/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Идеология развития /  Глобальные конфликты /  Конфликты цивилизаций /  "Нельзя использовать военную силу для триумфа либеральной демократии"  

"Нельзя использовать военную силу для триумфа либеральной демократии"

Программа "Вехи" на телеканале "Спас". Беседа Александра Дугина с Фрэнсисом Фукуямой во время его визита в Вашингтон в октябре 2005 года.

Александр Дугин: Господин Фукуяма, 14 лет назад Вы написали свою знаменитую статью «Конец истории». Вы все еще по-прежнему думаете, что после распада СССР у человечества осталась только одна возможность – создать единый мир без границ и государств, основанный на свободном рынке и либеральной демократии?

Фрэнсис Фукуяма: Я думаю, что в течение долгих лет левые интеллектуалы верили в «конец истории», но большинство было убеждено, что это произойдет вместе с наступлением коммунизма. Оказалось, что это совсем не так. Я со своей стороны, выступил с утверждением, что история действительно движется к одной определенной цели, но этой целью является не коммунизм, а то, что сам Маркс называл буржуазной демократией. Я по прежнему верю, что так оно и есть.

Модернизация влечет за собой экономическое развитие, а оно, в свою очередь, влияет на изменение политической системы. Но вот что произошло с того времени, когда я впервые опубликовал книгу «Конец истории». Об этом я говорю в предисловии к новому изданию, которое увидит свет в следующем году. С тех пор мы столкнулись с новыми вызовами. Одним из них является выход на мировую арену радикального ислама, который является антизападным и антирациональным течением, и совершенно отрицает основные идеи эпохи Просвещения.

Но в конечном счете, этот вызов не столько серьезен, как кажется. Им все равно не удастся построить успешное общество на основе теократии. Но что касается терроризма и насилия, к которому он ведет, то это, и вправду, проблема весьма серьезная.

Куда более серьезным вызовом является для нас безудержное развитие новых технологий. Наша цивилизация становится все более зависимой от технологий, но пока не ясно, сумеем ли мы их в достаточной степени держать под контролем. Мы имеем ядерное оружие, биотерроризм, химическое и газовое оружие. Пока мы с этим кое-как справляемся, но надолго ли?! Особенно меня пугают биотехнологии. Они позволяют до такой степени контролировать человеческое поведение, как никогда раньше. В СССР пытались вывести «нового человека». Но только сейчас у нас в руках инструменты, чтобы по настоящему изменить человеческую природу. Вот это вносит серьезные поправки в мое понимание «конца истории».

Александр Дугин: Вместе с тем, господин Фукуяма, все четче проявляются различия между цивилизациями, все чаще люди задумываются о своей национальной, культурной идентичности. Все более соблазнительным становится стремление заново утвердить свою самобытность, а не отказываться от нее в общем процессе гомогенизации, превращения общества, культуры, экономики, политики в нечто однородное в глобальном масштабе – а это и есть глобализация, и описанный Вами «конец истории».

Фрэнсис Фукуяма: Но я никогда не имел в виду гомогенизацию культурного уровня. Я лишь указывал на то, что базовые социальные и политические институты становятся все более однородными и одинаковыми. Повсюду в мире воцарилась экономика, основанная на приоритете частной собственности, и политическая система, основанная на той или иной форме демократии. При этом ясно, что все не удовлетворятся этими однообразными институтами, и захотят сохранить культурные традиции, ценности, языки, одежду… Все это не исключает «конца истории». Мое видение глобального мира не просто «Макдональд», расползшийся по всему миру, и никак не повальная американизация глобальной культуры.

Одни и те же основные политические и экономические системы интепретируются по разному в Японии, в России, в США… Вот даже взять США и Европу. Американцам свобода куда дороже равенства и справедливости. Это предопределено историей и культурой, и об этих вещах мы никогда не договоримся. Поэтому вопрос лишь в том, насколько сильными будут эти своеобразные культуры, чтобы выжить и воспрепятствовать превращению их в нечто однородное.

К примеру, Китай. Чтобы справиться с модернизацией общества, Китаю нужно перестроить свою политическую систему. Но скоро мы увидим, смогут ли они проводить модернизацию и дальше без политической демократизации.

Александр Дугин: Вы предсказывали, что национальные государства в скором времени исчезнут. Вы и сейчас придерживаетесь этого мнения?

Фрэнсис Фукуяма: Нет, теперь я думаю, что национальные государства сохранятся. По определению Макса Вебера национальное государство – это единственная инстанция, имеющая монополию на насилие. Национальное государство сохранится, так как нет пока никакой иной инстанции, способной эффективно и легитимно укротить стихию насилия, заставить соблюдать законность, создать систему правил, которую люди готовы добровольно признать. Провал голосования по Европейской Конституции в таких крайних странах, как Голландия и Франция, показывает, что люди в Европе не готовы передавать слишком много полномочий сверхнациоанльным организациям – таким как Евросоюз. Для них реальное общество – это национальное общество. Но сторонники европейской интеграции стремятся преодолеть идею национального государства.

Александр Дугин: Но если национальные государства не исчезают, то «история не заканчивается», она остается открытой. А значит возможны новые конфликты и войны, которые, по сути, и составляли ткань мировой политической истории…

Фрэнсис Фукуяма: Я думаю, теперь государства мира будут сосуществовать в мире. При либеральных демократиях люди не воюют друг с другом. Проблема в том, что если мы выходим за рамки национальных государств и создаем глобальную политическую организацию, то мы делаем войны не возможными, однако подвергаемся новому риску – наступлению глобальной тирании. Мирового правительства никогда не будет потому, что мир слишком различен – географически, культурно, социально. А значит, эта глобальное политическое мировое чудовище не возможно будет создать.

Александр Дугин: Значит, перспектива создания глобальной нации теперь Вами исключается?

Фрэнсис Фукуяма: Да, я считаю, что не очень реалистично сегодня считать, что при таком разнообразии люди захотят передать полномочия единственной глобальной политической инстанции. Я надеюсь, что, напротив, будет создано сообщество государств, в основном демократических, которые будут мирно сосуществовать друг с другом. Это новое видения можно назвать «свободным мировым порядком»…

Александр Дугин: Как в эту картину вписывается война в Ираке, которую ведет Ваша страна? Она проходит под циничным лозунгом «укрепления демократии»… Разве это не прямое отрицание мирного и свободного «мирового порядка», описываемого Вами сейчас?

Фрэнсис Фукуяма: Я был против этой войны. Хотелось бы сказать о двух вещах. Первое: у США не всегда получалось построить в других регионах национальные государства по своему образцу. Когда мы оккупировали Германию и Японию, нам удалось построить там демократию. Но в Латинской Америке, на Филиппинах, в Африке, у нас получилось намного хуже. Вообще ничего не получилось. Я думаю, у нас не достаточно знаний и мудрости, чтобы адекватно осуществить политические трансформации в Ираке, не говоря уже обо всем Ближнем Востоке. Объявлять об успехах демократии там - это абсурдные амбиции. Было бы хорошо, если бы это было так, но это не так.

Во-вторых. Весь мир сейчас враждебно настроен в отношении к США, так как все считают, что США ведут себя в военных, экономических, культурных и политических вопросах как гегемон. Это порождает широкий антиамериканизм. Американскому правительству надо было бы в первую очередь думать, как уменьшить эту враждебность, а не увеличивать ее, возвышаясь надо всеми остальными в позе всемирного лицейского.

Да, национальные государства останутся, но должны стать демократическими. Конечно, государство может быть демократическим и все равно иметь серьезные проблемы. Одна из главных структурных проблем современности в том, что США влияют на большинство стран, а те никак на США не влияют. Я думаю, вы, русские, переживаете это очень остро…

Александр Дугин: Антиамериканизм в России - это повальное явление…

Фрэнсис Фукуяма: К сожалению, администрация Буша не понимает этого. Не осознает, до какой степени остальной мир готов сопротивляться американизации. Я думаю, нам самим не следует способствовать тому, чтобы антиамериканизма стало еще больше. И наоборот, постараться кое-что исправить, создавая международные структуры, чтобы люди в мире чувствовали, что соучаствуют во всем…

Александр Дугин: Проблема состоит в том, что вы, американцы, воспринимаете свою систему ценностей, как универсальную. Вы видите свою миссию, чтобы распространить их среди остальных народов. В этом состоит ваша специфическая американская идентичность. Вы тоже считаете, что американские ценности являются универсальными и общеобязательными для всего остального человечества?

Фрэнсис Фукуяма: Я верю, что идеи Французской и Американской революций являются универсальными и ведут к принципам свободы и равенства. Но истолковать их можно по-разному в зависимости от того, в каких обществах это толкование происходит.

У американцев в вопросе этого истолкования свой путь, и они никак не поймут, что некоторые типично американские институты никак не работают в других обществах. Даже в Японии, где мы проделали такую большую работу по насаждению демократии, демократию понимают весьма специфически…

Александр Дугин: Вот это точно. В Японии я беседовал с одним профессором, признанным специалистом по Канту. Всю жизнь Кантом занимался. И в разговоре со мной этот профессор говорит: Кант великий мыслитель, единственную вещь, которую он не понял, это то, что ноумен и феномен совпадают. Ему это открылось в состоянии дзэн-буддистского просветления. Весьма специфическая, согласитесь, интерпретация Канта, вся мысль которого основана на несовпадении феномена и ноумена…

Фрэнсис Фукуяма: Интересный пример… США считают, что просто помогают другим странам найти их собственный путь, сделать свой выбор, а на деле они навязывают всем свою модель силой.

Один профессор из Стэнфорда недавно сказал: Фукуяма – что-то вроде Маркса неоконсервативного движения, поскольку я через модернизацию объяснил необходимость движения к демократии. А БушЛенин, и его администрация – ленинисты. Они, как и большевики, хотят воплотить эту идею как можно быстрее и с помощью силы. Но вот в этом они натолкнулись на проблему 11 сентября. Я думаю, что ленинизм был ошибкой. Так как нельзя для реализации своих целей использовать силу. И неоленинизм Буша тоже ошибка. Нельзя использовать военную силу для триумфа либеральной демократии. Все надо делать более органично. Извне ничего не получится. Все должно созреть изнутри.

по материлам сайта : "информационно-аналитический портал ЕВРАЗИЯ"

 


« Назад

Хиты

Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики. 
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь. 
На Марсе обнаружили странную дыру
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.