/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

«Панки не умрут никогда»

Социологи и культурологи вновь схлестнулись в юбилейных спорах, почему эта субкультура так живуча и умирать явно не собирается.

Созданная ещё в 1972 году школьными друзьями Стивом Джонсом и Полом Куком группа «Секс пистолз» долгое время была одной из многих неприметных групп британского рока. Интерес к ней стали проявлять только осенью 1975 года, когда к Джонсу и Куку присоединился ещё один выходец из социальных низов Джон Лайдон. Лайдон шокировал окружающих своим внешним видом — торчащими во все стороны фиолетовыми волосами, рваной футболкой с надписью «Ненавижу всех!». Он взял себе псевдоним «Джонни Роттен», под которым и вошёл в историю панк-культуры.

Весь 1976 и половину 1977 года «Секс пистолз» своим скандальным поведением завоевывала себе лидирующее место среди британского андеграунда. Сами музыканты не называли свою музыку «панком», предпочитая для чудовищного грохота с малопристойными текстами выражение «хаос». Слово «панк» (по-английски «подонок» или «хулиган») для них изобрели журналисты, и музыканты старались оправдать его своим поведением.

Так, на телешоу Билла Грюнди они явились в повязках со свастикой и обматерили ведущего в прямом эфире, когда тот неудачно пошутил. В январе 1977 года музыканты совершили пьяные дебоши с блеванием и акты вандализма в аэропорту «Хитроу» и в амстердамском отеле, что живописалось прессой. Концерты «Секс пистолз» осаждались толпами не только поклонников, но и возмущённой общественности, требовавшей немедленно отправить «хулиганов и матерщинников» за решётку.

Особый скандал вызвал сингл «God Save The Quenn», полный язвительных и малопристойных высказываний в адрес английской королевы. Песня была запрещена для трансляции по английскому радио, а все участники её презентации на речном пароходе, плававшем по Темзе, были задержаны полицией.

Эта песня вошла и в тот самый альбом «Never Mind The Bollocks», который возглавил хит-парады не только в Великобритании, но и во многих европейских странах. Ту да же вошла и знаменитая провокационная песня «Anarchy In The UK», призывавшая к свержению государственной власти в Великобритании. Все были в шоке. Никто не мог понять, каким образом маргинальная во всех отношениях группа потеснила с музыкального Олимпа суперзвёзд диско и прочей поп-музыки.

Ещё больше были шокированы социологи и культурологи, когда улицы сначала английских, а потом и других западных городов буквально заполонили толпы юнцов и девиц, одетых в панковском стиле — с безумными причёсками всех цветов радуги, в предельно эпатажной одежде, украшенной зачастую нецензурными надписями. Вели себя они также вызывающе, демонстративно матерясь в общественных местах.

Весьма колоритно этот феномен описывает в юмористическом романе «Что случилось с Гарольдом Смитом?» знаменитый английский писатель Бен Стайнер (издан в России в 2005 году). Его герой фанатеет от диско и от Джона Траволты, но, узнав, что его любимая девушка стала «панкушкой», немедленно меняет стиль одежды и поведения.

Группа «Секс пистолз» распалась уже в 1978 году, но движение панков не исчезло, а только разрослось. У него появились новые кумиры, и до сих пор панковская субкультура живуча и, кстати, приносит неплохой доход тем, кто занят её обслуживанием. Так в чём же причины этого феномена?

По мнению крупнейшего российского культуролога Кирилла Разлогова, которого мы попросили прокомментировать живучесть панка, во многом это определяется социально-экономическими факторами. Движение «хиппи», или «цветов любви», возникло в 60-е годы как протест образованной молодёжи против «общества всеобщего благосостояния».

Хиппи отвергали потребительские идеалы, символы благополучия потребительского общества. Они ставили себя вне общества и определяли жизнь как следование, выражаясь языком Тимоти Лири, «пятой свободе», то есть свободе распоряжаться собственным сознанием, в том числе и путём употребления психоделиков.

Мировой энергетический кризис 1972—74 годов оказал сильнейшее воздействие на западный социум. Выяснилось, что «общество всеобщего благосостояния» — это блеф. И субкультура панков возникла как протест молодёжи из социальных низов против очевидного лицемерия «общества равных возможностей».

Конечно, к панк-культуре присоединились и некоторые представители «золотой молодёжи», а сама эта субкультура стала бизнесом. Но живучесть панка объясняется, прежде всего, тем, что контрасты западной цивилизации не нивелируются, а усугубляются, становятся более сложными и непонятными для малообразованной молодёжи. Панк, таким образом, остаётся формой наиболее простого и очевидного протеста против существующих социальных реалий.

Мнение Разлогова подтверждает и феномен русского панка. Его звёздное время пришлось на 90-е годы, когда наше общество находилось в состоянии деградации и хаоса в результате «либеральных» реформ гайдаровско-чубайсовской команды. Приятно отметить, что русский панк тогда прогремел на весь мир, где, в отличие от нас, его серьёзно изучают и комментируют.

Так, французская исследовательница русского панка, профессор социальной антропологии Сорбонны Элен Пиаже выделила в нём два основных направления. Первое — экстремистски-нонконформистское — она связала с творчеством групп «Гражданская оборона» и «Коррозия металла».

Последний коллектив, работавший в стиле «трэш металл», получил мировую известность в середине 90-х годов благодаря своему предельно одиозному шоу «Нихт капитулирен тур», в котором были задействованы не только пресловутые «девки» (голые танцовщицы внушительных форм), но и двойник Гитлера Александр Шишкин. Это шоу настолько шокировало иностранную прессу, что в 1997 году большой фоторепортаж о нём дал даже американский «Пентхауз».

Гораздо более живучим и интересным, как считает Пиаже, в русском панке стало метафизически-юмористическое направление, связанное с группами «Х. З.» и «Красная плесень». Они удивительным образом продолжили уникальную традицию русского абсурдизма 20-30-х годов, связанного с именами Даниила Хармса и Николая Олейникова.

«Х. З.» в своём творчестве больше ориентировался на образованную молодёжь — для понимания некоторых композиций группы надо знать, к примеру, творчество Лавкрафта. Что касается «Красной плесени», то с самого начала этот коллектив из Симферополя обращался к самой широкой аудитории.

Элен Пиаже считает «Красную плесень» абсолютным феноменом не только русского, но и мирового панка, а её бессменного лидера и автора всех композиций Павла Яцыну вторым Хармсом. Многие французские слависты называют написанный Яцыной текст для мюзикла «Золушка» одной из вершин российской словесности 90-х годов.

Тотальный абсурдизм с использованием сюжетов и образов мировой и отечественной мифологии замешан на такой же тотальной пародии и поразительно остроумном использовании ненормативной лексики, являющейся фундаментальной характеристикой настоящего панка.

Созданный «Красной плесенью» жанр «панк-мюзикла» вообще революционизировал эту субкультуру, показав, что панк может быть не только вызывающим, мрачным и агрессивным, но и юмористическим.

Кстати, в начале ноября появились сообщения, что в честь 30-летия своего культового альбома «Секс пистолз» планируют впервые приехать в Россию с программой «Панки не умрут никогда».

Думается, что такое экстраординарное событие непременно должно быть отражено в виде увлекательной дискуссии, которую, надеемся, проведёт Михаил Швыдкой в своём экстравагантном и неувядающем ток-шоу «Культурная революция».

Правда.ру


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».