/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Деградация мира

Самопровозглашенная независимость Косово вызывает бурные дискуссии. В основном обсуждается, каким образом косовский случай воздействует на обстановку в зонах других территориальных конфликтов. Но интереснее другое: балканские события органично вписываются в общий процесс деградации международных институтов.

Все участники косовской коллизии апеллируют к международному праву. Все твердят о желании решить вопрос на основе признанных норм. Процесс же полностью вышел за рамки правовых процедур. Совет Безопасности ООН вне игры, а легитимность нового государственного образования надолго останется предметом споров.

Москва и Белград обвиняют в этом инициаторов косовской независимости «любой ценой» – США и Западную Европу. Вашингтон, Лондон, Париж, Берлин и прочие единомышленники Приштины считают, что обструкционистская позиция России в Совбезе ООН еще больше ослабила этот орган.

Между тем ничего нового не произошло. Международные институты утрачивают влияние уже полтора десятилетия. И все, кто только может, по очереди вносят в это свой вклад.

Как правило, приверженность принципам международного права обратно пропорциональна силе. Чем слабее и уязвимее государство, тем большим радетелем права и обязательств оно выступает. И напротив – осознание собственного могущества стимулирует желание действовать в обход существующих правил.

В этом смысле холодная война – уникальный период. Силы двух крупнейших субъектов международных отношений были примерно равны. Для функционирования мировых институтов это имело двоякие последствия. С одной стороны, Совет Безопасности ООН, например, был парализован биполярным противостоянием, что делало его эффективность крайне ограниченной. С другой – наличие двух равновеликих блоков заставляло согласовывать правила и нормы поведения. Ни одна из сторон не могла вести себя исключительно по собственному усмотрению, и потому требовалась система общих институтов.

С окончанием холодной войны все изменилось. Победившая сторона тяготилась ограничениями, которые накладывали правила предыдущего периода. Но проигравшие не имели возможности настаивать на полноценном применении этих правил. В результате правовое оформление политики постепенно стало превращаться в ритуал, а не в сущностный процесс выработки решений.

«Со щитом или на щите – у Соединенных Штатов в новых условиях больше не появится причин вновь подчинить себя старым ограничениям», – так в 2003 году охарактеризовал ситуацию американский исследователь Майкл Гленнон. В нашумевшей статье в журнале Foreign Affairs он фактически провозгласил смерть Совбеза ООН как дееспособного органа. Хотя Гленнон писал это по следам быстрой победы в Ираке, сама идея была изложена в его ранее вышедшей книге «Пределы права и прерогативы силы», основанной на опыте как раз косовской кампании 1999 года.

Война НАТО против Югославии обосновывалась необходимостью защитить правовые нормы и гуманитарные стандарты. Но для ее легализации потребовалась более чем вольная и сомнительная трактовка ранее принятой резолюции СБ ООН. В случае с Ираком обошлись вовсе без резолюции.

По мнению неоконсервативных идеологов начала этого столетия, ООН и вовсе следовало упразднить, поскольку она утратила моральные и юридические права. Ведь, как отмечал Гленнон, «к 2003 году основной проблемой стран, решавших вопрос о применении силы, была не законность, а разумность ее применения». При этом считалось очевидным, что США как мировой лидер, конечно же, способны определить, что разумно, а что нет. Равно как и то – что морально, а что аморально.

Ситуация предстала в ином свете, когда начали выясняться печальные последствия такого рода действий – прежде всего для самих Соединенных Штатов. Второй срок президентства Джорджа Буша отмечен попытками вернуть политику США в международное русло. Однако распад прежней системы взаимоотношений набирает обороты. Лозунг Доналда Рамсфелда о том, что «коалиция добровольцев» легко заменяет стабильные альянсы и организации, живет и побеждает. Уже и помимо воли тех, кто на этом настаивал.

Эрозия затронула, конечно, не только ООН. В целом эффективность международных организаций при решении мировых проблем снижается. Разговоры о реформировании разных институтов – от ООН и ОБСЕ до МВФ и ВТО – заканчиваются ничем.

Основная коллизия заключается в противоречии между формирующейся многополярностью международной системы и неэффективностью многосторонних институтов. Растет количество государств, которые заявляют права на то, чтобы участвовать в определении правил игры. Существующие институты были приспособлены для нужд двухполюсного мира. Они еще могли как-то функционировать в условиях, когда требовалось лишь формальное утверждение решений, принятых за их рамками. А вот механизмы эффективного согласования интересов различных участников мировой политики в явном дефиците.

Какие форматы демонстрируют сегодня эффективность? Те, что созданы по договоренности ряда держав для решения конкретной проблемы. Например, «шестерка» по урегулированию северокорейской ядерной проблемы и «пятерка» по Ирану. Конечно, они действуют в координации с Советом Безопасности ООН, но в их основе – согласование позиций и интересов отдельно взятых государств. Это согласование, правда, дается с огромным трудом, оно все время оказывается под угрозой из-за глубокой подозрительности всех участников.

Перелом рубежа 80-х – 90-х годов прошлого века оказался не финалом, а стартом болезненного процесса глобальной трансформации – от конфронтационной стабильности с четкими правилами к чему-то новому. Пункт назначения неясен, движение продолжается.

Обстоятельства появления нового государства на Балканах приводят к невеселому выводу. Надежды 1990-х годов на мир, который регулируется правом и гуманитарными ценностями, не оправдались. Применение военной силы и преобладание этнического принципа государственного строительства над гражданским – комбинация именно этих двух факторов привела косоваров к независимости.

Тот же Гленнон писал пять лет назад: «Нации по-прежнему будут стремиться к наращиванию могущества и поддержанию безопасности за счет других. Они продолжат спор о том, когда следует применять силу. Нравится нам это или нет, но так устроен мир. Первым шагом к возобновлению шествия человечества в направлении законности и правопорядка будет признание этого факта».

Факт можно, пожалуй, признать. Это значит, что в мире за последние сто лет изменилось меньше, чем представляется. И уроки, которые казались выученными, возможно, придется повторять.

по данным сайта " Россия в глобальной политике"( Ф. Лукьянов " Деградация мира")


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».