Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком». Онпоявился вСША в1964году, где под влиянием Beatles иRolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. То, что они играли, заметно варьировалось взависимости отрегионов, местных музыкальных традиций, новосновном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов сэлементами доморощенной музыки скиффл. Значение этого события трудно переоценить— впервые сконца 50-х годов уамериканской молодежи появилась «своя» музыка. Респектабельные исовершенно безобидные пай-мальчики типа Бобби Виили Пола Анки, которыми фирмы грамзаписи подменили бунтовщиков-рок-н-рольщиков нарубеже 60-х годов, испугавшись, какбы рок-революция незашла слишком далеко, были немедленно забыты. Они уступили свои позиции кумиров молодежи лихому напору свежей энергии, разбудивших вюных сердцах дух свободы помыслов идействий.
Спустя пару лет это мощное всеамериканское движение вошло висторию рок-музыки под вышеупомянутым названием «гаражного рока». Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали восновном вгаражах— большеим просто некуда было деваться. «Гаражные» панки пели всвое удовольствие, нестроили меркантильных планов ибыли известны только всреде своих родственников, друзей исоседей.Ихтворческие поиски отвечали назапросы немассовой, алокальной аудитории (школы, колледжа, района). Среди сотен непрофессиональных ансамблей тех лет едвали наберется два десятка записавших настудии хотябы одну грампластинку. Новмузыке они нашли самовыражение, почувствовали возможность раскрепоститься отзаложенной обществом иродителями закомплексованности, хотябы ненадолго стать самими собой, ипоэтому вкладывали впроизведения все накопившееся чувства, всю душу. Сегодня судить о«гаражном роке» можно только понемногим уцелевшим записям техлет.
Всеже эра совершенно игнорируемых шоу-бизнесом панк-групп 60-х годов была непродолжительной. Это объясняется быстрым ростом числа музыкальных групп ирасширением границ рок-музыки, переходом кпрогрессивному року, атакже развернувшимися как раз втот период поисками новых стилей инаправлений, которые были предопределены стремительным прогрессом вобласти музыкальной извукозаписывающей техники. Кконцу 1967года все панк-группы вСША либо распались, либо оказались вовлеченными впрочие музыкальные течения. Вдальнейшем, досередины 70-х годов течения, идейно близкого гаражному року, несуществовало. Однако стремление играть простую, агрессивную рок-музыку сэлементами эпатажа непокидало отдельных представителей молодежной субкультуры, тех, кому самодеятельная бескомпромиссность гаражного рока пришлась подуше. Азерна этого стиля оказались щедро разбросаны повсей Америке. Всходы, правда, появились лишь местами: вНью-Йорке, Чикаго, Детройте, где вовторой половине 60-х годов возникли группы MC5, Velvet Underground иIggy and the Stooges. Эти ансамбли современем стали общепризнанными предтечами панк-рока 70-х годов.
MC5 (Motor City Five— «Пятерка изгорода моторов», тоесть Детройта, центра автомобильной промышленности США) обладала громким, жестким саундом. Яростный антиобщественный настрой музыкантов выражался втекстах песен ипоступках исполнителей.Ихдеятельность вобщих чертах очень походит наклассический вариант более поздней панк-группы, заисключением маленькой детали: MC5в духе 60-х годов были уверены, что рок-н-ролл способен изменить вмиревсе, что угодно... Velvet Underground возводили уродство вранг красоты ибыли еще более удивительным ансамблем для своего времени. Впору расцвета культуры хиппи илозунгов типа «непротивления злу насилием», они поднимали всвоих произведениях темы, накоторые было наложено табу: половые извращения, растущее потребление наркотиков, социальное отчуждение, жестокость общества, полная безысходность иразочарование вбудущем среди молодежи. Эти проблемы усиленно обходились всеми, хиппи просто предлагали уйти отних вмир собственных иллюзий. Авмузыке итекстах песен Velvet Underground явственно слышалось разрушающее действие современной цивилизации, звучал, что называется, набат.
Stooges олицетворяли собой третью составную часть панк-рока— визуальную. Лидер ансамбля Игги Поп бесился ибесчинствовал насцене: онмог спокойно снять штаны вовремя концерта или расцарапать себе грудь докрови, или плюнуть впублику, набрав врот побольше слюны. Первое выступление Iggy Pop& the Stooges в1967году вгороде Эрр Арбор (штат Мичиган) описывается американскими критиками таким образом: «Игги извивался всем телом, испуская нечленораздельные вопли, размазывал поголому торсу кровавые куски мяса, делалвид, будто режет себе кожу куском стекла, потом сразбега прыгал взрительныйзал. Все действо совершалось под примитивный иочень громкийрок». К счастью или ксожалению, новтегоды заряд ненависти, выплеснутый вэйфоричную среду полунаркоманов, прошел мимо цели. Большинство слушателей тогда неприняли нимузыки, ниидей MC5, Velvet Underground иStooges. Мнение было общепризнанным: хуже небывает. Однако среди американской элиты нашлись-таки немногие, кто подостоинству оценил работы этих групп. Среди них были вполне известные вСША личности: например, авангардист, художник поп-арта, кинорежиссер Энди Уорхолл, который напервых порах взял «под свое крылышко» Velvet Underground. Может быть, богемные «мальчики» просто пресытились роскошной ибеззаботной жизнью ирешили вкусить чего-нибудь эдакого? Вполне вероятно. Номожет быть идругое: интеллектуальная богема оказалась всостоянии первой почувствовать обострение застарелого кризиса вразвитых странах мира, особенно вСША: кризиса морали, человеческих иобщественных взаимоотношений, кризиса власти. Волна наркомании, захлестнувшая Америку как результат субкультуры хиппи, осознание полного провала вторжения воВьетнам, попытки разрядки, которые так инепривели куменьшению противостояния двух сверхдержав, поскольку Россия попрежнему нежелала расстаться сидеей о«мировой революции», жестокий экономический кризис, разразившийся вначале 70-х годов, и, наконец, Уотергейт— вот вехи разочарования молодежи всобственном обществе ивтех, ктоим управляет.
Факел, зажженный «гаражниками» ипронесенный сквозь 60-е в 70-е Игги Попом, подхватывают в 1973—1974 годах вполне образованные молодые люди изНью-Йорка. Они собираются повечерам вдвух клубах— «CBGB» и"Max’’s Kansas City«. Кумиром этой молодежи становятся новые группы: Talking Heads, New York Dolls, Ramones, которые представляются теперь первыми панк-музыкантами второй, настоящей волны панк-рока. Пока деятельность американских панков невыходит заграницы клубных вечеринок. Они остаются врамках приличия, практикуясь восновном вмузыке иавангардистской литературе— символизме, футуризме. Вобщем, интеллигенция развлекается. Ничего страшного. Так все идумали, пока гроза панк-рока негрянула над Великобританией два года спустя— в1976году. Англичане точно скопировали американцев— иошеломили респектабельную Англию. То, что прошло вСША неочень заметно, подняло заокеаном бурю. Авсему зачинщиком стал неочень известный содержатель лондонского магазина супермодной одежды ипобрякушек Малькольм Макларен. Всамом конце карьеры New York Dolls онподвизался уних вкачестве менеджера, тонко уловил основные тенденции нью-йоркского прото-панка ирешил использовать этот опыт народине. Результат получился ошеломляющим. Назывался он— Sex Pistols.
Несмотря нато, что многое вбританском панке действительно воспринимается струдом, кажется диким, необузданным, подчас каким-то животным порывом, онвидится закономерным явлением как вжизни современного общества, так иврок-музыкальной субкультуре. Панк стал реакцией «поколения без будущего» нетолько нанелегкие условия жизни иневозможность полной реализации духовныхсил, ноодновременно сэтим ипотребительско-мещанской сущности наинтенсификацию общественно-политических иинформационно-технологических процессов. Очень быстро онпревратился впротест— форму, подходящую для любых столкновений налюбой почве: идеологической, социальной, музыкальной. Поначалу напуганные власть имущие объявили панков хулиганами. Нокогда хулиганят сотни тысяч, это называется по-другому — бунт. Причем бунт этот возник изтрансформированного конфликта «отцов идетей». Поразительно: детей неустраивали теотцы, которые когда-то, 20лет назад, повздорили ссобственными родителями. Вспомните появление рок-н-ролла. Атеперь уже новоявленные панк-бунтари изгруппы GenerationX пели: «Пытаюсь выкинуть изголовы всякое воспоминание овашем поколении. Использую любую возможность для этого. Ваше поколение ничего для меня незначит.»
Однако теперь все было куда сложнее. Старые мечты рухнули— новым никто неверил. Пришло время отчаяния, полного неприятия окружающего мира инигилизма. При изобилии материальных благ ниуобщества, ниуконфликтующей сним молодежи неоказалось достаточно прочных моральных качеств для того, чтобы воспользоваться ими воблаго себе ивсему человечеству. Это тоже послужило причиной возникновения панк-бунта. Вначале 1976года добропорядочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла сума. Вкожаных куртках инарочито разорванных джинсах наколенках, сошпильками вушах икольцами вносу, бритоголовые или ощетинившиеся разноцветными шевелюрами, сразмалеванными краской лицами иунитазными цепочками, перекинутыми через плечо наманер шарфа, они оккупировали подворотни, местные пабы икафе. Они хулиганили вкинотеатрах, вызывающе вели себя поотношению кполицейским изадирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, вкотором родились ивыросли. Философия панков была философией «потерянного поколения», простой допредела: всвинарнике лучше исамим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир клучшему нельзя, ипоэтому нажизни икарьере встаром понимании этого слова был поставлен крест.
Мир потерял смысл. Жизнь потеряла смысл. Будущего нестало. Обэтом, например, пели Sex Pistols: «Боже, храни королеву! Ведь это фашистский режим. Онсделал изтебя болвана— потенциальную водородную бомбу. Боже храни королеву! Ведь она неживое существо. Инет будущего вмечтах англичан. Нет будущего, нет— для тебя. Мы— цветы вмусорном ящике. Мы— ядчеловечества. Мы— будущее. Ваше будущее.»
Определяющим стало наплевательское отношение кокружающим исамим себе, установка всегда совершать толькото, что хочется сию минуту. Мораль оказалась повернутой на180градусов: все, что считалось аморальным унормальных людей, наулице становилось внешним проявлением «нравственности». Это отчетливо выразила группа Slits впесне «Враг номер1»: «Если тебе нравится белый цвет, ябуду черной. Если тылюбишь черный, ябуду желтой. Если тыценишь все разумное, ябуду безрассудной. Если тыдорожишь рассудком, ябуду сумасшедшей. Если тылюбишь мир ицветы, япринесу ножи ицепи.» Этакий дух противоречия встает заэтими строками.
Высмеять все привычное иустоявшееся, разрушить создаваемое веками, раз оно напользу невсем, алишьтем, кто вбриллиантах,— так ипробила себе дорогу идеология панков— идеология противления злу насилием... над собой иокружающими. Ноздесь важно отметить, иобэтом еще будет сказано ниже, что нового внес панк-бунт вмолодежный рок-протест посравнению спредыдущими годами идаже «первой рок-революцией». Удар наносился нетолько инестолько познакомым «мишеням»— религии итак называемой буржуазной морали, что обычно выливалось впропаганду секса исвободной любви, ноипоосновным общественным устоям вообще— истеблишменту, милитаризму, королевской семье ит.д.Это, например, звучит уClash. Вот слова изпесни «Белое восстание»: «Вся власть утех, кто всостоянии купитьее. Мыходим поулицам, как цыплята... Ивсе делаютто, чтоим говорят. Яхочу, чтобы восстали люди сбелым цветом кожи. Белое восстание— мое восстание.»
Итак, предыстория панк-рока закончилась. 6-го ноября 1975года началась вторая рок-революция. Вэтот день вЛондоне вКолледже искусств Святого Мартина состоялось первое публичное выступление ансамбля свызывающим названием Sex Pistols. Группа исполнила всего пять композиций собственного сочинения, после чего напуганный сотрудник колледжа вырубил электричество. Концерт длился 10минут. Несмотря нанеудачи, оSex Pistols заговорили. Восновном благодаря скандалам, которые сопутствовали появлению музыкантов влюбых местах.Ихругали икостили, как никого еще неругали инекостили врок-музыке. «Мелоди Мейкер», ведущий английский еженедельник, обрушился наних сразгромной рецензией. Ответственный работник корпорации грамзаписи «WEA» Дейв Дивинтервью далим такую оценку: «Смузыкальной точки зрения это просто немузыкально. Втом, что они исполняют, нет дисциплины— поэтому уменя неможет проснуться любовь кним. Янедумаю, что уэтого направления есть хоть какое-нибудь будущее». Авеликий труженик рок-музыки Фил Коллинз небрежно отмахнулся: «Дауних просто нет таланта». Конечно! Идаже больше: уних нетолько небыло таланта— они играть-то намузыкальных инструментах умели кое-как. Вэтом изаключалась идея панк-рока! Они играли свои песни неради музыки, или развлечения, или денег, аради такихже, как они сами, уличных мальчишек идевчонок. Они одевались также, думали также, действовали (читай: хулиганили) также. Плоть отплоти— улица. Между прочим, так начинали многие рок-борцы: Beatles выходили насцену сунитазными сиденьями нашее, Who разламывали каждый вечер дорогостоящую аппаратуру, Rolling Stones выгоняли изресторанов иотелей завнешний вид— они были героями своего поколения. Они одевались также, каквсе, были рядом идоступны. Это покорило молодежь. Равенство ибратство— наивно инемного романтично, но, возможно, так оно ибыло. Актоже еще мог стать воглаве молодежи, укоторой остался лишь один лозунг: «Бороться против всего»?
Нон-конформизм рок-н-ролла давно уже был забыт. Рок-ансамбли увязли втоннах электроинструментов идорогой аппаратуры, их опусы вдомашних условиях невозможно было воспроизвести, как когда-то песни Beatles или Rolling Stones. Рок-музыканты 70-х из Yes, Genesis, Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd превратились вбизнесменов ижили вособняках, разъезжали влимузинах под охраной телохранителей. Уних уже неосталось точек соприкосновения смолодежью. Поэтому-то панк ипредложил создать свой собственный альтернативный мир рок-музыки, который нетребует десятков тысяч долларов напокупку дорогостоящей аппаратуры, ненуждается вконтрактах ссолидными звукозаписывающими компаниями, незаинтересован впродаже пластинок миллионными тиражами. Все, что требуется этой самодеятельности— пара дешевых гитар даударная установка: каждый, обладающий минимальными музыкальными способностями (хотя иэто необязательно), может организовать ансамбль под крышей собственного дома. Вехой встановлении британского панк-рока стал фестиваль, прошедший 20/21 сентября 1976года влондонском клубе «100». Кэтому времени лидер Sex Pistols Джонни Лайдон уже взял себе псевдоним Джонни Роттен (англ. Rotten— прогнивший) ипревратился во«врага общественности номер1», став одновременно лидером «потерянного поколения».
Перваяже песня Sex Pistols, получившая известность, стала эталоном для всех подражателей: «Анархия вСоединенном Королевстве». Вдиком темпе Роттен словно плевался словами: «Яантихрист, яанархист! Незнаю, чего яхочу, нознаю, как этого добиться. Яхочу уничтожать прохожих, потому что желаю быть самой анархией!»
Ненависть кобщественному устройству так ирвалась унего наружу. Онговорил: «Яхотелбы взорвать весь этотмир. Грязный, отвратительныймир...» Выступая понациональному телевидению, музыканты Sex Pistols сквернословили вовремя интервью, говорили гнусности. Добропорядочная, чопорная Англия была шокирована. Нафестивале атмосфера была запанибратская. Выступали все основные группы, успевшие народиться запоследние полгода под влиянием Sex Pistols: Clash, Subway Sect, Siouxsie& the Banshees, Damned, Vibrators, Buzzcocks. ИзФранции специально приехали Stinky Toys. Уэтих ансамблей музыка итексты вомногом были похожи. Песни, как правило, непродолжались более двух минут, исполнялись вочень быстром рок-н-ролльном темпе соднообразной басовой партией, подчеркивающей ритм. Многие старались звучать нарочито резко, немелодично, певцы хрипели, давились, орали, визжали вмикрофон. Зачастую песни производили впечатление сырого, недоделанного материала. Ивсеже это непомешало известному иочень популярному втегоды рок-гитаристу Крису Спеллингу сказать: «Они выглядели извучали хорошо. Большинство групп скучны, апанк— нет. Они пришли всамое время. Янепонимаю, почему некоторыеих критикуют... Очевидно, они плохо слышат».
Из выступавших нафестивале ансамблей наибольший успех сопутствовал Sex Pistols. Издругих групп лучше всего смотрелись Clash иDamned. Subway Sect неимели ничего своего задушой. Утверждая: «Мыговорим, что хотим», музыканты вовсем повторяли Sex Pistols. Уних небыло собственной аппаратуры иместа для репетиций, поэтому они неотступно следовали заClashи, как только теотставляли всторону свои гитары, «сабвэйсектовцы» немедленно «пользовались моментом» иначинали репетировать. Правда, отсутствие аппаратуры— общая беда «подпольных групп»: их участники были, как правило, очень бедны. Всвязи сэтим нафестивале произошла одна символичная история, окоторой необходимо упомянуть. Для выступления группы Siouxsie& the Banshees потребовалась ударная установка игитары. Договорились сдобряками Clash, что тедадутим свои. Нокогда «клэшевцы» увидели, как Сиукси напяливает себе наруку повязку сосвастикой, они тутже отказалиее группе ваппаратуре. «Мне кажется, она несовсем понимает, что делает,— сказал менеджер Clash Бернард Родз.— Мынехотим иметь ничего общего сЭТИМ». Среди песен, звучавших два вечера вклубе «100», были всякие. Нообщий настрой можно представить себе поназваниям: «Скука», «Лондон вогне», «Ясражался сзаконом...» Панки пели осамих себе: онищете иочередях запособием побезработице, одетской преступности инеумолимом подорожании жизни, ожестокости наулицах ионаркомании, хаосе ианархии, осуществовании вместо жизни, онежелании подчиняться чужой воле ижажде быть свободными.Ихпесни были наполнены смутным недовольством, обделенностью иполной безнадежностью. Сокрушающий нигилизм сквозил вовсем, словно панков тошнило отсобственной жизни. Впервый год опанк-роке много писали иговорили как омузыке безработных, высказывались мысли обатаке насистему. Нодаже всреде самих панков особых иллюзий насей счет небыло. Джо Стаммер изClash говорилтак: «Рок-н-ролл— совершенно бесполезен. Никто изнас ничего неизменит. Пройдет нескольколет, ивсе будут, как ипрежде, копаться вдерьме, авсвободное отэтого занятия время пойдут икупят четвертый или пятый, аможет быть, ктому времени ишестой альбом группы Clash. Рок ничего невсилах изменить. Нопосле того, как яэто сказал— аяэто сказал только для того, чтобы выпоняли, что уменя нет особых иллюзий,— явсеже хочу попробовать что-то изменить. Главное, зачто яборюсь— заперсональную свободу. Заправо выбора».
В 1977году вВеликобритании счет панк-группам шел уже натысячи. Быстро создавалась новая так называемая «независимая» система рок-индустрии. Появлялись маленькие частные фирмы грамзаписи— индиз («independent labels»), начали выходить самиздатовские журналы— фанзины— синформацией опанк-роке. Ноэтовсе, даже мысли овозможной конкуренции, неволновали «большой» мир. Ониспугался самой панк-революции ибоялся толькоее политического итога. Важно было привести его кнулю. Взадачу входило погасить впанке его социальный, вернее, антисоциальный заряд ивыпустить пар вхолостую.
Прибегнули киспытанному средству— поп-индустрии. Изпанка сделали доходный бизнес. Поначалу именитые фирмы грамзаписи отвергалиего: вноябре 1976года фирма «ЕМI» подписала контракт сSex Pistols на40000 фунтов стерлингов, новянваре следующего года указалаим надверь. Вмарте «А&М» предложила 150000 фунтов стерлингов, ноуже наследующей неделе расторгла соглашение. Авмаеих подобрала компания «Верджин», теперь уже окончательно. Эта молодежь оказалась сделанной изтогоже теста, что ивсе общество потребления: как скоро нагоризонте забрезжили крупные деньги, барыши, панк погиб. Те, кто год назад сненавистью грозили кулаком вслед разъезжающим влимузинах рок-звездам, теперь уже сами мечтали оподземных гаражах. Атрибутика стиля панк вошла вмоду ипроизводилась наконвейере. Индиз получили отдельную колонку вхит-парадах ведущих музыкальных изданий Великобритании. Обработка общественного мнения пошла втом направлении, что, дескать, влюбой системе нет ничего хорошего, покаей непротивостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы иее правильный путь развития. Панк— такая антисистема. Иеслибы система была плоха, панк смел быее. Раз ему это неудалось, значит, система прекрасна. Панку подкосили ногитем, что его разрешили ивывели изподполья. Никто больше незапрещал турне Sex Pistols, неотменялих концертов, неарестовывал тиражи готовых пластинок. Панк пустили нателевидение иэстрадные подмостки любых залов, помахивая перед носом пачками денежных купюр. Отсюда началась New Wave— «новая волна». Панк-рок начал деформироваться, изменяться, расчленяться посамым разным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки новых стилей сосвоими концепциями, новым художественным мышлением, видением мира, иными целями. Панк раздробился, как всвое время прогрессивныйрок...
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад