В сентябре 2007 года Москву посетил известный левый интеллектуал, египтянин, проживающий в Сенегале, Самир Амин. Одной из целей визита стала презентация российской публике перевода его книги "Вирус либерализма. Перманентная война и американизация мира" (М., 2007). В беседе, состоявшейся 4 сентября в помещении клуба "Русского института", ниже представлен отрывок его стенограмы.
Рассматривая различные идеологические, политические, экономические среды этого вызова, сегодня яхотелбы говорить обэтом вызове вобщем, вобщей перспективе, таким образом, чтобы внашей дискуссии мымоглибы сфокусироваться нанекоторых точках, которые представляют для нас интерес.
Мое восприятие современной истории, которая является непосредственно историей капитализма, заключается вследующем. Во-первых, капитализм всегда был глобальной системой. Таким образом глобализация, как таковая, это не что-то новое. Второе, глобальное распространение капитализма всегда было неравным, тоесть, создавало поляризацию вглобальной системе инепредоставляло возможностьтем, кто противостояли ему или были вне мейнстрима. Таким образом, капитализм всегда, ныне существующий капитализм, был империалистическим. Иимпериализм, это никакой не«этап», как часто это называется, иужтем более неявляется он«последним этапом» капитализма. Империализм— это характеристика капитализма навсех своих этапах развития.
Итак, это история, история капитализма, капиталистической глобализации. Знаете, когда мыговорим оглобализации, мыдолжны всегда принимать вовнимание как минимум тот факт, что капитализм икапиталистическая глобализация, тоесть, неглобализация как таковая, ноименно капиталистическая глобализация, впоследние четыре века, начиная сзавоевания Америк, идо, скажем, Российской революции,— это четыре века захвата мира, захвата мира посредством центров капитализма, которые всегда были империалистическими.
Таким образом, смомента Российской революции идаже, если быть более точным, после Второй Мировой войны, этот глобальный порядок перестал быть приемлемым. И, кстати, оннебудет приниматься людьми ивдальнейшем. Порядок уже нестабилен. Возникла первая волна, победная волна, носподъемами ипадениями, сбольшим количеством проблем, привязанным кэтой волне. Первая волна повторных завоеваний, независимости, нетолько политической независимости напериферии глобальной системы. Ипоэтой причине возникла Российская революция, встране, которая если непериферия, топочти периферия. Можем сказать— слабое звено глобальной системы.
Итак, эта история будет продолжаться. Явообще неверю вто, что эта страница будет перевернута имывернемся к 19-му веку или ранее, что капитализм победит вовеки веков. Однако произойдет некая настройка этой глобальной системы ипроизойдет настройка глобализации, этой идеологии ириторики неолиберализма.
Дистанция между этой либеральной риторикой иреально существующим капитализмом,— как минимум такова, насколько была дистанцирована риторика социализма отсоциализма реального. Вам конечно знакомо ито, идругое: какова была риторика икакова— реальность. Вкапитализме дистанция даже еще больше. Таким образом, либеральный дискурс— это очень слабый дискурс, ионнеимеет никакого отношения креальности.
Две волны
Первая волна включила нетолько сроссийскую революцию, нотакже сюда икитайская революция была включена,— инетолько эти две революции вместе, две большие революции воимя социализма,— началось движение национального освобождения вАзии, вАфрике, конечно сразличными социальным содержанием. Это был длительный период, примерно полвека потребовалось для того, чтобы возникли эти движения. Носейчас мынаходимся втаком периоде, когда первая волна заставила империализм настроиться ктребованиям людей. Напримерто, что называется «настройка сегодня»— это настройка Востока иЮга кЗападу.
Империализм— ондолжен был настроиться, ионнастраивается. Ионнаучился противостоять этой волне. Нояуверен, что двадцать первый век будет как раз веком второй волны, которая примет вовниманиевсе, что было достигнуто вовремя первой, идвинется даже дальше.
Некоторые извас являются сторонниками альтерглобализации или антиглобализации. Это другая организация мира, другая структура мира, нетолько науровне международных политических взаимоотношений, нотакже науровне внутренних социальных порядков, потому что они взаимосвязаны. Естественно, есть вещи, которые новы сегодня посравнению спредыдущими этапами глобального империалистического распространения иони возникают как ответ людей нанего. Всегда есть новые вещи, всегда возникают новые этапы: икапитализм идет через этапы, имытакже перешли нановый этап. Что является самой важной частью этого нового этапа? Большинство современной литературы, особенно экономической литературы делает акцент натехнологических инаучных революциях итому подобном. Да, они являются важными, потому что они влияют нетолько напроизводительность рабочей силы, ноони также влияют наклассовую составляющую итакже настандарты найма ииспользования рабочей силы. Итакже были научные итехнологические революции ивпредыдущие века, наверняка они будут возникать ивбудущем, иэто очень важно, ноэто неявляется основной, самой важной причиной распространения капитализма.
Коллективный капитализм триады
Так чтоже является самой важной причиной смоей точки зрения? Есть две вещи. Первая изних— этото, что мысдвинулись всторону коллективного империализма триады, триада— это вот эта банда: Соединенные Штаты Америки, можно сказать, плюсих провинции Канада иАвстралия, Европа, западная часть Польши после колонизации иЯпония, соответственно. Это нечто новое, потому что досегодняшнего дня впериод XVIIIвека иXIXвека или первой половины XXвека империализм рассматривался вомножественном числе, тоесть был неимпериализм, ноимпериалистические силы ипостоянная конкуренция, даже можно сказать, постоянная война между этими империалистическими силами. Ноэта страница была перевернута. Исейчас унас имеется коллективный империализм, что обозначает, что корни атлантизма,— объединенная Европа, тотже самый Евросоюз, иСоединенные Штаты Америки,— имеют очень сильное экономическое обоснование сточки зрения транснациональных олигополий.
Все остальное— риторика, чистая рыночная риторика. Ведь нет такого рынка, который неконтролируется. Рынки контролируются посредством этих олигополий. Эти олигополии вместо постоянного конфликта, как это было раньше, друг сдругом задолю рынка, насегодняшний день контролируютвсе. Уних есть общие интересы вуправлении глобальной системой. Это общий фронт Запада вих распространении наЮгинаВосток, иэто нужно держать вуме. Это неозначает, что нет противоречий между ними -эти противоречия как раз были одной изтем изтем моей книги,— между Соединенными Штатами Америки потенциально иЕвропой.
Вторая точка зрения такова, что новое, это шаблон взаимоотношений между империалистический центрами, или центром сейчас, иколлективным империализмом. Когда Каутский рассматривал капитализм, может быть, тогда всвое время онбыл неправ, как Ленин думал, ноонправ сейчас. Сегодня унас есть этот коллективный империализм, и— глобальныйюг, периферия. Периферия всегда состояла изцелого ряда коллективных субъектов, она никогда небыла гомогенной. Она включала всебя периферию иполупериферию, которой также была иРоссия в 17-м году, и, может быть, Россия сегодня также является частично периферией. Иуних были различные функции вэтой глобальной системе глобального капитализма. Ибыла монополия индустрий. Содной стороны, мыможем сказать, что были центры, которые индустриализировались, нации, страны, ипериферия, где небыло этой индустриализации, они имели лишь негативное определение вкачестве общего.
Ноесть между ними еще нечто общее, что объясняет социальные революции или революции воимя социализма. Россия, Китай ивсе другие национально-освободительные движения повсей Азии иАфрике— уних была попытка догнать эту индустриализацию. Ивэтом заключена определенная логика. Нонасегодняшний день мыневидим эту картину напериферии глобальной системы, насегодняшний день напериферии мывидим очень сильное движение всторону индустриализации. Мы, естественно, ненастолько одинаково, как наЗападе, ноочень сильно движемся вэтом направлении. Таким образом, периферии насегодняшний день нельзя определять негативно как недоиндустриализованные страны. Китай, Индия, Бразилия, Египет, Алжир, Южная Африка идругие, они двинулись наэтап индустриализации наразличных уровнях этой индустриализации, нотак или иначе они двинулись туда, особенно после Второй Мировой войны.
Итак, результатом этого являетсято, что периферии разделены надва набора стран, надва ряда стран: те, которые передвинулись виндустриализациюи, может быть, немного дальше продвинулись вэтом направлении, ите, кто имеет иллюзию того, что они могут догнать центры сточки зрения глобального капитализма. Иэто, естественно, является ситуацией того, что происходит вумах китайцев иособенноих руководящего класса, иэто тоже самое, что происходит вумах руководящих классах Индии, Бразилии иряда других стран. Наверняка это так жето, что происходит вумах ироссийских руководящихлиц, тоесть что мыпытаемся догнать капиталистическую глобализацию, переход изэтапа периферии, то, что мывидим вРоссии сегодня— экспорт газа, нефти, иточка, больше ничего,— синдустриями, которые более неспособны противостоять, конкурировать навнутренних рынках. Новсе это неболее, чем иллюзия. Если мыбудем говорить оРоссии, иллюзия царизма вконце XIXвека идореволюции, это также была иллюзия догоняющей модернизации. Точно такаяже как наюге, вИндии, вЕгипте начиная с 19-го года, это также постоянно являлось иллюзией буржуазного или капиталистического класса Латинской Америки.
Существуют так называемые развивающиеся страны. Это идеологическая риторика, они неразвивающиеся, они развились уже достаточно давно. Идостаточно смешно видеть, когда американцы вновостях говорят оКитае, оЕгипте, обИране как оновых развивающихся странах. Смешно это слышать, это очень весело наблюдать. Ноэто риторика «бла-бла-бла», это даже неидеология.
Другая сторона третьего мира— этоюг, тоесть тестраны, которые помногим причинам, естественно, эти причины отличаются оттех, которые работали в«развивающихся» странах, непередвинулись наэтап индустриализацииили, может быть, небыли способны построить достаточно массивное количество индустрий, которыебы обладали конкурентоспособностью наглобальном уровне. Иони маргинализировались. Они слабые: Африка, Ближний Восток... Среди этих стран есть бедные ибогатые. Новопрос глобального капитализма— это невопрос бедных ибогатых. Сомали— это очень бедная периферия, Объединенные Арабские Эмираты— это богатая периферия. Естественно, выможете быть периферией, ноэто пассивное положение науровне глобальной системы, неактивное, которое способно сформировать глобальную систему.
Ивсе, что остается этим государствам— это подстраиваться. Если увас нет ничего, выподстраиваетесь как бедные, если увас есть нефть, нонет большого количества населения иочень высокий уровень доходов начеловека, вытоже подстраиваетесь кэтой системе, ноэто невводит вас вчисло центральных стран.
Пять монополий
Империализм насегодняшний день более неявляется синонимом монополии индустрий. Монополия центров империалистической триады, сдвинулась смонополией индустрий ктому, что яназываю, пятью новыми монополиями. Доступ кнатуральным ресурсам планеты— это первая монополия, тоесть это означает, что есливы, Россия, хотите использовать свою нефть игаз для себя ипрекратите продавать его Западу, что неявляется планом текущего российского правительства, естественно, вам этого непозволят сделать, вас сразуже свяжут санкциями. Тоесть, естественно, нефть находится под контролем.
Вторая монополия— это монополия новых технологий, это имеет отношения непосредственно кнаучным итехнологическим революциям. Эта монополия сверхзащищена. ВТО слишком чрезмерно защищает патентование, интеллектуальную собственность, индустриальную собственность итак далее.
Третья— это монополия контроля над глобальными финансовыми потоками посредством нетолько страховых компаний, пенсионных фондов идругих подобных инструментов, нотакже ипосредством всего комплекса олигополий.
Четвертая монополия— это контроль над средствами массовой информации икоммуникации.
Ипятая монополия— это контроль над эксклюзивностью владения оружием массового уничтожения. Это неИрак, это неИран, это неСеверная Корея, которые являются для них опасностью, ноэто Соединенные Штаты Америки сосвоим количеством вооружений иих точкой зрения натех, кто может икто неможет иметь это вооружение.
Вот это смещение— этото, что проявляется всегодняшнем мире, иэто действительно тот вызов, это вызов непросто глобализации, нокапиталистической иимпериалистической глобализации натекущем этапе развития. Таково мое определение нынешней глобальной системы.
Итак, завершая, япопытаюсь быть кратким. Существует общий вызов, который стоит перед всеми людьми вмире, включая иСевер, иЗапад. Это вызов, который стоит иперед людьми России, Китая, Азии, Африки, Латинской Америки. Янеговорю опролетарском социализме, или окоммунистах, или о каком-то эксклюзивном классе, которыйбы смог ответить наэтот вызов, нообщее движение сопротивления должно начаться движениясил, которые представляют народные классы вовсех частях мира. Иони должны работать вместе вэтом движении, иони должны вэтом движении сопрягать три основных элемента.
Демократизация, прогресс, многополярность
Явкратце скажу, какие эти три позиции, изатем ябуду говорить вдеталях обэтом. Итак, это демократизация общества, социальный прогресс ипостроение многополярного мира. Доминирующий дискурс иидеология либерализма разделяет эти вопросы вместо того, чтобы объединитьих всех вместе.
Уних есть какие-то рецепты: демократия— это плюралистическая многопартийная система, ноэтот рецепт неимеет применения вбольшинстве случаев инеможет изменить ничего действительным образом. Говорят осоциальном прогрессе, имысейчас незнаем, что это такое. Говорят, что онбазируется нарыночной экономике, норыночная экономика производит абсолютно противоположное,— она производит неравенство.
Естественно, если, конечно, онконтролируется или балансируется политикой,— это также национальный суверенитет. Национализм, конечно, принадлежит уже прошлому, ивы, может быть, ненационалист, если говорите онациональных интересах. Номынаходимся вглобальном мире, где есть одна нация, которая имеет более высокие права, чем другие, ивызнаете, ктоте, кто имеют больше прав. Иестьте, укого нет прав, воимя нации, чьи интересы выражает националистическая идеология.
Демократия вмоей концепции— это процесс, это нешаблон, это исторический, длительный процесс, который покрывает все аспекты социальной жизни, что обозначает также взаимоотношения между мужчинами иженщинами, это также обозначает взаимоотношения всемье, взаимоотношения между работодателями ирабочими ивцелом очень большой круг вопросов. Неможет быть никакой демократизации без трудящихся, безих участия наразличных этапах впринятии решений. Ивтеории, если говорить обудущем, которое стоит перед нами, это будет как раз движение ксоциализму, нонасегодняшний день текущий социализм неможет характеризоваться стакой точки зрения.
Вывозможно вкурсе, что вПекине два года назад яучаствовал водном мероприятии так называемого «Пекинского консенсуса». Нотам небыло никакого консенсуса! Они отвергали какой-либо консенсус! Постсоветский консенсус— это как раз неконсенсус скапитализмом, имыдолжны говорить, что мынеможем это принять. Это была официальная точка зрения китайцев, что мынеможем это принять: укаждой страны есть свой путь итому подобное... Ноесли вынебудете иметь какой-то социальной подоплеки под этой спецификой развития этого своего пути, онокажется витоге движением вникуда.
Демократия— это процесс, как ясказал. Нам говорит современная буржуазная риторика иидеология, что рынок решит проблемы социального развития. Нояуверен, что это нетак, рынок нерешит этих проблем. Для меня демократия вточном смысле— это толерантность, плюрализм мнений, выборы... нобез социального прогресса, демократия непривлекательна людям, населению.
Поэтой причине страны часто двигаются всторону каких-то иллюзий, кпсевдорелигиозным иллюзиям, как, например, это происходит вмоей стране— Египте— ивбольшинстве других мусульманских стран, псевдоэтнические иллюзии, как, например, вбывших советских республиках, которые вышли изСССР или Югославии. Поопределению эти тенденции антидемократичны. Таким образом, существует определенный тип демократии, который производит антидемократическую систему, которую янепринимаю.
Это касается иЗапада, который имеет очень глубокую традицию парламентаризма, парламентской демократии, которая работала напредыдущих этапах капитализма. Когда-то парламентаризм производил содержание, которое позволяло иметь некий компромисс между рабочим классом икапитализмом вопределенный период после Второй Мировой войны. Ноэта страница уже перевернута, насегодняшний день выможете голосовать свободно ичестно, как минимум вЗападной Европе иСоединенных Штатах Америки. Там производятся манипуляции очень навысоком уровне. Выконечноже голосуете, ноэто недает вам какого-либо результата, выголосуете заправых, залевых, наследующий день парламент говорит: мынеспособны сделать что-либо вэтом отношении, потому что рынок принимает решения. Иесли рынок принимает какое-то решение, тогда зачем вывыбираете депутатов? Что они делают, каковаих роль? Уних нет власти.
Теперь омногополярности. Ялично несчитаю, что мир после Второй мировой войны— аэто период почти всей моей жизни— был двухполярным. Это небыл период так называемой двухполярности ихолодной войны, как его называли икак его презентует насегодняшний день доминирующая риторика. Да, была военная двухполярность между Соединенными Штатами Америки иСоветским Союзом, ноэта военная двухполярность сопровождалась политической многополярностью.
Унас был Советский Союз, был Китай, иони небыли очень большими друзьями. Также унас были такие страны, как страны Азии иАфрики, унас был даже фронт Азии иАфрики, или некий альянс несотрудничающих стран. Также унас были идругие страны, тоесть была многоцентральная система, многополярныймир. Иэто период империализма, который должен был подстроиться под требования, которые выходили изосновной логики капиталистического иимпериалистического расширения изахвата мира.
Ичто мывидим сегодня? Аккумулировавшиеся исторические противоречия привели ктому, что система достигла своих лимитов, иона эррозирует ираспадается. Грамши сказал, что старый мир умер, новый мир еще неродился, ивэто время увас есть монстры втени серого цвета атмосферы. Имынаходимся как раз вэтом периоде: старый мир уже ушел, новый мир еще несформировался, нет четкого видения этого мира, поэтому унас есть большое количество монстров, окружающих нас внашей политике насегодняшний день.
Каким образом мыможем перестроить этот мир вполицентричный, многополярныймир? Яоптимист— яоптимист потой причине, что янеисключаю, чтомы, люди, самоуничтожаемся. Да, мывсостоянии похоронить себя, номывсе-таки нетакие. Потой простой причине, что сложившаяся система ненадежна, потому что есть как минимум рациональное зерно, которое лежит внас, внаших умах ивобществах— альтернатива вконце концов возникнет. Она должна возникнуть насколько можно быстрее, естественно, как мыхотим, потому что пока идет время, люди страдают истрадают ужасно, имногие изних уничтожаются ипогибают.
Ноэта система нетолько нестабильна, и, впринципе, это будет мое последнее утверждение, нетолько нестабильна социально, политически, нодаже культурно иидеологически она нестабильна, нодаже иэкономически она нестабильна. Яимею ввиду, что экономический дисбаланс достиг той точки, когда уровень спекулятивных капитальных инвестиций, которые неимеют никакого участия вреальной экономике, в30раз превысил объем монетарных операций наглобальном уровне. Это было в2000году, инасегодняшний день эта цифра даже еще более высока. В30раз выше, чемто, что необходимо для финансирования всех экономик мира, инвестиций, торговых операций!. Этого никогда ненаблюдалось впрактике капиталистического мира ранее, и, естественно, это должно закончиться гигантским коллапсом. Янезнаю, произойдетли это наследующей неделе,— ятак недумаю, естественно,— новтечение пятилет, если можно так сказать. Система, естественно, пытается оттянуть эту позицию, ночем дольше она будет это оттягивать, тем мощнее будет коллапс. Итогда наступит время принятия важных решений.
Это будет время, когда люди будут готовы встретиться сновыми возможностями— возможностью перестройки, создания нового общества, новых международных взаимоотношений. Это небудет концом истории, иэто небудет раем наземле. Да, будут позитивные движения водной части мира, стагнация вдругой части мира, регрессия втретьей части мира, как это обычно происходит вистории, ноэто очень большой шанс, который стоит перед нами, иэто будет шанс даже для России выйти изунизительной позиции периферии, экспортера газа инефти, иона сможет участвовать позитивно,— некак в«Большой восьмерке», как говорят— «семерка +1»,— ноона будет участвовать как активный участник перестройки этого мира.
Что касается глобального Юга, некоторые изего представителей реагируют, смоей точки зрения, даже для сегодняшнегодня, очень позитивно, иони двигаются вперед. Янеговорю, что они доходят допредела, когда яговорю ореволюционных продвижениях вперед, нонеореволюциях вЛатинской Америке. Нонекоторые нации пытаются реагировать навызовы мировой системы неочень позитивным образом, например направляя агрессию друг против друга. Скажем, такие движения, как политический ислам, как, например, югославы, которые последовали заэтноцентризмом, инекоторые другие, которые двигаются поэтомуже шаблону. Это существует, ксожалению, вистории. Давайте посмотрим на1929год, это был год очень большого кризиса. Кчемуже онпривел? Нацисты содной стороны очень популярны, ноипопулярна компартия сдругой стороны. Тоесть существуют иправые, илевые ответы. Иянадеюсь, что подойдет этот коллапс, имассы людей будут готовы двинуться влевую сторону отвызова.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад