/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Культурная революция /  Иван Иванович Шишкин. К 175-летию со дня рождения  

Иван Иванович Шишкин. К 175-летию со дня рождения

После выставки произведений художника, прошедшей в Галерее в 1948 году, она впервые предельно полно и во всем разнообразии представляет наследие знаменитого мастера — не только великолепного живописца, но и блестящего рисовальщика, гравера.
В состав выставки вошло свыше 200 произведений. Самый крупный выставочный зал Третьяковской галереи на Крымском Валу вместил почти все полотна Шишкина из постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке (свыше 40 экспонатов) и более 100 рисунков и произведений печатной графики из фондов ГТГ. Их дополнили 39 живописных работ из Русского музея, а также 33 первоклассных полотна из более 20 музейных и частных собраний России и зарубежных стран (Украины, Белоруссии и др.). Открытиями для широкого зрителя станут не характерные для художника зимние и морские пейзажи, а также редкое по мастерству колористического решения полотно «Пески» (1887) из Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске.
Широкая известность произведений И. Шишкина, всенародно любимого художника, с течением лет не лучшим образом повлияла на восприятие его творчества. Репродукции его работ тиражировались в открытках, календарях, настенных ковриках, конфетных обертках. Естественность и открытость зрителю искусства Шишкина, «доступность» художественного языка стали восприниматься как банальность. Одной из задач проекта стало намерение преодолеть клишированный подход к творчеству живописца, снять «глянец» с его работ и одновременно изменить снисходительное отношение к кажущейся простоте его художественного высказывания. Выставка предоставит возможность по-новому взглянуть на хрестоматийно известные произведения Шишкина и открыть широкому зрителю незнакомые стороны его творчества.
Стремление показать «живого» художника, живописца-исследователя, путешественника, уже современниками признанного лучшим мастером рисунка и офорта в России второй половины XIX века, обусловило новый подход к формированию монографической экспозиции. Впервые центром подобного проекта стал рисунок, своеобразная «творческая кухня» Шишкина, и печатная графика. «Рабочий» материал художника чрезвычайно ценился как современниками, так и самим художником. Свою первую персональную выставку в залах Императорской Академии художеств в 1881 году он составил из этюдов, рисунков, цинкографий и литографий.
Вокруг графического материала, как композиционного стержня выставки, расположены отдельные экспозиционные зоны. В них в хронологической последовательности представлены знаменитые полотна художника («Полдень. В окрестностях Москвы» (1869), «Рожь» (1878), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Утро в сосновом лесу» (1889) — все ГТГ; «Среди долины ровныя...» (1883, КМРИ), «На севере диком...» (1891, КМРИ), «Корабельная роща» (1898, ГРМ) и др.), сопровождаемые большим количеством этюдного материала.

Выставка дает возможность оценить своеобразие творческого метода И. Шишкина, когда безукоризненное техническое ремесло мастера переходит в высочайшее качество его произведений. Этапы творчества Шишкина с 1860-х до 1890-х годов отражают эволюцию изобразительного языка художника от романтизма ранних пейзажей к натурализму и объективизму, а в позднем периоде — к пленерным поискам, к передаче световоздушной среды.
В крупноразмерных полотнах Шишкина, демонстрирующих панорамно-развернутые виды, господствуют мастерский рисунок и тщательная светотеневая проработка изображения. Художника интересует не преходящее состояние природы, а ее сущностное и эпическое начало. Для него главное в природе — постоянное и неизменное. Потому излюбленным временем года в его произведениях выступает разгар лета, а доминантой растительного мира — вечнозеленые хвойные деревья. Шишкин возвышает, героизирует русский пейзаж, олицетворяющий, по его мнению, понятие Родины. По словам знаменитого критика Стасова, природа у Шишкина предназначена для богатырского народа. Будучи одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, он утверждал пейзаж как важную сферу искусства передвижников и русской реалистической живописи в целом.

Отличительной особенностью работы художника стал аналитический метод, основанный на пристальном изучении натуры. В изображении растительных мотивов он не признавал приблизительности и обобщенности. В поисках наиболее характерных черт, художник тщательно штудировал природу в многочисленных этюдах и рисунках. Присущий художнику объективизм обусловил включение в пространство выставки специальной зоны — лаборатории творческого метода Шишкина как площадки для новой формы образовательной программы музея. На примере особого дидактического материала выделены научные и технические проблемы, занимавшие художника. В разделе «Натура» демонстрируются интересы художника-исследователя в области науки о лесе, геоботаники, географии. Здесь представлены гербарии, ботанические книги начала XIX века (из коллекции библиотеки кафедры геоботаники биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова). В разделе «Техника», где экспонируются литографский камень, офортные доски, фототипические изображения, Шишкин предстает как экспериментатор в области печатных техник, офортист-новатор, в поисках новых художественных средств изобретший выпуклый офорт — цинкографию. Раздел «Оптика» предоставляет возможность взглянуть на мир через объектив старинного фотоаппарата — «волшебного фонаря» — наглядного пособия для объективной передачи изображаемого, которым мог пользоваться художник, профессионально занимавшийся фотографией (старинные оптические приборы, фотоаппараты предоставлены Политехническим музеем).

К выставке издан фундаментальный альбом-каталог. В нем опубликованы статьи научных сотрудников Третьяковской галереи (Г. Чурак, Н. Марковой, О. Птицыной), хронология жизни и творчества художника, его родословное древо.


« Назад

Хиты

Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики. 
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь. 
На Марсе обнаружили странную дыру
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.