народа находят выражение вего произведениях. Этот период начинается сконца 80-ых годов, состроительства Мемориала «Латинская Америка» вСан-Паулу. Далее осуществляется строительство Музея современного искусства вНитерое, Музея Оскара Нимейера вКуритибе, Музея вБразилиа. Внастоящее время идет строительство архитектурного комплекса, получившего название Дорога Нимейера (Нитерой). Все эти творения несут всебе основные черты, свойственные культуре бразильского народа. Встроящемся внастоящее время комплексе Дорога Нимейера ивпроекте Административного центра штата Минас-Жерайс архитектор какбы вступает вдиалог сосвоими наиболее известными проектами ипроизведениями. Ониспользует широкомасштабную архитектуру, неумаляя при этомее качественных характеристик. Примером такой архитектуры может послужить проект университета вКонстантине.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад