/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Культурная революция /  Бриз с Атлантики  

Бриз с Атлантики

Волны, волны, волны... Обычный модернизм с его просторами, плоскостями и свободной геометрией у португальца Алваро Сизы облизан волной. Волной изгибается стена его музея современного искусства в Корее, «штормит» крышу его чайного павильона в Лондона, «качает» жилые дома. Другое сооружение в плане — обычная шлюпка, особенно читаемая за счет крыши с бортиками.

Его архитектуру называют горизонтальной. Логично, высота в океане — это драма, цунами.

Острые края — рифы, стены — отвесные скалы, за которые не зацепиться. Наверное, поэтому острые края у Сизы словно стесаны волнами. Горизонтали будто поддеты набежавшей рябью, стены загнуты, словно это берега бухты. Человечно. «Ректорат сделан мной мрачным. И вообще ужат до контрольной башни», — с иронией комментирует собственный проект университета Аликанте бывший участник «революции гвоздик», некогда близкий социалистам. Интересно, оценил ли ректор.

Имя Алваро Сиза, несмотря на Притцкеровскую премию (архитектурный «Нобель»), имеет все шансы потеряться в потоке иностранных гостей, полюбивших Москву. Башен не строил, столиц не перекраивал... А жаль. Вместе с ноябрьским похолоданием в Москву каким-то ветром прибило аромат океана и тонкий уют теплой страны-отшельницы.

Да и чужими ценности Сизы не назвать. «Сиза — это то, на что я хотел бы быть похожим», — признался в интервью архитектор Алексей Бавыкин, явный фаворит 2007 года, чьи странные дома сегодня вплыли и в центр Москвы. Почему?

«Он очень гуманный человек. Его ценят именно за ощущение человеколюбия. И, прежде всего, он португалец, и ты это видишь».

Он строит с 1954 года в Испании, Венеции, Берлине, на Востоке. Ничего удивительного в существовании яркой звезды с национальным португальским подтекстом нет. Некогда Португалия была столь могущественна, что Папа Александр Борджиа делил нехристианский мир напополам: испанцам  все, что найдут на западе, португальцам  все, что на востоке (тезис, что земля круглая, обсуждался, в основном, на кострах, так что делили лишь по одному меридиану — соседи встретились уже в районе Филиппин, было очень неловко...).

А потом Португалия, кажется, потерялась. Осталась зимним приютом для отставных королей, и шахматных, и английских. С улочками, по которым давно пронеслись кареты последних монархов и гаванями, в которых эскадр и след простыл. Провинция — страшное слово, если не видно ни зги из-за пурги, и ни до одного государства не доскачешь. Если же волны бьются о пустынный берег — это не провинция, это уютный пригород. То, что Португалия устранилась от XX века с его кровавыми разборками и экономическими потрясениями, выплеснулось в качество жизни. Не гламурное, но и не сволочное. Отсюда и черпает архитектура Алваро Сизы. Эту одомашненность и уют Сиза несет повсюду. Его серпантинная галерея для Лондона напоминает тело дракона. Только «дракон» совсем ручной, да еще прозрачный и деревянный. Роль пупырышек на его стеклянной шкуре выполняют прозрачные клапаны, которые не допускают духоты, коей традиционно больны атриумы. Мелочь, а приятно. Винный погреб на взгорье превратился не то в скит отшельника, не то в рыбацкий домик.

А еще в его овальных постройках нетрудно разглядеть связь с русским авангардом, на котором мастер, конечно, тоже учился.

«Москва была для меня незнакомкой, утопией абсолютно новой архитектуры, созданной для Нового Героического Человека (и всюду эстетика равенства и справедливости). Глубокий разрыв, из которого, тем не менее, возникает историческая непрерывность, древнейшее желание изобилия». Г-н Сиза, рисовальщик, дизайнер, мыслитель, отлично чувствует себя в Москве. «Красив облик города, упорядоченного возвышающимися башнями... По всему городу разбросаны парки и сады». Москва — это Алваро Сизо. Будем знакомы.

Между прочим, в Москве как-то не вспоминается именной архвыставки такого масштаба. Вся анфилада МУАРа, почти к каждому проекту свой макет (привезти такую выставку — отдельное приключение с таможней и инсталляцией). Масштабнее разве что Фостер в Пушкинском, но Сиза просто другой. Выставка не бьет на эффект. Только желание быть понятым от рисунка до макета, ничего более. Заботливо выпилены даже кусочки городского ландшафта (чтоб можно было нагнуться и примериться: смотрится — не смотрится). Макет моста соединяет деревянные берега над блестящей рекой из нержавейки. Оказывается, мэтру хотелось как-то передать, что река Дьору — смотрится с моста потоком металла и мост — не просто мост, а видовая площадка.

Единственно, чего не хватает экспозиции, — это звука. Шума океанских волн, бьющихся о край Европы. Впрочем, в гостях у Алваро Сизы звук свободно включается в воображении. «Сегодня качество архитектуры вызывает порой негативную реакцию, и я чувствую необходимость остановиться и просто рисовать», — признается Сиза. Ни в коем случае, господин Сиза, так нельзя — на самом интересном месте.

Источник: gazeta.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».