Несмотря нато, что эксперименты санимацией проводились вЯпонии идоэтого, первым заметным творением, относимым каниме, стал показ «Tale ofthe White Serpent», мультфильма студии «Toei». Первый аниме-сериал выпустила студия «Otogi», представляющий собой чёрно-белые исторические мультфильмы. В1963-м Осаму Тэдзуки, прозванный «Богом манги», основал студию «Mushi Productions» ивыпустил свой первый аниме-сериал «Tetsuwan Atom». Это стало началом бума аниме.
Втечение 1970—x аниме активно изменялось, разрывая связи сосвоими иностранными прародителями ирождая новые жанры, такие, как меха. Появлялись такие произведения, например, как «LupinIII» или «MazingerZ». Многие известные режиссёры, вчастности Хаяо Миядзаки иМамору Осии, начинали свою карьеру вэти годы.
К 1980-м аниме иманга широко распространились вЯпонии, ипереживали свой так называемый «Золотой век». Были выпущены первые сериалы изцикла «Gundam», начала свой путь квершине Румико Такахаси. В1988 году полнометражный фильм «Akira» установил в1988-м рекорд бюджета аниме-фильма исоздал совершенно новый стиль анимации.
1990-еи 2000-е годы стали временем широкого признания аниме запределами Японии. «Akira» ивышедший в1995 году «Ghost inthe Shell», впервые объединивший традиционную анимацию икомпьютерную графику, получили известность повсему миру. В1997 году полнометражный аниме-фильм «Принцесса Мононоке» собрал 160миллионов американских долларов вЯпонии.
Вразы возросло число как поклонников аниме, так изрителей, смотрящих его отслучая кслучаю. Втоже время вЯпонии продолжали совершенствоваться технологии создания иотрисовки аниме: студии переходили накомпьютерную графику, активно применяя трёхмерную анимацию. Издетских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская анимация превратилась вкультуру, творящую разнообразные, серьёзные изабавные, эмоциональные инаивные, предназначенные для подростков, детей ивзрослых, произведения.
Истоки
Старейшее известное аниме, найденное в2005 году, было создано около века назад— приблизительно в1907 году. Короткий мультфильм состоял изпятидесяти нарисованных наленте целлулоида кадров. Изображённый наних мальчик рисует китайские иероглифы, означающие «отражающиеся картинки», затем поворачивается кзрителю, снимает шляпу икланяется. Художник иавтор этой анимации неизвестен.
Произведения первой четверти XXвека, восновном, создавались энтузиастами, которые вдохновлялись творениями своих иностранных коллег. Фильмы представляли собой короткие— отодной допяти минут— анимационные ленты без звукового сопровождения. Иногда сюжеты игерои таких аниме были заимствованы иззападной культуры, ночаще это были экранизации старинных японских сказок. Кконцу указанного периода длительность отдельных мультфильмов могла достигать 15-ти минут.
Поразличным причинам большая часть произведений этих лет кнастоящему времени оказалась утрачена. Известно, однако, что некоторые изних демонстрировались напублике, идаже собирали деньги вкинотеатрах. Вэпоху немого кино творили такие аниматоры, как Отэн Симокава, Дзюнъити Коти, Сэётаро Китаяма, Санаэ Ямамото (чей мультфильм «Гора, где бросали стариков», возможно, является старейшим известным именованным аниме), Ясудзи Мурата имастер анимации теней, Нобору Офудзи. Большинство изних работало вдомашних условиях, хотяих иподдерживали владельцы кинотеатров, покупая уних права напоказыих творений.
Второе поколение японских аниматоров появилось впредвоенный период. Кэтому времени японский фольклор ваниме уступил место новым сюжетам, часто юмористическим, взападном стиле. Анимация завоевала внимание широкой общественности иинтерес государства. Вэти годы были приняты первые законы, ограничивающие аудиторию произведений— некоторые аниме были признаны пригодными кдемонстрации только лицам старше 15лет. Сдругой стороны, фильмы, содержавшие элементы обучения, всячески поддерживались иодобрялись министерством образования Японии. Сотни тысяч иен были потрачены наспонсирование таких произведений.
Нааниме также отражалась общая политическая исоциальная обстановка вЯпонии. Одной изпервых ласточек наступающего милитаризма стал вышедший в1934-м году 11-минутный мультфильм Митуё Сэо «Рядовой второго класса Норакуро», экранизация короткого газетного комикса оневезучемпсе, попавшем рядовым вармию зверей. После вторжения Японии вКитай в1937-м году были приняты первые законы оцензуре, которые существенно упростили контроль над производимой продукцией. Появилось большое количество пропагандистских аниме, снятых позаказу военных. Впреддверии разразившейся Второй мировой войны также истиль ваниме начал меняться. Аниме недолжно было напоминать западные мультфильмы. В1943-м году японское правительство решило финансировать создание первого японского полнометражного мультфильма, иподрядило тогоже Митуё Сэо собрать для этой цели команду аниматоров. Нарисованный ими 74-минутный фильм «Святые морские воины Момотаро» был юношеской лентой окоманде сильных бесстрашных зверей (вероятно, символизировавших японских солдат), освобождавших Индонезию иМалайзию отдьявольских рогатых пришельцев, возможно означавших союзные войска, вышедший вапреле 1945-го года.
Toei animation и production
После окончания войны экономика Японии находилась вупадке. Несмотря нато, что цензура игосударственное участие всоздании анимации были практически сведены кнулю, сколько-либо заметных произведений непоявлялось практически десятьлет. Существенным препятствием развитию анимации стало такжето, что сповышением длительности исложности произведений стало невозможным работать над ними водиночку или снебольшим числом помощников. «Доморощенные» студии более немогли обслуживать запросы публики, акрупные компании невозникали из-за рискованности предприятия итяжёлого экономического положения встране.
Ситуация изменилась споявлением в1956 году Toei Animation, выпустившей вскоре свой первый полнометражный цветной аниме-фильм «Хакудзядэн» («Hakujaden», 1958). Возникновение Toei ознаменовало собой начало нового периода вразвитии аниме— периода профессионального творчества. Первые полнометражные фильмы студии очень близко следовали канонам произведений Диснея, используя музыкальные ипесенные вставки, атакже наравне слюдьми задействуя животных. Такая стилизация отчасти сохранялась впроизведениях Toei Animation до 1970-х годов. Компания существует идосихпор, оставаясь самой старой известной японской анимационной студией.
Политика Toei ссамого момента её возникновения позволяла аниматором довольно свободно экспериментировать спроизведениями. Хорошим примером тому является фильм Исао Такахаты «Hols: Prince ofthe Sun» (1968), экспериментальная, внекотором роде даже провокационная лента. «Hols» часто называют прародителем авторского или экспериментального аниме, ккоторому вразные периоды развития впоследствии относили многих известных режиссёров, даже Хаяо Миядзаки иМамору Осии. Намоментже своего появления фильм был необычен ещё ипотому, что одним изпервых отошёл отДиснеевских канонов всторону собственных инноваций. Несмотря нанекоторую правку ипорядка 30минут вырезанных сцен, «Hols: Prince ofthe Sun» был выпущен Toei исобрал средних размеров кассу вкинотеатрах.
Значительным вкладом раннего Toei всовременное аниме стало использование «ключевых сцен». Широко используемый сегодня метод сокращения затрат наанимацию состоит втом, что отдельные, значительные ввизуальном смысле кадры прорисовываются сгораздо большей детализацией, чем общий поток видео. Ясуо Оцука, аниматор изToei, первым стал использовать этот приём, создав его впроцессе экспериментов поупрощению работы над мультипликацией.
В1963 году произошло ещё одно чрезвычайно важное для развития японской анимации событие. Осаму Тэдзука, известнейший японский художник, автор ряда популярнейших манг, начал выпускать насвоей студии Mushi Productions свой первый анимационный телесериал, «Tetsuwan Atomu» («Astro Boy»). Несмотря напопулярное заблуждение, «Astro Boy» небыл первым аниме-сериалом наяпонских телеэкранах, его опередил «Manga Calendar» в1962 году. Тем неменее, именно в«Atomu» впервые использовался сквозной сюжет ипостоянные персонажи. Произведения Тэдзуки нателеэкранах мгновенно обрели туже популярность, что иих манга-прототипы, ивдохновили других художников насоздание телевизионных сериалов. Достижения техники позволили начать выпуск цветных фильмов.
Для аниме поздние 1960-е ознаменовались экспериментами сформой исодержанием. Тэдзука, сторонник идеи осоздании комиксов ианимации для различных возрастов, создал несколько фильмов, ориентированных навзрослую аудиторию: это были «Тысяча иодна ночь» (1969), «Клеопатра» (1970) и«Печальная Беладонна» (1973). «Беладонна» оказалась среди них самым необычным произведением— многие считают, что этот фильм даже стал идейным вдохновителем известного современного аниме «Revolutionary Girl Utena» (1997). Также в1971 году был начат телепоказ первого «взрослого» телесериала, «LupinIII».
1970-е
Напротяжении следующей декады телевидение медленно, новерно вытесняло кинотеатры спозиций наиболее популярного развлечения. Toei Animation постепенно оставила создание стилизованных под Диснея мюзиклов, ипереключилась напроизводство телесериалов. Аниматоры, работавшие наMushi Production, разошлись повновь созданным студиям вроде Madhouse или Sunrise после того, как Mushi внезапно обанкротилась. Такое перераспределение талантов вцелом позитивно сказалось наиндустрии аниме, поскольку позволило молодым аниматорам занять ключевые позиции встудиях ивпоследствии довольно-таки свободно экспериментировать спроизводимыми фильмами.
Примером тому может стать телесериал 1974-го года «Heidi» Исао Такахаты. Будучи довольно-таки реалистичной драмой, рассчитанной надетей, сериал поначалу был отвергнут многими телесетями— продюсеры считали, что детям будет интересно что-нибудь более фантастичное, сэлементами сказки. «Heidi», тем неменее, оказался невероятно популярен нетолько вЯпонии, ноизаеё пределами— вомногих странах Европы. Неожиданный успех сериала дал Миядзаки иТакахате возможность заняться созданием литературного аниме «World Masterpiece Theatre» («Театр мировой классики»). Сериал успешно просуществовал досередины 1990-х, хотя Такахата иМиядзаки через несколько лет оставили проект.
Вэтиже годы возник ещё один специфический для аниме жанр, меха. Ранние работы, относимые кнему, включают «MazingerZ» (1972-74), «Science Ninja Team Gatchaman» (1972-74), «Space Battleship Yamato» (1974-75) и«Mobile Suit Gundam» (1979-80). Взросление научной фантастики ваниме привело ксмещению акцента сериалов спохождений супергероев наболее реалистичные ипроработанные космические оперы, где понятия добра изла уже небыли так картинно-прямолинейны. Характеры персонажей прорабатывались более глубоко, что позволяло рассматривать одни итеже проблемы сразных точек зрения.
Золотой век аниме
Свыходом фильма «Space Battleship Yamato» часто связывают начало «Золотого века аниме»
Повышение интереса ккосмическим сагам стало ещё заметнее свыходом вконце 1970-х первого фильма изсерии «Звёздных войн». Успех ипопулярность этой ленты сподвигли японских продюсеров нафинансирование полнометражного фильма помотивам вышедшего ранее сериала «Space Battleship Yamato». Споявлением его наэкранах часто связывают начало периода сверхпопуляризации, так называемого «золотого века аниме»— хотя насамом деле вместо века онпродлился лишь менее пятнадцатилет.
Кмоменту появления наэкранах «Space Battleship Yamato» уже происходило ещё одно невероятно важное для последующего развития японской анимации событие— зарождение субкультуры отаку. Поначалу немногочисленные, поклонники редких космических сериалов тех времён инаучной фантастики объединялись, находя друг друга посовместным увлечениям ичерез первые, посвящённые аниме, журналы, такие, как «Animage» или более поздний «Newtype». Само возникновение таких журналов стало откликом навозрастающую популярность аниме вовсех слоях населения.
Первые поклонники аниме появлялись также ивдругих странах. Некоторые популярные аниме были импортированы вСША, ипоказаны потелевидению. Расхожей практикой того времени была переработка сериала перед показом: так, «Gatchaman» после первой обработки превратился в«Battle ofthe Planets» (1978), втораяже сделала изнего "G-Force«(1986). Знаковый «Space Battleship Yamato» вышел вАмерике в1979 как «Star Blazers». Самаяже известная жертва режиссёрского ножа— сериал «Robotech»" ("Роботек«, 1975), сотворённый изтрёх различных аниме— «The Super Dimension Fortress Macross», «Super Dimension Cavalry Southern Cross» и«Genesis Climber Mospeada». Наэтих исправленных идополненных версиях японских сериалов иросло первое поколение американских отаку.
Немаловажным событием стало также появление в1982 экранизации манги Румико Такахаси «Urusei Yatsura», режиссёром которой выступил Мамору Осии. Начинавшая спростых додзинси, благодаря «Urusei Yatsura» Такахаси стала известна иневероятно популярна среди поклонников аниме. Последующие её произведения лишь утвердили её как одну изключевых фигур вмире манги ияпонской анимации. Чтоже касается Осии, снекоторых пор онотошёл отсоздания длинных популярных сериалов, ипредпочёл творить вперсональном стиле, необращая внимания намнение фанатов. Это позволило ему вбудущем создавать достаточно оригинальные экспериментальные произведения.
Стечением времени субкультура отаку начала оказывать заметное влияние насоздание аниме. Некоторые изпервых отаку сами становились режиссёрами ианиматорами, что немогло несказаться навыпускаемой ими продукции. Наиболее яркий пример такого влияния— компания Daicon Films, впоследствии ставшая известнейшей студией Gainax. Основатели Gainax начали свою творческую карьеру ссоздания коротких аниме-фильмов для участия вконкурсе «Daicon Scifi». Чрезвычайная популярность этих короткометражек дала вновь созданной студии возможность найти средства насоздание самого дорогостоящего аниме-фильма техлет, «Wings ofHonneamise» (1987).
Вэтиже годы был снят один изсамых известных, классических аниме-фильмов— «Навсикая издолины ветров» (1984). Наволне его успеха ивсё возрастающей популярности аниме были выпущено также множество других нестандартных иамбициозных лент, часть изкоторых исегодня нетеряет взначимости. Режиссёр «Навсикаи», Хаяо Миядзаки иего напарник Исао Такахата получили возможность основать собственную студию под патронажем бывшего редактора Animage Тосио Сузуки, назвав её Studio Ghibli. Первым фильмом вбудущем известнейшей компании стал «Castle inthe Sky» (1986) тогоже Миядзаки.
Эволюционировали испособы распространения аниме. Помимо традиционного показа сериалов потелевидению появилось отдельное направление сбыта, называемое OVA (англ. Original Video Animation, «анимация непосредственно для продажи навидео»). Как следует изназвания, OVA-произведения непоказывались нателевидении, асразу продавались навидеокассетах. Первым известным таким творением принято считать «Moon Base Dallos» (1983-1984) созданный под руководством Мамору Осии. Вероятно, иллюстрируя фразу «первый блин комом», «Dallos» оказался непопулярен, однако вышедший вскоре «Megazone23» (1985) стал весьма ивесьма известен, собрав достаточную сумму впродажах, чтобы заинтересовать спонсоров этим новым рынком сбыта продукции. Впоследствии OVA-произведения стали активно использовать для предварительной оценки произведения перед созданием его полнометражной или телеверсии. Многие известные сериалы, «Patlabor», например, зарождались как OVA, новпоследствии получали телевизионные или кинопродолжения. Споявлением OVA также связывают возникновение первых целостных порнографических аниме, хентая, таких как «Cream Lemon» (1984)— доэтогоих авторов сдерживали рамки цензуры телевидения икинотеатров.
Поздние 1980-е стали для аниме временем высокобюджетных иэкспериментальных произведений. В1985-м при поддержке Тосио Сузуки вышел новый фильм Мамору Осии, «Angel’s Egg». Формат OVA также позволил опубликовать многие короткие нестандартные произведения, например «Take the XTrain», «Neo-Tokyo» и«Robot Carnival» (все— 1987 года выпуска).
Кинокартины становились всё более амбициозными, раз заразом стараясь превзойти друг друга, идостигнуть высот популярности изначимости «Навсикаи». Среди самых заметных фильмов тех лет— «Night onthe Galactic Railroad» (1985), «Tale ofGenji» (1986) и«Grave ofthe Fireflies» (1987), все основанные наизвестных произведениях японской литературы. Успех отдельных фильмов привёл кувеличению финансирования прочих проектов, ипоявлению таких высокобюджетных творений, как «Char’s Counterattack» (1988) и«Arion» (1986). Кульминацией затрат насоздание аниме-лент стали два самых дорогостоящих натот момент аниме-фильма: «Wings ofHonneamise» (1987) и«Акира» (1988).
Большая часть этих фильмов, однако, неокупилась впрокате. И«Акира», и«Wings ofHonneamise» провалились посборам вовремя своего первого показа вкинотеатрах. Кризис вложений, возникший вследствие таких удручающих результатов, стал причиной закрытия многих аниме-студий, другимже пришлось отказаться отэкспериментов, ивернуться кпроверенным временем решениям исюжетам. Одна изнемногих безболезненно перенесла спад финансирования Studio Ghibli, сзавидным постоянством выпуская пользующиеся успехом фильмы. Очереднаяих лента, «Kiki’s Delivery Service», вышедшая в1989, заняла первое место покассовым сборам втом году, собрав более 40миллионов долларов завремя показа вкинотеатрах.
Несмотря напровал вяпонском прокате фильма «Акира», запределами страны его ждал успех. Будучи показан вомногих странах Европы иАмерики, фильм стал весьма популярен, идаже донекоторой степени представлял собой наЗападе японскую анимацию техлет. Сосмертьюже Осаму Тэдзуки в1989, финансовым кризисом иувеличением международного интереса каниме, период, называемый «золотым веком» принято считать законченным.
1990-е
После всплеска популярности предыдущих лет кначалу 1990-х аниме переживало кризис финансирования. Бюджеты занижались имногообещающие проекты сворачивались занедостатком средств. Критики отмечали также падение качества аниме-сериалов ифильмов, связанное свозвратом кпроверенным временем сюжетам иконструкциям. Продюсеры нехотели рисковать, поддерживая дорогостоящие экспериментальные фильмы.
Ситуация изменилась свыходом в1995-м году, возможно, самого неоднозначного телесериала завсю историю аниме, «Евангелион» («Neon Genesis Evangelion»). Режиссировавший его Хидеаки Анно состудии «Gainax», сам являясь отаку, превратил довольно-таки банальный образчик жанра меха внечто чрезвычайно запутанное, психологичное иподразумевающее огромное количество скрытых смыслов. Говорят, что Анно стремился сделать аниме «ототаку для отаку», иодновременно выразить свою точку зрения напроблемы этого сообщества. Так или иначе, под конец сериала режиссёр окончательно перестаёт сдерживать себя рамками осмысленности происходящего, иобращается клюбым доступнымему, пусть даже весьма диковинным, решениям, чтобы выразить свои мысли наэкране. Вышедшие впоследствии два аниме-фильма, «Evangelion: Death and Rebirth» и«The End ofEvangelion» (оба— 1997), лишь развили такую манеру рассказа.
Будучи вначале поставлен вдетский таймслот, «Евангелион» был крайне непопулярен, несмотря наизначальную свою принадлежность ковполне симпатичному детям меха. Несколько серий спустя таймслот был изменён, ивсвоём новом качестве Евангелион неожиданно завоевал внимание публики. Вкороткие сроки сериал стал невероятно известен вЯпонии, авскоре исреди поклонников аниме повсему миру. Рассказанная сумбурно, скомкано, сиспользованием множества артхаусных приёмов история бегущего отреальности мальчишки оказалась принята так хорошо, что десять лет спустя объёмы продаж сопроводительных товаров— фигурок героев, коллекционных предметов— всё ещё достаточно велики.
Влияние «Евангелиона» нааниме-индустрию было столь велико, что породило даже ряд так называемых «пост-Евангелион» сериалов. Большинство изних также относятся кжанру меха иимеют какой-либо религиозный, философский или психологический подтекст. Примерами таких сериалов могут служить «RahXephon», «Brain Powered» и«Gasaraki». Ещё одна порождённая «Евангелионом»— или, покрайней мере, получившая благодаря этому сериалу второе дыхание,— стилизация сериалов— это «психоделика», странные или крайне необычные, спорные сериалы. После выхода «Эксперименты Лэйн» (1998) полуночное телевидение стало плацдармом для обкатки многих экспериментальных сериалов. Среди последних «Boogiepop Phantom» (2000), «Texhnolyze» (2003) и«Агент паранойи» (2004).
2000-е
Впоследние годы вразвитии аниме наблюдался очередной период активного роста. Аниме стало повсеместно популярным запределами Японии, вызвав развитие соответствующих субкультуры вомногих странах. Выросло как число дистрибьюторов аниме, так иколичество компаний, его выпускающих. Объёмих выпускаемой продукции возрастает, причём зачастую невущерб её качеству. Повышается общий уровень качества анимации, для создания аниме иманги активно используются компьютерные технологии.
Несмотря нато, что первые фирмы, лицензирующие ираспространяющие аниме натерритории США, появились задолго доэтого, конец 1990-х иначало 2000-х годов ознаменовались усилением позиций этих компаний иувеличениемих количества. Наамериканском рынке ситуация слицензированием аниме стала такой, что большая часть аниме-продукции лицензируется ииздаётся впределах года смомента её выхода наэкраны вЯпонии. Подобная заинтересованность ваниме сказывается наего финансировании вЯпонии: многие дистрибьюторы, например Geneon, спонсируют создание отдельных аниме-сериалов ифильмов. Ситуация слицензированием аниме в России также изменилась влучшую сторону: запоследние годы фактически снуля возникли несколько крупных российских компаний, закупающих лицензии ираспространяющих аниме.
Сразвитием компьютерных технологий ваниме всё чаще используется компьютерная графика. Впоследнее время трёхмерные анимационные вставки появляются даже внеслишком масштабных проектах. Существует аниме, целиком созданное при помощи этих приёмов. Например, «Gantz» (2004) комбинирует двумерных персонажей переднего плана сполностью трёхмерным окружением, наследуя это уодноимённой манги, созданной такимже образом.
Менее заметным напервый взгляд, ногораздо более важным достижением стал полный переход накомпьютерную обработку графики. Сегодня графика практически любого аниме переводится после отрисовки вкомпьютерный формат, либо рисуется сразу при помощи графических планшетов. Вся работа покомбинации изображений, созданию анимации, наложению звука имузыки проводится вцифровой форме. Перевод видео наплёнку может быть выполнен лишь напоследнем этапе; впрочем, сразвитием телевидения, иэто сегодня подчас нетребуется.
Сувеличением числа производимых сериалов повышается иколичество нестандартных, экспериментальных лент. Обычная для аниме свобода творчества режиссёра даёт возможность воплощать вжизнь самые неожиданные идеи. Однако неубывает ичисло традиционных сериалов, сделанных повсем канонам жанров. Часто такие произведения даже вырождаются вшаблонное творчество, непредставляющее собой, помнению многих, ничего стоящего. Тем неменее, некоторые сериалы, выглядящие полностью стереотипно, оказываются, витоге, весьма необычны, иобретают немалую популярность. Таковы, например, «Love Hina» (2000) и«School Rumble» (2005).
Растущая популярность, сдругой стороны, стала причиной возникновения такого явления, как аниме, направленное исключительно нааудиторию отаку. После невероятного успеха «Евангелиона» 90-х годов многие студии пробовали себя всоздании сериалов, которые могут стать для поклонников японской анимации «классикой». Другое направление развития, активно используемое впоследнее время— фансервис. Ввидеоряд такого аниме встраивают кадры эротического содержания или даже посвящают эротике целиком весь сериал, сохраняя при этом некий сюжет. Примерами аниме сярко выраженным фансервисом такого рода могут служить «Жаркое лето» (2001) и«Hand MaidMay» (2003). Иногда аниме базируется напопулярных японских эротических видеоиграх вжанре «симулятор свиданий», однако такие экранизации могут быть ивполне серьёзными работами, как например «Kanon» (2002).
Ещё один вариант фансервиса— упоминание всериале культуры отаку, внекоторых случаях— демонстрацияих «необычности» и«отстранённости отостального мира». Зародившееся ещё в 1980-х с«Otaku noVideo» студии «Gainax» направление впоследние годы пополнилось несколькими достойными работами, подчас исследующими отаку навполне серьёзном уровне. Например «Genshiken» (2004) целиком посвящён субкультуре поклонников японской развлекательной продукции.
Ещё одним необычным феноменом последних лет стал японский аниматор Макото Синкай, создавший свои первые короткометражные аниме-фильмы «She and HerCat» (1999, 5мин.) и«Голос далёкой звезды» (2002, 30мин.) водиночку или при помощи своего друга. Получив, таким образом, внимание общественности ифинансирование, в2004 году онвыпустил полнометражный полуторачасовой фильм «Заоблаками» («Beyond the Clouds, the Promised Place»).
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад