После выставки произведений художника, прошедшей вГалерее в1948году, она впервые предельно полно ивовсем разнообразии представляет наследие знаменитого мастера— нетолько великолепного живописца, ноиблестящего рисовальщика, гравера.
В состав выставки вошло свыше 200произведений. Самый крупный выставочный зал Третьяковской галереи наКрымском Валу вместил почти все полотна Шишкина изпостоянной экспозиции вЛаврушинском переулке (свыше 40экспонатов) иболее 100рисунков ипроизведений печатной графики изфондов ГТГ.Ихдополнили 39живописных работ изРусского музея, атакже 33первоклассных полотна изболее 20музейных ичастных собраний России изарубежных стран (Украины, Белоруссии идр.). Открытиями для широкого зрителя станут нехарактерные для художника зимние иморские пейзажи, атакже редкое помастерству колористического решения полотно «Пески» (1887) изНационального художественного музея Республики Беларусь вМинске.
Широкая известность произведенийИ.Шишкина, всенародно любимого художника, стечением лет нелучшим образом повлияла навосприятие его творчества. Репродукции его работ тиражировались воткрытках, календарях, настенных ковриках, конфетных обертках. Естественность иоткрытость зрителю искусства Шишкина, «доступность» художественного языка стали восприниматься как банальность. Одной иззадач проекта стало намерение преодолеть клишированный подход ктворчеству живописца, снять «глянец» сего работ иодновременно изменить снисходительное отношение ккажущейся простоте его художественного высказывания. Выставка предоставит возможность по-новому взглянуть нахрестоматийно известные произведения Шишкина иоткрыть широкому зрителю незнакомые стороны его творчества.
Стремление показать «живого» художника, живописца-исследователя, путешественника, уже современниками признанного лучшим мастером рисунка иофорта вРоссии второй половины XIXвека, обусловило новый подход кформированию монографической экспозиции. Впервые центром подобного проекта стал рисунок, своеобразная «творческая кухня» Шишкина, ипечатная графика. «Рабочий» материал художника чрезвычайно ценился как современниками, так исамим художником. Свою первую персональную выставку взалах Императорской Академии художеств в1881году онсоставил изэтюдов, рисунков, цинкографий илитографий.
Вокруг графического материала, как композиционного стержня выставки, расположены отдельные экспозиционные зоны. Вних вхронологической последовательности представлены знаменитые полотна художника («Полдень. Вокрестностях Москвы» (1869), «Рожь» (1878), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Утро всосновом лесу» (1889)— все ГТГ; «Среди долины ровныя...» (1883, КМРИ), «Насевере диком...» (1891, КМРИ), «Корабельная роща» (1898, ГРМ) идр.), сопровождаемые большим количеством этюдного материала.
Выставка дает возможность оценить своеобразие творческого методаИ.Шишкина, когда безукоризненное техническое ремесло мастера переходит ввысочайшее качество его произведений. Этапы творчества Шишкина с 1860-хдо 1890-х годов отражают эволюцию изобразительного языка художника отромантизма ранних пейзажей кнатурализму иобъективизму, авпозднем периоде— кпленерным поискам, кпередаче световоздушной среды.
В крупноразмерных полотнах Шишкина, демонстрирующих панорамно-развернутые виды, господствуют мастерский рисунок итщательная светотеневая проработка изображения. Художника интересует непреходящее состояние природы, аее сущностное иэпическое начало. Для него главное вприроде— постоянное инеизменное. Потому излюбленным временем года вего произведениях выступает разгар лета, адоминантой растительного мира— вечнозеленые хвойные деревья. Шишкин возвышает, героизирует русский пейзаж, олицетворяющий, поего мнению, понятие Родины. Пословам знаменитого критика Стасова, природа уШишкина предназначена для богатырского народа. Будучи одним изучредителей Товарищества передвижных художественных выставок, онутверждал пейзаж как важную сферу искусства передвижников ирусской реалистической живописи вцелом.
Отличительной особенностью работы художника стал аналитический метод, основанный напристальном изучении натуры. Визображении растительных мотивов оннепризнавал приблизительности иобобщенности. Впоисках наиболее характерных черт, художник тщательно штудировал природу вмногочисленных этюдах ирисунках. Присущий художнику объективизм обусловил включение впространство выставки специальной зоны— лаборатории творческого метода Шишкина как площадки для новой формы образовательной программы музея. Напримере особого дидактического материала выделены научные итехнические проблемы, занимавшие художника. Вразделе «Натура» демонстрируются интересы художника-исследователя вобласти науки олесе, геоботаники, географии. Здесь представлены гербарии, ботанические книги начала XIXвека (изколлекции библиотеки кафедры геоботаники биологического факультета МГУим. М.В.Ломоносова). Вразделе «Техника», где экспонируются литографский камень, офортные доски, фототипические изображения, Шишкин предстает как экспериментатор вобласти печатных техник, офортист-новатор, впоисках новых художественных средств изобретший выпуклый офорт— цинкографию. Раздел «Оптика» предоставляет возможность взглянуть намир через объектив старинного фотоаппарата— «волшебного фонаря»— наглядного пособия для объективной передачи изображаемого, которым мог пользоваться художник, профессионально занимавшийся фотографией (старинные оптические приборы, фотоаппараты предоставлены Политехническим музеем).
Квыставке издан фундаментальный альбом-каталог. Внем опубликованы статьи научных сотрудников Третьяковской галереи (Г. Чурак, Н.Марковой, О.Птицыной), хронология жизни итворчества художника, его родословное древо.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад