Те, кто всеже решился, вызывают уокружающих восхищенное внимание. Всегда. Неважно, кому наглаза попадется раскрашенный автомобиль: тинэйджеру, которому допервой машины предстоит отсидеть еще пару школьных классов, прошедшему пожизни стороной отавтомобилей пенсионеру-библиофилу или проезжему олигарху. Окинут взглядом, оценят все без исключения. Качественный рисунок наавтомобиле— одновременно демонстрация собственного вкуса ивизитная карточка успешного человека. Отплохой жизни рисунки насвой автомобиль незаказывают.
История аэрографии
Технологию, покоторой краска наносится наавтомобиль, придумал изапатентовал в1878году американский ювелир Эбнер Пилер. Изнескольких старых трубок, швейной иглы исамодельного ручного компрессора онсмастерил первый распылитель водорастворимой краски ивкачестве отдыха отвозни салмазной крошкой изолотой стружкой всвоей мастерской рисовал спомощью этого инструмента пейзажи родного штата Айова. Права наего изобретение купила фирма Liberty Walkup, которая в 1884-м занялась «раскруткой» нового способа живописи, названного «аэрографией», ипродажей первых моделей распылителей, получивших название airbrush (воздушная кисть). Вскоре фотографы всего мира активно использовали airbrush для ретуши или раскрашивания черно-белых снимков.
Причем «бесконтактная» техника нанесения краски позволяла получать как четкие итонкие, так иразмытые контуры илинии, благодаря чему рисунки, сделанные аэрографом, повосприятию были очень близки ккачеству настоящих фотоснимков того времени. Некоторые фотосалоны даже предлагали клиентам такие услуги, как добавление нафото новых деталей или полное изменение заднего плана.
Настоящий бум аэрографии начался вначале ХХвека. Аэрограф тогда был для художника такимже модным иполезным инструментом, как сегодня лэптоп для бизнесмена. Спомощью «воздушной кисти» рисовали объявления, афиши, рекламные плакаты ииллюстрации вжурналы. Почти все рисунки, вкоторых требовалась передача изображения фотографического качества, делали методом airbrush.
Первые аэрографические изображения, появившиеся наавтомобилях, имели исключительно утилитарную функцию— это были номера накузовах гоночных машин. Затем борта спортивных автомобилей стали украшать названия илоготипы спонсоров, атакже изображения завоеванных кубков. Следующей ступенью эволюции «спортивной аэрографии» были уже художественные рисунки— различные символы, огненные вспышки, бегущие животные или летящие птицы. Стечением времени автоспорт становился все более популярным ипрофессиональным, количество спонсоров увеличивалось, икаждый сантиметр поверхности кузова гоночного болида становился дорогостоящим товаром. Поэтому «некоммерческие» изображения вскоре покинули автоспорт. Однако художественная роспись автомобилей неумерла, апродолжала активно развиваться вчастном секторе. Уже в 40-х годах вАмерике иЕвропе появились специальные фирмы, наносящие наавтомобили несложные изображения, состоящие неболее чем издвух-трех цветов, аспустя еще десять лет многочисленные airbrush-ателье предлагали владельцам автомобилей рисунки любой сложности фотографического качества.
ВРоссию автомобильная аэрография добралась лишь ксередине 80-х годов, зато всего занесколько лет прошла все стадии взросления иразвития, отнапыления избаллончика сквозь трафарет одноцветных драконов дополного художественного оформления автомобиля спомощью профессиональной airbrush-аппаратуры стоимостью несколько тысяч долларов. Заморские технологии превращения машин вживые картины стали доступны всем иоказались несакральным волшебством (как думали многие отечественные автовладельцы всоветское время), авполне приемлемым средством подчеркнуть индивидуальность владельца.
Аэрография. Этапы росписи автомобиля.
Роспись автомобиля начинается свыбора темы рисунка. Улюбого хорошего мастера всегда под рукой есть база разных изображений, изкоторых владелец автомобиля сможет выбрать себе подходящее. Просмотр каталогов иальбомов сфотографиями всегда занимает довольно много времени, нотиповые рисунки невыбирают почти никогда. Или выбирают смассой изменений, ведь здесь как нигде важна уникальность будущего рисунка. Затем начинается самый сложный процесс, вособо трагических случаях способный растянуться намного месяцев. Художники делают эскизы исогласовываютих склиентом. Формула стадии согласования выглядит следующим образом: разница восприятия одного итогоже рисунка художником изаказчиком прямо пропорциональна времени, потраченному наутверждение эскиза. Некоторые мастера говорят, что иногда возникает желание вообще отказаться отработы. Втакие моменты, например, когда, взглянув науже девятый посчету эскиз, владелец машины говорит, что оттенок чешуи сказочного дракона надобы сделать капельку позеленее, красавицу влапах этого дракона чуть пообнаженнее, даивообще, пусть лучше это будет недракон, азверь рыкающий. Разумеется, гораздо проще, когда клиент, полагаясь наопыт имастерство художника, предоставляет ему самому выбор сюжета иего реализацию. Пословам самих аэробрашеров, только вэтом случае способны родиться настоящие шедевры.
После утверждения рисунка ассистенты мастеров воздушной кисти приступают кспециальной подготовке машины, напоминающей подготовку кобыкновенной покраске кузова. Внекоторых случаях начинают сарматурных работ— например, если рисунок наносится надверь, необходимо снять снее молдинги, ручку иуплотнение стекол. Тоже касается решетки радиатора, «мулек» накапоте икрышке багажника, фар, апорою снимают даже боковые стекла-форточки. Потом автомобиль подвергается трудоемким иочень пыльным процедурам— удалению старого лака и«лечению» мелких очагов коррозии: трещинок, сколов краски, небольших вмятин ицарапин. Все это убирается, шпатлюется изашкуривается, иначе все дефекты вылезут из-под нового лака вближайшие месяцы. Затем намашину наносят слой основы— фон будущего рисунка, ипередают художнику. Взависимости отхарактера изображения художник подбирает краски различных колеров, нужных для работы, и, если необходимо, изготавливает трафареты. Затем спомощью аэрографа рисунок послойно наносится накузов. Иногда, для выполнения особенно тонких имелких элементов рисунка, мастера всеже применяют кисти идаже специальные карандаши.
После нанесения рисунка машина попадает кмалярам, которые накладывают нарисунок несколько слоев лака для защиты его отвоздействия окружающей среды. Затем лак сушится вспециальной сушильной камере. Сушка лака неменее ответственный процесс— температура вкамере недолжна превышать 60градусов, иначе могут испортиться пластиковые детали автомобиля. Некоторые лакировщики также считают, что при температуре больше 60градусов лак может потечь, вскипеть или растрескаться, аэто приведет кпеределке всей работы.
Нанесение рисунка вместе сподготовкой илакировкой обычно занимает около двух недель, хотя некоторые машины порой проводят вмастерской ибольше месяца. Срок работы вэтом случае определяет небыстродействие мастеров, асложность сюжета.
Школы истили аэрографии
Влюбом крупном городе нашей страны обязательно найдется специалист, способный качественно «задуть» рисунок наавтомобиль. Однако сложившиеся стили сегодня есть лишь уаэробрашеров Москвы иПетербурга, апроизведения региональных умельцев пока неподдаются четкой классификации— вдалеке отдвух столиц клиент еще только начинает созревать, иинтересные работы там встречаются довольно редко. Зато постоличным улицам сегодня ездят десятки эксклюзивных машин савторскими рисунками. Основная черта, покоторой можно отличить «московскую школу» аэрографии— это оформление более «свежих» моделей автомобилей. Питерским художникам побольшей части достаются уже поездившие машины. ВПетербурге редкость, чтобы клиент привез аэробрашерам автомобиль прямо изавтосалона, вМосквеже это случается довольно часто. Существуют исюжетные различия, которые, правда, вбольшей степени зависят отличности художника. Новедь начеловека влияет место, вкотором онживет.
Сюжеты московских мастеров смелее иагрессивнее. Можно сказать, что вобласти аэрографии финансовая столица ушла дальше культурной. Это вполне объяснимо— здесь раскрашенных автомобилей больше вразы, поэтому желающим выделиться (авподавляющем большинстве случаев автомобили разрисовываются именно для этого) приходится проявлять больше фантазии иэнергии.
Одним изсамых знаменитых мастеров авторской росписи вМоскве считается Ильнур Мансуров, насчету которого десятки уникально оформленных машин. Поего словам, гораздо эффективнее расписывать машины целиком, аненаносить отдельный рисунок наодин изэлементов. Каждый автомобиль, побывавший вего мастерской, содержит свою эстетическую концепцию. Например, наLamborghini изображены бегущие быки— как символ мощи автомобиля иэтого брэнда вообще, а«женский» родстер Mercedes украшен яркими подсолнухами, лепестки которых разлетаются, придавая автомобилю дополнительную визуальную динамику.
Кроме того, Ильнур— один изнемногих автомобильных художников, считающих, что интенсивность цвета рисунка зависит отавтомобиля ивоплощаемой идеи.
Среди крупных фирм настоличном рынке аэрографии выделяются такие имена, как Deep Rising иAirbrushstudio. Фирма Deep Rising специализируется натюнинге интерьера иэкстерьера автомобилей, нопри этом замечена всоздании очень интересных работ вобласти аэрографии— Hummer1, украшенный американской атрибутикой, иDodge Ram2500, оформленный впопулярном стиле «водныймир». Airbrushstudio— типичный пример «малярки», выросшей доуровня серьезной художественной мастерской. Работы этих ребят— Mitsubishi 3000GT«Воздушная атака» исовсем свежая Porsche911 Carrera «Гости избудущего»— появляющиеся наавтомобильных выставках, говорят обих серьезном творческом потенциале.
Профессиональные аэробрашеры Санкт-Петербурга немногочисленны. Допоследнего времени чаще всего наздешних улицах встречались машины, оформленные компаниями North Customs и«Автодело». Творческий коллектив North Customs составляют два харизматичных байкера сбородами, как уZZTOP, известные под кличками Джон иСтик. Ихотя сбольшей охотой они берутся заоформление мотоциклов, автомобилей ими также разрисовано немало. Самые яркие изработ North Customs: BMWZ3 «Дикая кошка», Mitsubishi Pagero «Звездные войны» иAudiTT встиле эпохи авиаромантизма. Фирма «Автодело», помимо нанесения небольших рисунков намножество питерских автомобилей, знаменита оформлением Chevrolet Suburban помотивам произведений древнерусской литературы— наодном борту изображена панорама Куликова поля добитвы, надругом— всамыйее разгар, накапоте Илья Муромец, назадней двери Ярославна иее плач.
Одна изсамых молодых имногообещающих airbruh-мастерских Петербурга— «Авто Арт Студия». Занесколько лет работы фирма собрала внушительное портфолио, вкотором немало интересных работ, например «Индейский» Jeep Wrangler Laredo, BMW Х5 «Водныймир» и«Фиат Купе» втехногенном стиле.
Московский ипитерский стили аэрографии можно назвать полноценными «школами» еще ипотому, что вкаждом изгородов существуют свои курсы обучения мастерству airbrush, накоторых будущим художникам воздушной кисти преподается разная теория иразные эстетические принципы. ВМоскве просветительской деятельностью занимается Ильнур Мансуров вучебном центре Штандокс, авот где находится учебный центр питерских художников— неизвестно, известно лишьто, что онорганизован ребятами изNorth Customs.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад