Культурный «мертвый сезон» в Москве мешает развитию туризма
Театры закрываются (сейчас, кпримеру, вМоскве работают только Театр наМалой Бронной, Театр Ермоловой идетский театр «Волшебная лампа»). Музыкальная жизнь перемещается вдворцы-усадьбы, даитам дают концерты преимущественноте, кому нет места восеннее-зимне-весенней афише. Замедляется выставочная жизнь вмузеях игалереях. Именно вэту культурную пустыню, которую представляет собой августовская Москва, вынуждены приезжать нескончаемые потоки туристов. Потому как август для туристов— как раз «высокий сезон».
Напуганные разговорами о«русской зиме» иностранцы пытаются согреть свой приезд кнам летним солнышком. Асограждане либо целенаправленно едут встолицу нашей Родины (какойже тырусский, если непрошелся поКрасной площади, непосетил Ваганьково, несъездил вНоводевичий монастырь?). Либо Москва сроковой неизбежностью оказывается местом пересадкиих споезда изМышкина всамолет наТурцию, Тунис, Италию, Севастополь. Ведь российская столица— центральный транспортный узел Родины. Иоткудабы икуда тынеехал, Москву миновать весьма затруднительно.
И вот тут начинается сбой. Казалосьбы, все наши деятели культуры— директора музеев, худруки театров, директора оркестров— при любом удобном случае рассказывают освоей тяге к«просвещению провинции». Отом, какой чудесный зритель живет внебольших русских городах, иотом, что святой долг— знакомить его свершинами столичной культуры. Нокогда этот прекрасный провинциальный зритель приезжает всвою столицу, онсгоречью убеждается, что, увы, «вершины» культуры для него решительно недоступны. Тоесть онможет потрогать двери театров, но— они закончили сезон.
Каждый изнас оказывался вэтой смущающей ситуации, когда, тупя глаза, тыобъясняешь провинциальному другу или иностранному гостю, что, дескать, скультурным досугом сейчас плохо— лето, «мертвый сезон»! Иностранцы вочередной раз удивляются русской ментальности: странно, вЕвропе сейчас самая культурная страда. Меломаны просто перемещаются изгорода вгород, чтобы успеть услышать Вагнера, как иположено, вБайрете, Россини— наего родине, вадриатическом городке Пезаро. Толпы любителей заполняют античные амфитеатры Вероны, Мачераты (Италия) ифранцузского Оранжа. Искатели старинной музыки собираются водворцах Людвигсбурга, Шветцингена или Дроттнинхольма. Прохладный климат Финляндии также способствует культурному туризму (чего стоит хотябы оперный фестиваль вархаичной финской крепости Савонлинна), как итурецкая игреческая жара намузыкальных фестивалях вСтамбуле, Анкаре или вАфинах. Фанаты оперы покупают билеты доМюнхена, чтобы увидеть самые продвинутые музыкальные постановки Европы. Апоклонники традиций направляются вМекку музыкального туризма— вгород Моцарта иКараяна Зальцбург.
Культурный туризм вЕвропе развивается стремительно ибурно. Посещение летних фестивалей считается вблагополучном европейском сообществе одним извариантов самого престижного отдыха, когда полезное идеально сочетается сприятным— почти все фестивальные города посовместительству являются либо климатическими курортами, либо историко-архитектурными памятниками старины. НоМосква— загадочный город, который решительно нехочет осознавать себя туристической столицей России. Имысль, чем занять живого туриста в«мертвый сезон», пока приходит вголову только единицам. Масштабные уличные фестивали ишоу остаются мечтой. Гулянья вМоскве теперь можно будет увидеть только наДень города.
Это вСеуле втечение всего лета перед мэрией ежедневно играют лучшие оркестры мира, чьи выступления собирают 15тыс. зрителей (среди них нетолько туристы, интересующиеся Кореей, ноиместные меломаны). Это вТокио летом одно театральное событие спешит сменить другое, ивыступают мировые имена, ане«запасные» музыканты. ВМоскве измузыкальных радостей— выступления второразрядных групп подворцам-усадьбам. Поскольку твердо считается, что серьезная музыка летом слушателя ненайдет.
Московского чёса небывает
Рок- ипоп-меломанам, казалосьбы, грех жаловаться назатишье. Этим летом кнам приезжали иMetallica, иAerosmith, иДжордж Майкл, иКристина Агилера. Заядлые столичные поклонники Rolling Stones могли сесть напоезд изаодну ночь оказаться вПитере наконцерте любимцев. Носнаступлением августа поп-рок-сцена столицы опустела. Последняя надежда нафестиваль «Нашествие» рухнула из-за каких-то организационно-чиновничьих проблем. Витоге оказавшиеся вМоскве приезжие вынуждены довольствоваться клубным тяни-толкаем висполнении «второго дивизиона» российского рока. Первый вместе совсей поп-тусовкой выдвигается начерноморские курорты изанимается летним чёсом. Даже появление настоличных клубных афишах Шинейд О’Коннор врядли сможет обрадовать настоящего туриста. Потому что все это больше напоминает дорогой ресторан, нонеграндиозное культурное событие, каким худо-бедно стало запять лет тоже «Нашествие». Причем отсутствие чёса вМоскве объясняется нестолько экономическими причинами, сколько традициями. Например, лицезреть звезду вМоскве летом непринято, зато делать это вобшарпанном ДКвокрестностях Сочи фактически без аппаратуры ипод полную фонограмму— традиция почему-то вполне устоявшаяся. Иконсерватизм здесь настолько велик, что даже увеличивающийся туристский поток пока неспособен перевернуть ситуацию сголовы наноги.
«Ванна» вместо кондиционера
Но если меломан хоть что-то может услышать вМоскве всередине лета, театралу приходится хуже. Последние несколько лет вавгусте пустующие столичные сцены заполняют многочисленные антрепризы драмы ибалета. Восенне-зимне-весенний сезон они предпочитают окучивать широкие провинциальные просторы Родины. Новтуминуту, когда провинциалы заполняют столицу, здесьих ждут все теже имена итотже репертуар («Ванна излепестковроз», «Белла, чао», «Неотрекаются, любя...», «Чужая жена», «Бумажный брак», «День палтуса», «Хочу купить вашего мужа» ипрочая, ипрочая).
Столичные театры, предоставляя сцену антрепризной шелухе, сами летом предпочитают отдыхать, причем все иразом. Во-первых, здесь снова существует традиция, покоторой все уважающие себя театры отдыхают именно летом. Впрочем, финансовые соображения иупущенные выгоды постепенно заставляют театры все позже закрываться ивсе раньше открываться. Ипауза отдыха постепенно сокращается стрех летних месяцев доодного— «мертвого» августа. Кроме того, летом театральные залы из-за плохого кондиционирования просто представляют угрозу для здоровья артистов изрителей. Наконец, в-третьих, учреждения культуры так долго жили полностью нагосиждивении, что даже визменившейся ситуации навыки умного менеджмента приживаются струдом. Итеатры предпочитают сдавать свои сцены, терять потенциального зрителя иотдавать все дивиденды шустрым антрепризным компаниям.
Нет искусства— нет проблем
В музеях летом тоже наступает легкое затишье. Они вродебы работают впривычном режиме идаже открывают новые выставки, ноделается это все ввялотекущем режиме. Нафоне перенасыщения Европы всевозможными арт-событиями Москва выглядит явно невыигрышно. Этим летом Европа ивовсе превратилась внастоящий культурный бермудский треугольник (всмысле интенсивности передвижений). Критики, художники, скульпторы еле успевают перебираться изодного города вдругой. Первой открылась Венецианская биеннале, идооктября утуристов есть возможность увидеть нетолько достопримечательности города, ноипроизведения 500лучших творцов совсего мира. ВШвейцарии целую неделю проходила ярмарка «Арт-Базель». Затем начался стодневный смотр «Документа» вКасселе, который критики называют аналогом Олимпийскихигр. Внемецком городке Мюнстере стартовал фестиваль современной скульптуры, который продолжится доконца года.
В российскойже столице клетнему сезону относятся настороженно. «Москва летом пустеет, ивезти вэтот сезон какие-то серьезные выставки неимеет смысла, потому чтоих увидят меньше людей, чем, например, всентябре,— рассказала „НИ“ Нина Гилова, заведующая отделом организации выставок Третьяковской галереи.— Атуристы предпочитают посещать Кремль, Мавзолей, здание Третьяковской галереи вЛаврушинском переулке, словом— теместа, которые обычно печатают наоткрытках оРоссии. Поэтому рассчитывать нато, что турист захочет прийти вздание Третьяковки наКрымском Валу,— это смешно».
Балет-матрешки-гжель
В тоже время, как удалось выяснить «Новым Известиям», культурную программу въездного туризма вРоссию досих пор формируют посоветским лекалам. Как рассказал «НИ» Николай Какора, директор департамента въездного туризма компании «Интурист», иностранцы прилетают вРоссию занациональным колоритом. Напервом месте позначимости для туристов стоит балет. НоБольшой театр летом закрыт, поэтому гостей столицы ведут напредставление национального балета «Кострома». Там турист получает что-то вроде «российского кабаре». «Кострома», кстати, подстроилась как раз под туристический поток: зимой труппа отдыхает, потому что итуристов меньше, даиконкуренцию сБольшим невыдерживает. Также летом приезжих VIP-гостей водят в«Новую оперу», где как раз летом проходит традиционный фестиваль балета. После танцев туристов развлекают повсесезонной беспроигрышной схеме: Кремль, Третьяковская галерея, Пушкинский музей, цирк наЦветном бульваре, обязательно устраивают экскурсии поусадьбам «Кусково» и«Коломенское», везут назавод вГжель, вмузей батика. Однако туристы, придерживающиеся принципов «все включено» и«все оплачено»,— лишь часть потенциального турпотока, причем часть, хоть инаиболее платежеспособная, зато наименее требовательная— что покажут, тоипосмотрим. Молодежь сложно удивить матрешками, она нехочет зевать вмузее батика, аедет туда, где происходят настоящие иэнергетически мощные события.
Пока ситуация с«мертвым сезоном» больше напоминает замкнутый круг. Туристы вМоскве незадерживаются, потомучто, кроме архитектуры, смотреть, оказывается, неначто. Ате, кто занимается городской культурой, всвою очередь, ссылаются нанехватку публики (хотя побольшому счету есть еще одна причина— им тоже хочется летом отдохнуть). Волевое решение чиновников (театрам незакрываться, фестивалям быть, вечерами напротив мэрии играть мировым оркестрам)— очевидно, несамый правильный подход вэтой ситуации. Скорее всего, нас ждет более долгий, ноэффективный путь: осознания выгоды работы вавгусте. Пока этот рынок незанят, выгод здесь немало: отсутствие конкуренции, завоевание новой публики, внимание (набезрыбье) всех средств массовой информации.
Певец Дмитрий МАЛИКОВ: — Летом Москва действительно замирает— культурных событий очень мало, потому что артисты перемещаются взоны отдыха, где народу значительно больше иатмосфера совсем другая. Даисами столичные жители стараются навыходных уезжать наприроду, аотпуск, естественно, проводитьтам, где солнце иморе. Никакой проблемы явэтом невижу, месяцок-другой вполне можно отдохнуть откультурной жизни ипосвятить себя чему-то иному. Что касается иностранных туристов, токультурной программойих неудивишь. АКрасная площадь иАрбат всегда примутих влюбое время года.
Артист Владимир ВИНОКУР: — Естественно, летоммы, артисты, уезжаем нагастроли. Там мысобираем полные залы, ведь изМосквы все уезжают отдыхать, иработать там былобы очень сложно. Однако все театры иартисты немогут иммигрировать сразу. Конечно, воктябре-ноябре культурных событий намного больше, поэтому туристам стоит приезжать ближе косени.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад