Стремительный скачок в развитии техники менее чем за сто лет радикально и необратимо изменил человеческую жизнь. Прорыв в научно-технической сфере по своим масштабам стал глобальным историко-культурным фактором, определяющим облик человечества и его судьбу. Стало совершенно ясно, что техническая сфера неотделима от культуры, к которой она принадлежит — она многогранна, имеет неочевидное, но глубокое нравственное измерение, связана не просто с проблемами субъективности человека, а прежде всего с проблемой формирования нового жизненного типа субъективности.
Особое место в развитии техники занимает информационный аспект научно-технического развития. Захватившая весь мир, легко преодолевающая государственные и статусные границы информационно-компьютерная деятельность стала новым, наименее осмысленным, непредсказуемым по своим последствиям и, следовательно, остро нуждающимся в осмыслении явлением.
Безальтернативный технократизм, отчуждение от природы приводит к появлению в жизни человека доминанты рационального конструирования. Примат рассудка над разумом переводит в конечном итоге подлинную природу человека в виртуальную плоскость. Владение собственной субъективностью Становится иллюзией. На самом деле человек часто становится частицей им же созданного технического мира. Автоматический, внечеловеческий способ конструирования мира — это только претензия на субъективность, в лучшем случае его можно назвать машинной активностью. Рассудок — только один цвет из радуги онтологических моментов бытия и история в конечном итоге не принимает его самодостаточности.
Рассудок видит прогресс культуры прежде всего в развитии техники. Техника объявляется основным «параметром» культуры, ведущим показателем ее развития. Естественно, техника во многом определяет характер общественных связей и накладывает отпечаток на облик культуры в целом. Но в действительности далеко не всегда соответствует истине простая зависимость чем выше уровень техники, тем выше уровень культуры. Культурологический анализ технического прогресса демонстрирует его противоречивую и неоднозначную связь с породившей и питающей его культурой.
« Назад