/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Культурная революция /  Между Брейгелем и Гитлером  

Между Брейгелем и Гитлером

Открытие Дней Гамбурга в Петербурге ознаменовалось не только выступлением труппы балета Джона Ноймайера на сцене Эрмитажного театра, но и выставкой работ Макса Бекмана в Петровской галерее Эрмитажа. Работы Макса Бекмана плохо представлены в российских музейных коллекциях, хотя это один из лучших представителей немецкого искусства первой половины ХХ века. Его язык — гипертрофированный, гротескный, жутковатый — родился в недрах немецкого экспрессионизма. Художник был членом берлинского Сецессиона, внимательно следил за деятельностью группы «Мост».

Самые разные влияния — от Грюневальда, Босха и Брейгеля до «новой вещественности», Сезанна и постимпрессионистов — у Бекмана сплавлялись в неповторимый образ Германии между двумя мировыми войнами. Лихорадочное веселье на искаженных страхом лицах, уродливые рыла, плотоядные ухмылки, оскаленные зубы, скрюченные тела — все это ввинчено, вбито в тесные гравюрные листы. Судорожный ритм угловатых линий сплетается в динамичные композиции, втягивающие зрителя внутрь ночного кошмара, неотвязного, как «Капричос» Гойи.

На выставке представлено и несколько живописных работ, среди которых доминирует элегантный ранний «Автопортрет» с сигаретой в руке на фоне флорентийского пейзажа, а также знаменитые графические серии художника из музеев Любека и Гамбурга: «Лица», «Ярмарка», «День и сон», «Берлинское путешествие». Самая известная серия «Ад» (1919), представляющая Берлин 10 фантасмагорическими картинками. Оптика Бекмана заостряет и обнажает в Берлине черты современного Вавилона с его хаосом, нервическим весельем ночных кабаре, голодом нищих, борделями и уличными убийствами. Сцены садизма и насилия, греха и болезни вопиют к зрителю: черные провалы ртов разинуты в немом крике.

Вся военная и послевоенная графика Бекмана — работа только стальным пером, иногда процарапывающим бумагу насквозь, или стальной иглой по медным и цинковым пластинам. Карандаш отринут, как слишком мягкий и расплывчатый инструмент: карандашные линии не подходили для прорисовки страстных, как восклицательные знаки, бекмановских контуров. Привязанность Бекмана к теме жестокости, одержимость смертью и разложением — реакция художника на то, что он видел на войне, в госпиталях и окопах. Бекман предчувствует грядущую катастрофу. «Мы должны принять участие во всех бедствиях, которые наступят. Наши сердца и наши нервы мы должны обречь на ужасный крик боли бедных обманутых людей», — пишет он в 1918 году.

Позже, вместе с признанием и славой, приходит успокоение, видение мира гармонизируется. Этот период представлен на выставке живописными работами: лиричный, по-настоящему красивый портрет Эльзбет Гетц, пейзажи «Цветущая акация», «Лодки на берегу» излучают свет и наполнены мягким, но ярким цветом. Энергические линии рисунка смягчены живописной фактурой. В это время Бекман думает и видит иначе: «Я пишу портреты, натюрморты, пейзажи, виды городов, всплывающих из моря, прекрасных женщин и гротескных чудовищ... Короче, жизнь. Просто существующую жизнь. Без мысли и идеи. Черпаю краски и формы из природы и самого себя. Так красиво, как могу...»

Десятилетнее изгнание и изоляция Бекмана начались с приходом нацистов к власти. Его работы изымаются из немецких музеев, его картины висят на печально знаменитой выставке «Дегенеративное искусство». В 1937 году, прослушав речь Гитлера на открытии Дома немецкого искусства в Мюнхене, Бекман с женой навсегда покидают Германию. Живут в Амстердаме, а в 1947 году эмигрируют в Штаты. Там, вновь начав интенсивную творческую жизнь, Бекман умирает через три года. Он упал прямо на улице, по дороге на выставку Американское искусство сегодня«. Признание, на этот раз всемирное, пришло к нему снова уже после смерти. На последнем аукционе Sotheby´s его картина «Дама перед зеркалом» ушла за 2,808 млн фунтов.

"Газета"


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».