/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Культура /  Культурная революция /  Театр прекрасной эпохи  

Театр прекрасной эпохи

Сергею Юрьевичу Судейкину не повезло. За пределами узкого круга искусствоведов его творчество малоизвестно. В дорогих подарочных изданиях Третьяковки репродукции его работ часто отсутствуют. На прилавках книжных магазинов вы не встретите монографии о Судейкине, а поисковая система сайта Русского музея отошлет вас в нижнетагильский музей, хотя это один из самых талантливых русских художников первой трети XX века.

Возможно, секрет здесь кроется как раз в этом «один из...»: уж очень богатое яркими мастерами было время. Еще дарят миру бриллианты живописи и графики Серов и Врубель, в возрасте акме творят Бенуа и Бакст, в Париже гремят Дягилевские сезоны, а московские фабриканты Морозов и Щукин, заставляя французов недоумевать, покупают авангард. В этот период новые течения в искусстве и персоналии появляются будто из рога изобилия. Сергей Судейкин оказался современником Кузнецова, Машкова, Куприна, Гончаровой, Ларионова, Петрова-Водкина.

Творчество Судейкина обычно определяют как близкое символизму. Художник участвовал в выставке «Голубая роза», которая подарила название объединению молодых художников, отказавшихся от фотографической манеры в живописи. Они заново переосмыслили реальность, увидели ее как кажущуюся. Произведения Кузнецова, Сапунова, Судейкина и других являют собой вторую волну русского символизма, вслед за Врубелем и Борисовым-Мусатовым. Напомним, прошлой весной в Третьяковке проходила масштабная выставка, посвященная «Голубой розе». Но если искусство Павла Кузнецова по своей колористической рафинированности и утонченной недосказанности перекликается с Борисовым-Мусатовым, мирискусниками (Бенуа, Бакст, Сомов), то в работах Сапунова и Судейкина, дружившего с представителями «Мира искусства», возникает вселенная иных ощущений.

И эти две фамилии не случайно стоят рядом. Мастера одновременно учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (правда, Судейкин был отчислен за показ работ «непристойного содержания»), выставлялись, вместе работали над оформлением постановки Мейерхольда «Смерть Тентажиля» по Метерлинку, которого за два года до этого Судейкин иллюстрировал. Однако Судейкина и Сапунова сближает прежде всего некий балаганный дух, о чем свидетельствуют уже сами названия работ: «Петрушка», «Масленичное гулянье», «Сад Арлекина» Судейкина и «Карусель», «Шарф Коломбины», «Маскарад» Сапунова. Их работы отличает особый театрализованный характер. Ирония пронизывает весь строй произведения — от композиции, поз, жестов до колорита, в котором сталкиваются огонь и дождь, красные, желтые, синие, зеленые тона. Даже когда речь идет о таком неэмоциональном жанре, как натюрморт, изображение динамизируется, закручивая зрителя в своем вакхическом танце. Это пестрый шумный вихрь, застывший в гротеске.

Сапунов ушел из жизни очень рано, в 1912 году, в возрасте 32 лет. Судейкин прожил ровно в два раза больше. В 1917 году художник покинул Петербург, отправляясь в Крым. Затем были Тифлис, потом Париж в 1920-м. Спустя три года Судейкин переехал в США, где и умер в бедности в 1946 году.

Родился же Сергей Юрьевич в Санкт-Петербурге, 7 (19) марта 1882 года, в семье жандармского полковника. Спустя семь лет после изгнания из МУЖВЗ, в 1909 году, Судейкин поступает в петербургскую Академию художеств. В это же время его путь переплетается с «Миром искусства», членом которого он даже стал в 1911 году. Как и Бенуа и Сомов, Судейкин обращался в своем творчестве к прошлым эпохам —  но, пожалуй, менее явно. Например, в натюрморте «Саксонские фигурки» использование в качестве фона посадского платка создает фольклорное, частушечное настроение. И даже искушенному зрителю понадобится время, чтобы соотнести подобную интонацию с тем, что в Саксонии, в Мейсене, фарфоровая мануфактура находилась при дворе курфюрста Августа Сильного. Соответственно объединение народного и придворного — не что иное, как шутка художника, «человека играющего».

Источник: www.ng.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».