/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Культурная революция /  Третий рай лучше новых двух  

Третий рай лучше новых двух

Это мультимедийная инсталляция, которую в соавторстве с рок-певицей Джанной Наннини создал Микеланджело Пистолетто, итальянский художник с музейным статусом классика бурных 60-х. Пистолетто записывают в лидеры направления «бедного искусства» («arte povera»), которое критик Джермано Челант обнаружил в Италии и задокументировал в манифесте 1967 года. Его самой знаковой «бедной» работой была гипсовая статуя Венеры, которая уткнулась носом в груду разноцветного тряпья. Художники «арте повера» все были недовольны и абстрактной живописью, и холодным совершенством минимализма с концептуализмом, поэтому искали связь с жизнью в подобранной на свалке одежде и домашней утвари, веревках, мешках, а также основных и грубых природных материалах, вроде земли, угля и песка.

При этом надо отметить, что с тех пор Пистолетто десятки лет занимался вовсе не мусором: «Я сделал столько работ в разных стилях, как если бы был двадцатью художниками одновременно». Безусловным фаворитом этой двадцатки стал автор объектов-картин с зеркальной поверхностью, благодаря которой зритель попадал в пространство искусства в виде своего отражения. Этот прием стал его «фирменным», и в прошлом году одна из отражательных «Стен» приезжала в Русский музей с гастролями музея Людвига. А весной на ярмарке «Арт-Москва» на стенде итальянской галереи была впервые показана часть «Третьего рая» — нового, миссионерского этапа творчества художника. Тогда все-таки осталось не слишком ясно, о чем шла речь. Поэтому та же галерея снова привезла эту инсталляцию в Москву, уже целиком, и в ГЦСИ с объяснениями выступали российские и итальянские критики, среди которых был Акилле Бонито Олива — тоже, кстати, изобретатель целого направления в современном искусстве, итальянского «трансавангарда».
В итоге оказалось, что «Третьего рая» нет. Есть только беременный им и видоизмененный Пистолетто знак бесконечности, который воплощает одноименная инсталляция.

Первый рай — это природный Эдемский сад, второй — технологическая утопия искусственного производства, которое, понятно, природе угрожает. Появление третьего должно все гармонизировать. Процесс его зарождения сопровождает космогоническое бурление нескольких чайников на электрических плитках в центре выложенного из строительных кирпичей знака. Звуки кипения смешиваются с голосом Джанны Наннини, которая поет единственное, но хорошо понятное слово «мама». Ее же изображение напечатано на блестящих алюминиевых листах — там Джанна приняла такую позу, чтобы стать похожей на другой художественный атрибут Пистолетто, «знак искусства». Эта напоминающая угловатую восьмерку фигура представляет образ пересечения зрительных перспектив наблюдателя и его отражения. Ведь в своей самой известной серии работ Пистолетто дал зрителю возможность оказаться в компании нарисованных людей, изображения которых были наклеены на отражающую поверхность. Некоторые из них повернулись к нам спиной, нечто высматривая в глубине своего зазеркалья, где отражается и сам зритель, который, пристроившись рядом, неизбежно пытается понять, что же именно — неспроста «отражение» по-английски значит одновременно «размышление». В виде «знака искусства» Пистолетто изготавливал не только сами собой разумеющиеся зеркала, но также двери, столы для пинг-понга, кровати и половые коврики, а однажды написал на нем вопрос «Существует ли бог?», под которым стоит озорная подпись «Yes, I Do!»

При этом Пистолетто утверждает, что использует отсылку к Библии только для пущей убедительности в важности своего послания.

Вообще, родившемуся в 1933 году художнику по всем законам уже прямо-таки полагается быть мудрым гуру. Вот он и открыл в своем родном городе «Читадельарте», летний «Университет идей». Там представители творческих специальностей по четыре месяца тренируются делать искусство ответственным за все значимые сферы человеческой жизнедеятельности: науку, политику, религию и экономику — например, размещая на шерстяных костюмах этикетки с указанием количества «креативной» и прочей энергии, затраченной на их изготовление.

Но похоже, что сегодня художнику крайне тяжело стать серьезной частью какой-либо утопии жизнестроительства. Прогуливаясь рядом с висящими на стенах металлическими листами «Третьего рая», приходится констатировать, что их изогнутая форма теперь не позволяет отразиться среди узора из символов новой гармонии — остается только лишь наблюдать дурманящие визуальные эффекты.


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».