Волны, волны, волны... Обычный модернизм сего просторами, плоскостями исвободной геометрией упортугальца Алваро Сизы облизан волной. Волной изгибается стена его музея современного искусства вКорее, «штормит» крышу его чайного павильона вЛондона, «качает» жилые дома. Другое сооружение вплане— обычная шлюпка, особенно читаемая засчет крыши сбортиками.
Его архитектуру называют горизонтальной. Логично, высота вокеане— это драма, цунами.
Острые края— рифы, стены— отвесные скалы, закоторые незацепиться. Наверное, поэтому острые края уСизы словно стесаны волнами. Горизонтали будто поддеты набежавшей рябью, стены загнуты, словно это берега бухты. Человечно. «Ректорат сделан мной мрачным. Ивообще ужат доконтрольной башни»,— сиронией комментирует собственный проект университета Аликанте бывший участник «революции гвоздик», некогда близкий социалистам. Интересно, оценилли ректор.
Имя Алваро Сиза, несмотря наПритцкеровскую премию (архитектурный «Нобель»), имеет все шансы потеряться впотоке иностранных гостей, полюбивших Москву. Башен нестроил, столиц неперекраивал... Ажаль. Вместе сноябрьским похолоданием вМоскву каким-то ветром прибило аромат океана итонкий уют теплой страны-отшельницы.
Да ичужими ценности Сизы неназвать. «Сиза— этото, начто яхотелбы быть похожим»,— признался винтервью архитектор Алексей Бавыкин, явный фаворит 2007года, чьи странные дома сегодня вплыли ивцентр Москвы. Почему?
«Оночень гуманный человек. Его ценят именно заощущение человеколюбия. И, прежде всего, онпортугалец, итыэто видишь».
Онстроит с1954года вИспании, Венеции, Берлине, наВостоке. Ничего удивительного всуществовании яркой звезды снациональным португальским подтекстомнет. Некогда Португалия была столь могущественна, что Папа Александр Борджиа делил нехристианский мир напополам: испанцам— все, что найдут назападе, португальцам— все, что навостоке (тезис, что земля круглая, обсуждался, восновном, накострах, так что делили лишь поодному меридиану— соседи встретились уже врайоне Филиппин, было очень неловко...).
А потом Португалия, кажется, потерялась. Осталась зимним приютом для отставных королей, ишахматных, ианглийских. Сулочками, покоторым давно пронеслись кареты последних монархов игаванями, вкоторых эскадр ислед простыл. Провинция— страшное слово, если невидно низги из-за пурги, инидоодного государства недоскачешь. Еслиже волны бьются опустынный берег— это непровинция, это уютный пригород. То, что Португалия устранилась отXXвека сего кровавыми разборками иэкономическими потрясениями, выплеснулось вкачество жизни. Негламурное, ноинесволочное. Отсюда ичерпает архитектура Алваро Сизы. Эту одомашненность иуют Сиза несет повсюду. Его серпантинная галерея для Лондона напоминает тело дракона. Только «дракон» совсем ручной, даеще прозрачный идеревянный. Роль пупырышек наего стеклянной шкуре выполняют прозрачные клапаны, которые недопускают духоты, коей традиционно больны атриумы. Мелочь, априятно. Винный погреб навзгорье превратился нетовскит отшельника, нетоврыбацкий домик.
Аеще вего овальных постройках нетрудно разглядеть связь срусским авангардом, накотором мастер, конечно, тоже учился.
«Москва была для меня незнакомкой, утопией абсолютно новой архитектуры, созданной для Нового Героического Человека (ивсюду эстетика равенства исправедливости). Глубокий разрыв, изкоторого, тем неменее, возникает историческая непрерывность, древнейшее желание изобилия». Г-н Сиза, рисовальщик, дизайнер, мыслитель, отлично чувствует себя вМоскве. «Красив облик города, упорядоченного возвышающимися башнями... Повсему городу разбросаны парки исады». Москва— это Алваро Сизо. Будем знакомы.
Между прочим, вМоскве как-то невспоминается именной архвыставки такого масштаба. Вся анфилада МУАРа, почти ккаждому проекту свой макет (привезти такую выставку— отдельное приключение стаможней иинсталляцией). Масштабнее разве что Фостер вПушкинском, ноСиза просто другой. Выставка небьет наэффект. Только желание быть понятым отрисунка домакета, ничего более. Заботливо выпилены даже кусочки городского ландшафта (чтоб можно было нагнуться ипримериться: смотрится— несмотрится). Макет моста соединяет деревянные берега над блестящей рекой изнержавейки. Оказывается, мэтру хотелось как-то передать, что река Дьору— смотрится смоста потоком металла имост— непросто мост, авидовая площадка.
Единственно, чего нехватает экспозиции,— это звука. Шума океанских волн, бьющихся окрай Европы. Впрочем, вгостях уАлваро Сизы звук свободно включается ввоображении. «Сегодня качество архитектуры вызывает порой негативную реакцию, иячувствую необходимость остановиться ипросто рисовать»,— признается Сиза. Нивкоем случае, господин Сиза, так нельзя— насамом интересном месте.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад