Использование компьютеров, действительно, может привести квозникновению киберкультуры, носовсем непотому, что компьютеров станет много. Есть много, например, телефонных аппаратов, ноникто неговорит отелефонной культуре. Дело здесь невколичестве ишироте применения, автом, сможетли найти киберкультура тучеловеческую потребность, которую она будет удовлетворять. Причем такую потребность, вудовлетворении которой, во-первых, нуждается достаточно большая часть человечества, а во-вторых, которая неможет быть удовлетворена никакими другими средствами также легко, как компьютерами. Иначе компьютерные пользовательские технологии либо станут уделом узкого круга любителей, либо, даже если найдут широкое применение, нестанут культурным феноменом, оставаясь лишь удобным средством удовлетворения имеющейся потребности.
Укиберкультуры вее современном виде есть шанс повторить историю «фотокультуры». Когда фотоаппарат стал достаточно доступен, появилась эйфория поповоду того, что фотография приобщит широкие массы населения кискусству, поскольку создание фотографии требует отчеловека навыков композиции, чувства цвета ипроч. Ачем все это кончилось? Промышленность штампует полностью автоматизированные камеры, также полностью автоматизированы процессы проявления ипечатания фотографий. Отчеловека схудожественной точки зрения вообще ничего нетребуется, ифотографирование свелось кудовлетворению потребностей памяти. Аискусство фотографии как было, так иосталось привилегией узкой группы профессионалов.
Носовсем другая судьба была утаких нововведенийкак, скажем, печатный станок или часы. Теперь все читают ипишут, все регулируют свою жизнь почасам. Письменность иточное время действительно стали элементами массовой культуры, аспособности читать иконтролировать свое внутреннее время вединицах астрономического времени (секунда, минута, час ит.д.) стали «естественными» психическими способностями человека. Чтобы стать элементом массовой культуры, компьютеры должны совершить нечто аналогичное.
Все это говорит отом, что киберкультура еще ненашла свое собственное психологическое содержание.
Новсе-таки есть возможность возникновения нового культурного феномена, который можно былобы назвать «киберкультура». Эта возможность может реализоваться, если произойдет синтез трех пока независимых друг отдруга сфер культуры: философии виртуальности, виртуальной психологии, виртуальной компьютерной технологии, или, другими словами, произойдет сопряжение психологической икомпьютерной реальностей нанекой фундаментальной, т.е. философски осмысленной, основе. Почему нужен синтез сфер ипочему именно этих?
Современная культура вступила вочередной виток повышенного интереса кнеобычным явлениям человеческой психики. Этот интерес находит свое выражение всамых разных формах: отизучения ипрактического применения различных эзотерических систем доувлечения трансперсональной психологией, мистикой, астрологией ит.д.Наличие этого интереса, собственно, иесть проявление определенной потребности. Если эта потребность ненайдет достаточно простого идешевого средства своего удовлетворения, она, как это всегда бывало вистории, пойдет наубыль, проявляя себя лишь вузком кругу настолько нуждающихся вее удовлетворении, что они готовы тратить для этого огромные усилия.
Виртуальная компьютерная технология вполне моглабы стать таковым средством, нотут нужны такие психологические модели (теории), которые позволилибы операционализировать тупсихическую реальность, вкоторой происходят необычные психические события. Есть все основания назвать эту психическую реальность виртуальной реальностью. Для этого должна быть разработана психология виртуальных реальностей: виртуальная психология.
Нодля того, чтобы киберкультура наосновании виртуальной психологии стала феноменом культуры, необходима еще разработка ираспространение виртуальной философии, т.е. особого, виртуального, способа понимания иобъяснения мира. Для того, чтобы виртуальная философия стала общепринятой, есть все основания: во-первых, вразличных отраслях науки ипрактики (отфизики элементарных частиц докомпьютерных технологий игуманитарных наук) идея виртуальности становится все более признанной, а во-вторых, есть социальная потребность вновых способах объяснения мира иовладенияим.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад